Слово связующее пространство продолжение 2

Вячеслав Сазанаков

СЛОВО СВЯЗУЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО

Продолжение 2

Начальный этап экспансии потомков «варварских королевств» на восток с благословения католической церкви в IX не является совпадением с крещением Киевского и других княжеств, объединивших славянские народы. Великий раскол 1054 года на Римско-католическую Церковь с центром в Риме и Православную с центром в Константинополе на Востоке определили географию усиление военной экспансии.
Пик глобального похолодания в пятом веке в Европе распространился и на территорию проживания славянских племён на Восточно-Европейской равнине. Изменяющийся климат в Европе и переселение племён с Востока, привели к миграционному движению славянских племён с северо-запада Европы на восток и северо-восток. Отдельные племена мигрировали в северные русские земли. Многочисленность населения и высокий уровень экономического состояния их хозяйства позволили им выстоять перед потоком Великого переселения народов. Находившиеся среди славян балты и германцы были ими ассимилированы. Произошло завершение этногенетического процесса становления восточнославянского языка и этноса. Группа славянского населения в Псковско-Ильменском крае проживает обособленно. Здесь распространилась письменность берестяными грамотами на праславянском языке с древненовгородским диалектом слова.
В период с VIII по X век установился благоприятный климат с тёплой и влажной погодой, позволяющий вести успешное пашенное земледелие и животноводство на территории Смоленского Поднепровья. Местное население Волго-Камья и Приуралья устанавливает этнические контакты с погранично проживающими славянами. Территория Восточно-Европейской равнины на Ростово-Суздальской земле была заселена отдельным восточно-славянским племенем, от которого до настоящего времени дошёл владимиро-суздальский говор Слова. Переселенцы вступили в контакт с финскими аборигенами. Втягиваясь в единый этногенетический процесс, они сформировали древнерусское население Ростово-Суздальской земли. Впервые в походе Олега на Киев в 882 году и в походе 907 года на Константинополь участвуют не представители племён, а воины Ростовской земли, выросшие из славяно-мерянского симбиоза.
Со ссылкой на летопись новгородского епископа Иоакима (до 1030 г.) историк В.Н. Татищев Олег предстаёт братом Ефанды – жены Рюрика. В 879 году, после смерти основателя династии Рюриковичей, являясь опекуном Игоря - малолетнего сына Рюрика, он начал княжить в Новгороде. В 882 году, согласно Повести Временных лет, Олег, взяв с собой  Игоря, отправился в Киев. Его сопровождала дружина, состоящая из варягов, воинов племён чудь, словен, мерю, весь, кривичей. По пути передвижения были покорены города Смоленск и Любеч. Управлять ими Олег оставил своих князей. К Киеву он приплыл на ладьях. Приглашённые к нему, княжившие в Киеве бояре Асколд и Дир прибыли. Они поддались общению подарков бисером и украшениями. Князь Олег, оставив спрятавшихся в ладьях своих воинов, встретил бояр с Игорем на руках. Из обещанных подарков состоялся только важный разговор. Взойдя на ладью, и показывая Аскольду и Диру малолетнего княжича Игоря, Олег сказал «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А он – сын Рюрика». После этих слов оба киевских боярина дружинниками были убиты. Этим жертвоприношением князь Олег выполнил историческую миссию. Он сохранил для славян династию Рюриковичей.
Поселившись в Киеве, князь Олег положительно оценил удобное расположение города на пространстве славянских земель. Тогда он объявил своей дружине «Да будет это мать городам русским». Последующие события 25 лет Календаря свидетельствуют о расширении державы киевского князя. В 883 году ему подчиняются древляне, в 884 году – данники хазар северяне. В 885 году покоряются Киеву радимичи. Более в Хазарию дань не направляется. Дань переправляется в Киев. Об установлении силы влияния и воинской доблести городов русских свидетельствует поход Олега в 907 году на Царьград. В его итоге византийский император Лев IV Философ соглашается платить дань Киеву. С этого года начинается беспошлинная торговля Руси с Византией. В торговом договоре от 911 года Олег именуется «великим князем русским». Князь Олег погиб трагически в 912 году от укуса змеи.
С 912 по 945 год Киевским княжеством управлял Великий князь Игорь Рюрикович. Он стал мужем княгини Ольги, девушки из незнатного рода деревни Выбуты Псковской земли и отцом Святослава Игоревича. Среди других жён князь Игорь «… Ольгу из-за мудрости её более других чтил». В 941 году князь Игорь, после Олега, повторил поход на Константинополь. К стенам Византийской столицы приплыли воины на более чем тысяча ладей. Флотом Константинополя и греческим огнём флот «короля руссов Ингере» был повержен. Игорь вернулся в Киев. После того похода энциклопедический византийский словарь Суда от Х века запечатлел русское имя киевского князя Игоря. В 944 году князь Игорь вновь отправился в комбинированный военный поход. Его дружины продвигались по суше конницей и на ладьях по морю. Сражение с византийцами не состоялось. Император Роман I Лакалин выслал навстречу Игорю послов с богатыми подарками. Удовлетворившись дарами, заключив военно-торговый договор с Византией, Игорь вернулся в Киев. В договоре упоминаются имена племянников Игоря, княгини Ольги и сына Святослава. Впервые было обозначено действо в церкви, где варяги-христиане приносили клятву.
В походе 911 года на Константинополь не участвовала дружина древлян. Игорь отправился в 945 году к ним для получения компенсации тогда понесённых потерь. Наряду с этим размер дани был увеличен. Сбор её сопровождался насилием над древлянами. Возвращаясь в Киев, Игорь неожиданно принял решение отправиться обратно. Возвращение его стало роковым. Древляне со своим князем Малом на своём совете приняли решение его убить. В итоге этого заговора они «… выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как их было мало». Княгиня Ольга (890-969), став вдовой, жестоко отмстила участникам заговора против её мужа. Она хитростью уничтожила старейшин древлян. Казнила 5 тысяч человек. Взяв в военную осаду в 945 году столицу древлян Искоростень, сожгла город, привязав к ногам птиц горящую серу. Причиной  четырёх видов мести древлянам стала любовь Ольги к Игорю со дня их встречи. Женщина не смогла забыть их первую встречу в 903 году. Тогда князь Игорь на переправе под Псковом обратил внимание на перевозчика девушку. Юная особа была переодета в мужскую одежду и ловко управлялась с переправой. Страстный порыв и уговоры князя юная особа остановила словами: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание». Подобное запоминается навсегда. Когда настала пора жениться, Игорь, отвергая других невест, послал сватов за полюбившейся ему девушкой в Псков.
После гибели князя Игоря его наследнику Святославу было от рода 3 года. Княгине Ольге исполнилось 55 лет. Она была рассудительной, решительной, любимой и смелой женщиной князя Игоря. Её личное участие в расправе над древлянами дали все основания киевским дружинникам и их воеводам признать княгиню Ольгу представителем законного наследника княжеского Киевского престола. После окончательного покорения древлян и Волыни Киев стал контролировать сухопутный торговый путь «из немец в хазары» и водный маршрут по Бугу в Балтику. На пересечении этих двух путей основался Владимиро-Волынский. Княгиня Ольга первой на Руси содействовала каменному градостроительству. Она поддерживала благоустройство новгородских и псковских территорий по реке Десне. В 955 году Киевская княгиня Ольга отправляется в Константинополь и там принимает крещение в христианство с именем Елена. Обряд крещения проводили император Константин VII Багрянородный и патриарх Феофилакт. Желание матери окрестить убеждённого язычника Святослава, сыном не поддерживалось, при этом крещению других он не противился. Святослав постоянно находится в военных походах. Управление княжеством всецело принадлежит княгине Ольге. Умерла она в Киеве 11 июля 969 года.
Сын князя Игоря и княгини Ольги Святослав Игоревич в Киеве формально стал управлять княжеством в трёх летнем возрасте с 945 года. Реально власть к нему стала переходить только  с 964 года. Святослав стал в истории Руси первым князем со славянским именем. Отличался он воинственным характером. В первом бою против древлян участвовал в четырёхлетнем возрасте. Тогда он впервые бросил в противника копьё. Став взрослым воином и полководцем, к своему противнику всегда посылал гонца с предупреждением «Иду на Вы!». Главной военной победой Святослава Игоревича было сокрушение в 965 году Хазарского каганата (650-969) и их столицы Итиль. С 967 года князь Святослав участвует в военном конфликте между Болгарией и Византией на стороне Константинополя. В 968 году он вынужден был вернуться в Киев из-за осады города печенегами. После отражения набега печенегов в 969 году он похоронил свою мать княгиню Ольгу. К тому периоду уже не Киев, а Переславль на Дунае стал его любимым местом пребывания. Отрядив девятилетнего сына Ярополка киевским князем, Олега – князем древлян, Владимира – новгородским, осенью 969 года Святослав со своей дружиной снова отправился в Болгарию. В союзе с болгарами он ведёт до 971 года с переменным успехом войну с Византией. В итоге безрезультатных военных сражений начались мирные переговоры. По их итогам с Византией восстанавливались торговые отношения и заключался военный союз. Осенью Святослав на ладьях возвращался в Киев по Днепру. Воевода Свенельд (924-978), с его Слова, рекомендовал обойти пороги реки на конях из-за угрозы нахождения там печенегов. Святослав якобы проигнорировал его совет. Остался зимовать на подходе к порогам Днепра. Перезимовав, весной 972 года дружина во главе со Святославом подошла к порогам и попала в засаду печенегов во главе с ханом Курей. В бою князь Святослав погиб. Свенельд с конной дружиной прошёл в Киев по юго-восточным землям Руси. Он и принёс весть о гибели Святослава Игоревича. Это событие Календаря оставило истории вопрос: «Воевода Свенельд предупреждал Святослава или известил печенегов о нём?». У Свенельда - два сына. Одного имя – Лют, другого называли именем Мстиша. Сам воевода Свенельд был тщеславен и любил власть.
Оставленный в летописях внешний вид Святослава дал основания для исторических спекуляций. Попытки приписать* Святославу черты казака, связаны с его внешностью, предстают псевдоисторическими измышлениями не более того. (*Грушевский М.С. (1866-1934) – киевский, российский и советский историк. Первый том «Истории Украины-Руси» из 10-ти был издан в 1898 году во Львове на средства Австро-Венгрии. Грушевский - активный приверженец антирусских измышлений). Святослав Игоревич – сын Великого Киевского князя Игоря Рюриковича был отважным славянским полководцем и воином своей эпохи. С малых лет, провозглашённый Великим Киевским князем и городов русских, Святослав таковым оставался до последнего дня своей жизни.
Биографию первого славянского князя рода Рюриковичей Святослава Игоревича, продолжил его старший сын Великий князь Киевский Ярополк Святославович. Впервые бразды правления Киевом Ярополк Святославович получил в 970 году на период военного похода отца в Византию. После печального известия Свенельда о гибели князя Святослава от рук печенегов с весны 972 года двенадцатилетний Ярополк Святославович стал Киевским князем. Оставаясь язычником, князь уважительно относился к христианам. Народу, желающему принять таинство крещения, не препятствовал. Весь период своего правления он контактировал с королём Германии и императором Священной Римской империи Оттоном II. К Ярополку приезжали послы от папы Римского. Опасения Святослава, на предложение Ольги стать ему христианином, сказались на судьбе его старшего сына Ярополка. Активное соотношение с христианами оттолкнули от князя Ярополка многих подданных Киевского княжества, поклонявшихся язычеству. В выписке, сделанной В.Н. Татищевым из Иоакимовской летописи, сказано: «Ярополк нелюдим у людей, потому что христианам дал волю великую». Этим положением воспользовалась третья сторона. С 977 года, пользуясь юностью княжичей, организаторы организовали между ними распри. Начинается всё с того, что «Ярополк… муж кроткий и милостивый ко всем, любящий христиан…» направляется со своей дружиной в Овруч, столицу князя древлян Олега. Ничто не предвещало кровавых столкновений между братьями. Не было к тому никаких оснований и предлогов. Впоследствии вину за начало войны старшего брата косвенно возлагают на воеводу Свенельда. Проявление беспричинных распрей всегда точно показывает на интерес и участие в организации конфликта стороннего наблюдателя, имеющего свой интерес. В истории становления славянских княжеств в Древней Руси присутствуют существенные события Календаря, связанные с тем, что при воеводе Свенельде погибли великие князья киевские Игорь Рюрикович, Святослав Игоревич, Ярополк Святославович.
Легендарность событий, связанных с киевскими князьями от Игоря Рюриковича до Владимира Святославовича, переписана со слов очевидцев и свидетелей на страницы летописей. Переписана легендарность с домыслами и искажениями. Тому имеется множество примеров. Отдельные факты их содержания носят явно заказной характер. Такая летопись как Иоакимовская, вызывает сомнение в учёном мире историографов по многим её положениям. Сравним с современностью.
В современной России в ночь на субботу 30 января 2015 года, явно по заказу извне, сгорают источники библиотеки Института информации по общественным наукам Российской Академии наук, то что можно сказать о летописце, который не только за хлеб насущный трудился над письменами, но над его головой повседневно нависал правящий меч.
Пожар в библиотеке организован профессионально и с учётом выводов МЧС о пожарах. Он организован в конце месяца, в день окончания трудовой недели и в час наивысшего психологического расслабления всех работников. Всех, кроме пожарных МЧС. Но и это предусмотрели организаторы пожара. Возгорание проведено на третьем этаже трёхэтажного здания. В итоге при тушении пожара многое сгорит. То, что не сгорит, будет залито водой. Пожар охватил 2 тысячи квадратных метров. Окончательно возгорание потушено более чем за 24 часа 31 января с проливкой этажей до утра 1 февраля. Откачка воды осуществлялась 2 февраля. В тушении пожара приняли участие 202 сотрудника МЧС и 58 едениц техники.В итоге затрачены на тушение пожара миллионы рублей денег России. Итог организованной беды для народов государства будет исчисляться десятилетиями. А каков простор для заказных фальсификаторов истории прошлого! Заказчики фальсификаций хорошо осведомлены в отношении того, что написание истории прошлого, в действительности является её планированием на будущее. Так что потери 2015 года вероятнее всего имеют трагические последствия. Они во много раз более, чем определил и сравнил масштабы потерь от пожара президент РАН Владимир Фортов. К слову. Упоминаемый выше Грушевский за написание основ украинского национализма был в общественно-политической жизни Российской империи persona non grata. Непостижимым по логике образом этот фальсификатор стал привечаемым советским историком в СССР. Подобная трансформация и фальсификация в целом привела к тому, что народы территории бывшей Древнерусской земли Киева живут с начала XXI века в условиях прогрессирующего разрушения экономики и межнациональных связей. Это разрушение сопровождается не только уничтожением памятников и символов предшествующей эпохи самой древней части Руси и славян, но и убийством их приверженцев.
Пример современного пожара приведён для сравнения с тем, что было 100 – 500 и тысячу лет в прошлом. Ум человека периодов тех лет по замыслам организации добра и зла ничем не отличается от современного. Сам человек с его бытовыми потребностями и страхом расправы остаётся прежним. Один из живущих – герой, другой – духовный оборвыш, третий – предатель и вор. Все три типа присутствовали при написании летописей и переписывании их в легенды. Учитывая эти обстоятельства, зададимся простым вопросом, почему неизвестна ни одна из дат рождения киевских князей. Даются они в примерном изложении. При этом странным образом точно указывается дата их гибели и смерти.
Рождение Великого князя Киевского Игоря Рюриковича определяется примерной датой 878 года. Дата гибели – 945год. Его жена Великая княгиня Ольга родилась примерно в 890 году, умерла 11 июля 969 года. Если её сын, согласно сведениям из Ипатьевского списка, Святослав Игоревич родился в 942 году. От этой даты рассмотрим последующие события Календаря Киевской Руси. Дата рождения у Святослава сына Ярополка неизвестна. Нет и имени его матери и откуда она происходила. Три внука княгини Ольги впервые упоминаются в «Повести временных лет» и обозначены 968 годом. Один из трёх внуков назван по имени - Ярополк. Уходя в поход в 970 году, Святослав, которому 28 лет от роду, оставляет за себя в Киеве сына Ярополка. После его убийства печенегами в 972 году на княжеском престоле остаётся  Ярополк, в возрасте 10- 12 лет. Через пять лет в 977 году Ярополк, в возрасте 15-17 лет, ведомый воеводой Свенельдом, отправляется с вооружённой дружиной к среднему брату Олегу. (Возраст не установлен. Авт.) 
Малолетнего князя древлян, вероятнее всего, сталкивают с коня в ров. Когда он падает, за ним в канаву направляются и другие лошади. Юного Олега лошади давят там насмерть. В итоге виновных, кроме Ярополка, никого нет. Это и есть главная причина личного горя юного князя. Летописцы не смогли обойти вниманием то, что князь искренне сокрушается по поводу гибели брата. Тогда выходит, что не с распрей и с войной он шёл на Олега. Шёл для того, чтобы узнать о причине смерти Люта, а оказался в смертельной западне. Именно осознание своей вины делают Ярополка Святославовича беззащитным перед другим братом – новгородским князем Владимиром.
После побега в 977 году юного новгородского князя Владимира «за море», Ярополк, не претендуя на происшедшее, становится правителем всей Киевской Руси. Странным образом он не принимает никаких мер к укреплению своей власти. Подобное происходит и с побегом Владимира. Для его побега из новгородской земли не было никаких оснований. Кто и с какой целью, какой наставник отправил его за чужим войском для последующего свержения с престола старшего брата, неизвестно. Неизвестно кто и в каких целях смог собрать, вооружить и снарядить в течение короткого периода непобедимую дружину для Владимира Святославовича, Затем отправил эту военную силу в 978 году на захват Полоцка, а затем и Киева. Один воевода Свенельд столь масштабные мероприятия на огромной территории Древней Руси и за её пределами провести не мог. Кто их планировал и кто в них участвовал – дело историков ближайших поколений России при условии, если не сгорят в заказных пожарах жалкие остатки источников в историографии России.
 Причиной конфликта юного Киевского князя Ярополка с юным братом Олегом древние источники представляются в определённой части надуманной историей. Ярополк Ярославович отправляется к Олегу Святославовичу отомстить за убийство одного из сыновей Свенельда по имени Лют. Сам факт этого происшествия и последующие события не дают ответа на возникающий вопрос. Кто и с какой целью уговорил кроткого и милостивого ко всем христианам Ярополка идти с оружием на родного малолетнего брата? Воевода Свенельд? В этом случае ответ выходит половинчатым.
Возвращаясь в прошлое, замечаем легендарную смерть князя Игоря Рюриковича более схожую с происшествием, при котором его заманивают в смертельную ловушку. Планы заговорщиков и претендентов на Киев нарушила княгиня Ольга. Никто из противников князя не ожидал встретиться с подобным характером женщины и её военной сообразительностью в расправе с древлянами. Неожиданностью стало и то, что Ольга оказалась самой популярной личностью среди дружинников князя погибшего Игоря. Женщине, ставшей княгиней из простого происхождения Последующее оставление князя Святослава на порогах Днепра с вероятным тайным планом захода дружины Свенельда в тыл печенегов, стало смертельной ловушкой для профессионального воина. Свенельд не выполнил его условия. В итоге Святослав Игоревич был убит. Его череп печенегами долгие годы использовался символически с целью не только устрашения. У этого действа была и вторая сторона расправы со Святославом. Замысел подобного действа остался в тайне прошлых веков. Вероятнее всего он связан планами Хазарского каганата, интересами Византии и самих печенегов.
При столкновении дружины Ярополка с Олегом, князь древлян трагически погиб, упав в ров. Падение юного воина со своего боевого коня более схоже с заранее подготовленным планом расправы с князем древлян без участия Ярополка. В те времена легче было вырвать походный стул из-под сидящего на нём, нежели допустить падение юного воина с коня в ров. Это, в первую очередь выглядит не столь трагично, как смешно для той эпохи. Кому это было выгодно? С какой целью? После падения, Олег был раздавлен упавшими в ров лошадьми. Идущий с оружием на брата Ярополк, ставший свидетелем его гибели, не просто сожалеет, а сокрушается трагическому случаю.
Кто и какую весть доставил до новгородского князя Владимира, под воздействием которой он, пользуясь чужим советом, бежит «за море». Великий князь Киевский Ярополк Святославович, в ведении которого находится вся Киевская Русь при приближении дружины во главе с Владимиром, покидает Киев и прячется от него в городе Родно. А когда он по приглашению брата возвращается в Киев на переговоры с Владимиром, его с особой ненавистью убивают два варяга, поднимая «мечами под пазухи» в присутствии воеводы Блуда. Так ли на самом деле зовут этого воеводу? Или он тот самый Свенельд, имя которого летописцы решили ни поганить имя славного воина таким поступком и переименовали его в Блуда Ивещея? Не потому ли узнав об убийстве Ярополка и обстоятельствах гибели Олега, оставшись один на один со Свенельдом, о многом догадался Владимир Святославович. В тот момент осознал молодой киевский князь Владимир своё место очередника в череде всех смертей Рюриковичей. Против этого он принял неординарные и судьбоносные решения для себя и для истории в становлении Древней Руси. Стрессовая ситуация подобного вывода многое меняет в поведении человека.
За десять лет до принятия православия нрав новгородского князя Владимира соответствует нравам его военных наставников-варягов. Он злобен и беспощаден. Владимир - скорый на расправу и насилие человек и полководец. Захватив Полоцк в 987 году, он принудительно взял в жёны Рогнеду – дочь князя Рогволда и невесту Ярополка. Беременную жену брата Ярополка Владимир Святославович взял себе в наложницы. После насилия над ней Владимир убил на её глазах отца и двух братьев. В 987 году Рогнеда, ненавидя дикий нрав Владимира и желая отмстить мужу за смерть родственников, предприняла попытку убить его. Покушение ей не удалось. Рогнеде грозила смертная казнь. Владимир приказал жене нарядно одеться. Увидев в руках мужа меч, Рогнеда закричала. На крик с мечом в руках прибежал их первый сын Изяслав. Казнь не состоялась. Вняв совету своих бояр, Владимир Святославович отправил жену и сына в основанный для них в верховьях реки Свислочь город Изяслав. Это событие не могло в рядовом и повседневном порядке пройти мимо самого князя Владимира. Оно состоялось в период, когда он принимал решение сменить языческую веру на иное вероисповедание.
Своё правление в Киеве князь Владимир в 978 году начинал со строительства капища, в котором установил шесть идолов главных богов славянского язычества: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла,и Мокоши. Воспитанный нравами военной жестокости и пренебрежения к окружению, допускавший человеческие жертвоприношения, имевший много жён и сотни наложниц, князь Владимир неожиданно, в канун своего тридцатилетия всё в себе меняет прямо противоположно тому, что было в нём. Наперекор старшему брату Ярополку, тяготевшему к западному римскому христианству, Владимир обращается к Византийскому вероисповеданию. Причиной столь резко поворота в сознании и поведении князя Владимира могла стать информация, полученная из Византийской империи о таинственных смертях князей Игоря, Святослава, Ярополка и Олега. С 978 года нет упоминаний в Киеве и Свенельда. Невозможно исключить и то, обстоятельство, что в течение нескольких дней после занятия Киева и расправы с Ярополком, князь Владимир Святославович узнаёт о притязаниях воеводы на киевскую княжескую власть. Тому были основания. Воевода Свенельд, прикрываясь добрым и нравственным характером Ярополка, был единовластным правителем Киева и подвластного ему пространства Древней Руси. В последующие годы князь Владимир получает подтверждения полученной изначально информации о тёмной стороне киевского правления. О претензиях Священной Римской империи по освоению не только территории Руси, но и планов крещения восточных славян и народов в свою веру. За пределами Руси все называли её народы русскими. До сего дня тот порядок названия представителя любой национальности России стойко и неизменно сохранился.
Нравственный и государственно-правовой поворот в сторону православного христианства, совершённый князем Владимиром Святославовичем, ограничил претензии западных соседей на обширные территории восточных славянских княжеств и территории Родины тех народов, которые издревле проживали на ней. Позволил ему в короткий срок не только объединить их военные силы в дружину вокруг Киева, но и сблизить торговлей, разрушая языковые и духовные барьеры. Его княжение в Новгороде, дружба с варягами, жёсткий и жестокий характер  стали основой подчинения славянских племён центральной власти Киева. Знакомый с новгородскими берестяными грамотами, Владимир Святославович обладал грамотностью чтения и написания Слова. При выборе между глаголицей и кириллицей специалисты начертания Слова русского языка основой своей письменности избирают алфавитную письменность на основе кириллицы. Самыми известными распространителями славянского письма были епископ Константин Преславский, Черноризец Храбр. Представителем Преславской книжной школе в болгарской столице Плиска был также писатель и переводчик Иоан Экзарх.


Рецензии