Оз Йошир

Оз Йошир


Каждый день утром я *читаю* слова этой песни. Песни Моше и народа нашего, гордо и истово провозглашённой уникальнейшей человеческой формацией и в совершенно уникальном также, историческом периоде — периоде неповторимого симбиоза народа нашего с Вс-сильным.
Каждый день слова эти выбрасывают меня на сушу непричастности. Знаю: "Так нельзя". Но ничего не могу с собой поделать … Я стою у обрыва, смотрю вниз … и не прыгаю… стою. Это ненадолго, только до "Йиштабах"… И как-то все это сразу забывается, куда-то уходит. До следующего утра … Я много думал об этом. Думаю и сейчас …Тора наша, как известно, нерукотворный документ, значимость которого совершенно абсолютна. Тора даёт ответы и предлагает формулы для решения всей совокупности задач и каждой из этих задач по-отдельности во всём их разнообразии и большинстве.
Этот великий и неизведанный еще дар, Тора — там на "другом" берегу … все еще впереди …Но мне, чудом ничуть не меньшим, представляется Свобода, дарованная нам Г-сподом. Я имею в виду не ту, свободу, которая позволяет передвигаться в желаемом направлении, или даже предпринимать поступки в соответствии с собственными желаниями или необходимостью, а "Свобода" — как некий метафизический феномен, незаменимый компонент, impetus, неизменно присутствующий — я уверен в этом-  практически в каждом из нас, наследников «семени Якова». Феномен этот, Б-жьей  Волей, параллельно генетической, является нашей связью с Прошлым — далекой, тускло мерцающей действительностью предков, генетическое воздействие которой на нас давным-давно "устремилось к нулю", а вот "феномен освобождения" существует. Для меня — это единственный и вполне доказательный аргумент в пользу "нации" в этом давнишнем споре: "кто мы: религиозное самообразование  или нация?".Надо сказать, что присутствие этого феномена в каждом из нас, евреев, отнюдь не равно-значно: не распределено, то есть "поровну", часто существует как-бы "номинально" и подчинено "Высшей Справедливости", которая как известно, непостижима.
Я думаю о гениях. О гениальности. Мне кажется о ней редко кто думает. Люди в большинстве своем стараются "не забивать голову", или если уж на то пошло, "выбрасывать мусор из головы". "Гениальность" в самом своем названии предполагает генетическую (генную) связь, или возможно, генную природу этого явления — гениальности. Я здесь должен оговориться. По своему образованию я не являюсь генетиком, но мне доводилось достаточно часто работать с семьями, в которых был "mentally challenged child" -ребенок с "генными изменениями". Всякий раз это "изменение" было заметно, причиняло немало страданий семье и близким ребенка и почти всегда определяло незавидное его будущее. Любое мало-мальское отступление от строгой схемы, элемементарное отклонение хромосомы от положенного ей в этой схеме гнезда приводило к существенным физическим и умственным "отставаниям", а порой грозило и скорой смертью ребенка. Я, в этой связи и существенно отвлекаясь, не могу понять (взять в толк) каким это образом существует "особый ген, определяющий гомосексуальную наклонность человека". ("У одних людей он есть — у других он отсутствует"). С ужасом и недоверием вспоминаю я свой первый школьный класс, куда привела меня мама в далеком пятьдесят шестом году и куда другие мамы тоже привели своих детей, среди которых оказывается примерно тридцать-сорок процентов были геи. ("Только они не знали!").Или, скажем, в современной России достаточно распространены артистические династии. Между тем, сами артисты уверены в том, что "для того, чтобы играть нужен талант". Некоторые добавляют: "Искра Б-жья". И тем не менее, в российских династиях "искра" передается от отца к сыну, причем иногда даже и не к родному. Мне кажется в этом присутствует "известный" парадокс. Возвратимся все же к гениальности. Мне бы хотелось здесь кое-что пояснить. Говоря о  гениальности, я прежде всего имею ввиду "отличие" — не банальную "одухотворенность". Отличие! Свобода! Свобода, дарованная нам Г-сподом в тот первый месяц весны и была, по-моему, определяющим и наиболее значимым таким "отличием". Я вновь здесь должен взять паузу для вторичного пояснения. Свобода, о которой я говорю — совершенно уникальная реальность, ничего почти не имеющая общего со "свободой передвижения", "действий", или даже "образа мыслей". Свобода эта также ни в коем случае не является "Freedom"(ом), т.к. по своей сути — это странный компонент неизвестной природы, уверенно принадлежащий подсознанию каждого из нас, евреев. И коль скоро мы о 'нас' заговорили, мне придется напомнить здесь, пусть банально-расхожую, но все же характеристику, заработанную нашим народом 'у людей' за все те века и тысячелетия, что мы  вместе. Считается что: а) евреи умные и б) евреи богатые. Эти два благословения, вне зависимости от их последовательности, нуждаются, по-моему, в некотором осмыслении. Мне представляется, что любой успех, особенно "огромный"; любое открытие, особенно "мировое", невозможно без присутствия (наличия!) в самой сущности человека специального, совершенно особенного элемента, который мы иногда называем: "хуспа". Хуспа, о которой я здесь говорю — категория в исключительном смысле штучная и заключается прежде всего в полном пренебрежении к "существующему опыту", "заметным авторитетам", "известной экспертизе"... пренебрежении, помноженному на  крайнюю решимость. Такая комбинация, в моем представлении, и была Свободой дарованной нам Б-гом тогда Весной. И такая же комбинация, по-моему, определяет начальные условия любой гениальности, ее почву, торф. Люди, порой комментируя успех какого-нибудь незаурядного человека восклицают: "Сэйхл!". На самом же деле, наверное, справедливее было бы воскликнуть: "Хуспа!" Или "Койах!". Однако Свобода, возвращаясь к начальной Мизансцене, была во-первых за горизонтом, на недоступном расстоянии, а во-вторых … Во-вторых, Свобода была неизвестна. Да и зачем?! Когда еще вчера можно было "без горя" сидеть за кастрюлей, почти до краёв наполненной мясом. Так подумаешь: "рабский труд"! Это утром … А потом, ближе к полуночи,  можно будет вновь достать кастрюлю! А что теперь! И иди знай, что там впереди! Впереди...А позади!!! Позади беспощадная египетская конница с пьяной от веселья египетской солдатней …
Мы плакали там! И даже учитель наш, великий Моше, был повергнут в отчаяние! Обращаясь к Б-гу в безудержной молитве, он казалось, сам потерял уверенность. «Твоя молитва была услышана!» — гневно напоминает ему ХаШем: Время Действия! Но что это? Всплеск! Всплеск воды внизу. Звонкий как удар хлыста …Это Нахшон бен Аминадав, презрительно обернувшись в сторону египетской конницы и полный решимости хватил глоток Свободы и, преисполненный первозданной Хуспы, шагнул с крутого обрыва…
"…Подними посох свой и простри руку свою над морем …". (Шмос 14:16) — в точности исполнил заветное Указание Моше Рабейну …И Воды разошлись! "Такого никогда не было прежде и никогда не повторится вновь!". По дну моря, меж двух вертикальных морских стен гордой поступью шли шестьсот тысяч гениев! Шестьсот тысяч Бетховенов, Гейне, Да  Винчи, Моцартов и конечно, Эйнштейнов распевали во всю мощь своих свободных голосов: "Оз Йошир …"

Через несколько часов я вновь буду стоять невдалеке от обрыва. Оттолкнутый другими, я стою в окружении огромной толпы и прислушиваюсь. До моего слуха лишь изредка  доносятся громкие всплески внизу … За спиной отдыхает усталая конница "непреодолимых обстоятельств", возглавляемая самоуверенным фараоном с всемирно известным именем: "Здравый смысл"...

Борис Кегелес

P.S.Сегодня (на часах 1:46 AM) Пейсах. Вечером Сейдер и я скорее всего буду "вести" его. В который раз я отдаю должное мудрости наших исполинов, не включивших тогда, почти две тысячи лет назад, в Праздничную Агаду эту песнь: «Оз Йошир …»


Рецензии