Болгарская лоза

               
Такую, от первых переселенцев я заложил в своём огороде. Давно ходили разговоры об этой лозе. Мне как-то привезли друзья ведёрко синего болгарского винограда с мелкими ягодами и говорят: - «Нако-ся выкуси , друг любезный, вкуси свою Родину.»  В один присест я сие ведёрко и умял. Даже домашние не успели по гроздочке попробовать. Сижу сгораю от стыда и блаженствую, а все только головами качают.
- Ну и как понимать твой жлобский поступок, - спрашивают?
-  Я не мог предать Родину, - отвечаю. – Как бы я остановился. А вдруг, даже страшно представить, ураган унесёт это ведёрко и разметает виноград, как болгар по белому свету и пропадёт он в нынешних катаклизмах.
- Да, но маме можно было, хотя бы бубочку.
- А это уже ваша вина. Привозите два ведёрка – одно маме, а одно мне. И сыночку моему ведёрко и жёнушке ведёрко и нашим българям и друзьям по ведёрку. Вобщем везите ведёрков винограда нам сюда побольше.
- Ого-го-го! – говорят они, этож скока ведёрков винограда вам надо. Привезём –ка мы вам куст, а вы уже себе плодитесь, размножайтесь и наслаждайтесь.
И привезли. Из Чаплино. Вова Кравченко. Оказывается в Чаплино, когда-то давно короткое время жили первые болгарские переселенцы. Но что-то им не понравилось и они уехали всей колонией назад в Болгарию. Виноград остался от них. И добрая память  о наших дедах в простом народе. Еще остались некоторые
их постройки в селе. Или допустим такой момент я услышал: - «Мы подрезаем
лозу, как болгары!»  Я конечно гордо оглядывал огороды и снисходительно их похваливал,  осознавая всю болгарскую значительность сего момента, хотя как виноградарь умею только пить вино и закусывать кавармичкой.
Закладывала лозу хорошая компания. Мы как раз ожидали гостя к этому моменту из Софии Веселина Сотирова. Известного активного
общественного деятеля. Много говорить о нём не буду – такой человек должен быть президентом Болгарии. Он знакомился с болгарской диаспорой в Украине.
В Днепропетровск попал прямо на мой день рождения. Приехал и вездесущий
Сергей Осадчий вождь Кировогралского болгарского народа. А с ним ещё один
подарок – замечательный Кировоградский поэт Антонина Корень, с которой у меня случился поэтический роман. Я очень рад знакомству с ней и рад за наших читателей. Её стихи прекрасны! Её статьи великолепны! Вы прикоснётесь к подлинному искусству. Её украинский такой сочный, что хочется его слушать и слушать. Плюс она, внимание всем, ищет свои болгарские корни! Это целая история и она расскажет её сама. И даже фотография сохранилась с послевоенных лет. Присмотритесь, а вдруг да узнаете кого-нибудь и обретёт ещё одна душа свою болгарскую природу. И возрадуется! И мы возрадуемся.
Пост пришлось нарушать… Вино из  Кубея, вино из Софии, ракийка из Ольшанки – не выпить Днепропетровским българям и гостям не удалось…
Поймите меня правильно – день рождения не только мой, но и Тараса Григорьевича Шевченко, Юрия Гагарина, «Будулая», «Кавказской пленницы» и
ещё немало людей заслуживающих выпить за них рюмку-другую вина.
Как вовремя и кстати в наше общество влились папа и сын Стойчевы. Владимир
Васильевич, как бы олицетворяет мудрость нашего общества, а сын его Андрей Владимирович фотолетописец. Такие шикарные альбомы, каждой нашей встречи он делает! Закачаешься!   
Читали стихи, пели песни и сотрясали округу болгарскими вибрациями.
На следующий день мы посетили памятные места и объекты. возложили цветы
у памятника Николаю Ивановичу Сташкову,  показали гостям Городскую библиотеку  носящую его имя, областную «Кирилла и Мефодия» и исторический музей имени Яворницкого. Наш человек научный сотрудник
этого музея Шейнина Надежда Митхайловна организовала прекрасную экскурсию. После неё мы вернулись
ко мне и за чинийкой другой яхинии планировали хорошие болгарские дела.
Вечером кировоградцы увезли с собой Веселина Сотирова показывать Кировоградское болгарство. Ему ещё предстояли поездки в Запорожье, Мелитополь, Николаев, Одессу. Так и проездил он с пятью чемоданами подарков и температурой. Мне очень интересно почитать его мысли по поводу этой поездки. Надеюсь они будут опубликованы.
И ещё раз возвращаясь к лозе, а кто-нибудь знает о таких лозах ещё что-нибудь – расскажите. А может есть информация о других сельхозкультурах тоже напишите. Может какие-то приёмы труда и хозяйствования наших дедов известны – поделитесь.  Одного благодарного читателя я вам гарантирую.
Ваш покорный слуга Стафидов Владимир.


Рецензии
Вам бы к нам.
Сотни сортов винограда.

Григорий Иосифович Тер-Азарян   28.07.2015 19:38     Заявить о нарушении
Я в курсе дела об ваших виноградниках и ещё армянскую кухню просто обожаю!

Владимир Стафидов   05.08.2015 18:13   Заявить о нарушении