Толпа внутри тебя
Книга пророка Иеремии, 15 глава, 19 стих: «На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицом Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним».
Тема извлечения драгоценного из ничтожного, описанная в этом отрывке, интересовала меня все эти годы, и я даже стала считать, что это основной принцип Бога в любом Его действии в отношении каждого человека.
Однако, только сейчас значение данного отрывка (в контексте, конечно же, и стихов последующих) открылось для меня в полной мере. Возможно, откровение это сугубо субъективное и касается в большей мере лично меня, но, думаю, что найдутся люди, которые воспользуются данным предложенным мной толкованием как своим собственным.
Что может быть ничтожнее, чем толпа? И, наверное, даже не сама толпа, а то бессознательное, в которое она вовлечена. Учёные, психологи и различные религиозные деятели называют это явление по-разному, но суть его от этого не меняется. Я предпочитаю называть то, о чем буду писать, групповым эго и буду пользоваться этим термином в течение всего своего повествования, однако, в различных источниках вы можете встретить и другие названия, такие как бессознательное коллективное, «стадный синдром», коллективная неосознанность и другие.
Википедия определяет это явление, как одну из форм бессознательного, единую для общества в целом и являющуюся продуктом наследуемых структур мозга. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального, по определению всё той же Википедии, является то, что оно общее для разных людей и не зависит от индивидуального опыта.
Я придерживаюсь мнения, что групповое эго – это некая духовная субстанция, определённая коллективная мыслеформа, а так как любой дух – это в первую очередь нечто, состоящее из информации в сочетании с волей и даже сознанием, то групповое эго – это нечто «живое» и могущее воздействовать на деятельность и жизненные процессы многих людей.
Один и тот же человек может находиться в разных ситуациях под действием абсолютно разных групповых эго. На примере обычного современного человека это можно описать так: Сергей К. живет в России, любит рыбалку, имеет питомца – немецкую овчарку Белли и посещает баптистское собрание. Какие групповые эго могут на него воздействовать?
Учитывая, что групповое эго более чётко и явно проявляется в разделениях и спорах (потому что разделение – это любимое занятие любого эго, как коллективного, так и индивидуального; любое эго может существовать лишь в отделении от всего остального, а также утверждаться посредством отрицания всего остального),мы можем установить следующие факты. В конфликте между Россией и другой страной, Сергей Н. скорее всего будет защищать Россию в любых политических спорах (многих из вас, возможно, это огорчит, но всякий патриотизм, каким бы красивым он не казался, - это всего лишь результат жизнедеятельности группового эго), так как в своём бессознательном он является частью группового эго всех россиян. В извечном споре между «кошатниками» и «собачниками» (и такое явление встречается довольно часто!) Сергей Н. будет выступать против любителей кошек. Если где – то возникнет разговор о том, что лучше – рыбалка или охота, Сергей уверенно и увлеченно будет убеждать, что поймать «вооооот такую рыбу» гораздо интереснее, чем в кого - то там стрелять. И так во всём. Даже женщин, скорее всего, наш герой будет считать стервами, потому что в мире очень развиты мужское и женское групповые эго, и, по сути, призванные друг друга дополнять, они только и делают, что противостоят друг другу.
Библия очень часто говорит о целых народах, как об одной личности и это не просто аллегория. «Народ», «дочь Сиона», «Израиль», «Вавилонская блудница» - вот, пожалуй, некоторые имена собственные, которыми в Библии обозначены в единственном числе целые группы людей. По моему мнению, это как раз имена групповых эго.
Кстати, возвращаясь к нашему герою Сергею Н., хочется сказать, что где – то в глубине души Сергей будет недолюбливать всяких там «неправильных» пятидесятников и православных, потому что и в среде церкви (изначально призванной объединять), к сожалению, прижилось и даже укоренилось всё то же групповое эго и в случае с религией, оно даже более агрессивное и жесткое, чем другие виды коллективного бессознательного. С чем это связано, это уже другой вопрос, требующий глубинного рассмотрения.
Далее, я думаю, стоит определиться с тем, когда групповое эго играет положительную, а когда отрицательную роль в жизни отдельно взятого человека. Выскажу своё субъективное мнение, сложившееся у меня в силу полученного личного опыта и наблюдений. Групповое эго – это скорее инстинкт, истекающий из нашего низшего состояния (и, прошу заметить, что я не называю ни инстинкты, ни низшее духовное состояние чем – то нехорошим и ненужным; напротив, без низшего не было бы высшего). Птицы, сбивающиеся в стаи, а животные – в стада – вот яркие примеры группового эго среди животных.
При этом я не отрицаю абсолютно групповое эго в человеческой жизни, я даже вижу наивысший пример подобного явления, описанный в Новом Завете – это Церковь. И даже более того, групповое Эго под названием Церковь (что может сильно резать слух) – это наивысшая степень нашего коллективного развития на этой земле, в том случае, если самим Эго является Христос, а не баптизм или православие (как в случае с Сергеем).
Также я считаю, языковые группы, государственный институт, расовая принадлежность и прочие групповые эго были созданы самим Богом как инструменты, для того, чтобы держать в рамках падшего грешного человека и человечество в целом до определённого момента. Определённым моментом в жизни каждого человека является то, что мы привыкли называть сегодня «рождением свыше».
Однажды я услышала внутри себя чёткую фразу: «необходимо выйти из этих процессов». Позже я поняла, что «эти процессы» - это все процессы бессознательного в моей жизни, отлаженные годами, веками и даже тысячелетиями существования всего человечества; в том числе необходимо выйти из – под влияния групповых эго, под воздействием которых мы все периодически находимся. Именно эту свободу нам принёс Христос! Чтоб это сделать правильно, нам необходимо понять на уровне откровения, что любое групповое эго – это всего лишь инструмент, созданный Богом для времени нашего земного существования. Групповое эго – это хороший слуга, но плохой господин, хотя, к сожалению, из – за грешного состояния человека в мире и каждом отдельно взятом сердце произошло смещение этих функций и групповое эго незаконным путём захватило нишу, принадлежащую человеку, созданному по образу и подобию Божьему.
Так вот, настало время вернуться к началу моего очерка. Нет ничего ничтожнее толпы… Под словом «толпа» я как раз здесь подразумеваю то самое групповое эго, превратившееся посредством грехопадения из слуги в господина.
И вновь Книга пророка Иеремии, 15 глава, 19 стих: «На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицом Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним.» Но что же есть то самое «драгоценное», которое нам необходимо извлечь из ничтожного группового эго?
«Драгоценное» - это каждая душа в отдельности, каждое сердце, каждое глубинное и истинное «Я», которое есть в каждом человеке!
«Выйди из этих процессов!» - сказал мне когда – то Бог.
«Извлекай души из этих процессов, - говорит Он мне сегодня, - и тогда будешь, как Мои уста…»
Как важно выйти из «толпы», безумной, убивающей, распинающей Христа, который страдая на кресте говорит: «Не ведают, что творят». А почему не ведают? Потому что находятся в ничтожных процессах бессознательного. Он понимал это… Пора понять это и нам и отделиться от «стадных» действий и суждений, сказав групповому эго: «Ты мне больше не хозяин! Ты слуга, и прямо сейчас займи своё законное место во имя Иисуса Христа!»
«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их,» - сказал когда – то Иисус в своей знаменитой Нагорной проповеди. И сегодня принято трактовать это место, как говорение Христа о хождении в мире (широкий путь, широкие врата) и вере в Бога (узкий путь, узкие врата). На первоначальных этапах любого духовного возрастания подобная трактовка абсолютно правомерна и имеет право на существование, но, приобретая возраст Христов более великий, каждый из нас должен понять более глубинный смысл сказанного Иисусом.
Кто может ходить широкими путями и входить в широкие врата? – спрошу я вас. Ответ прост. Толпа. И сейчас я скажу одну истину, которая, возможно, заденет многих. Мы не спасаемся в церкви. Мы приходим в церковь, чтоб спастись, но спасаемся мы в другом месте – на узком и тернистом пути, в единении с Богом, в «тайной комнате». Я ни в коем случае не умаляю роли церкви, но я хочу сказать, что Церковь, даже как «правильное» наивысшее групповое Эго – лишь помощник, друг и инструмент. Потому «входите тесными вратами», выходите из этих процессов, извлекайте драгоценное из ничтожного, научитесь различать групповое Эго Христа и групповое эго конфессии, и тогда вы обретёте великое благо и облегчение.
Свидетельство о публикации №215040901896