Ярошенко Яков Семенович
С 1929 года стал служить в Красной Армии.
В звании старшего лейтенанта командовал отрядом в 6-й истребительной авиационной эскадрилье 116-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.
«…Пять лет назад исполнилась моя давняя мечта - я попал в летную школу. Учиться мне было нелегко.
Теперь я летчик Красной Армии! Я налетал на истребителе 800 часов без единой аварии и поломки. Машина послушна мне, она выполняет мою волю.
В летной моей практике был такой памятный случай. Я летел ведомым справа с командирами Сапрыковым и Белолетовым. Оба они были опытными летчиками, я же только начинал.
Впереди нас - грозовое облако. Ведущий направился к нему. Но только мы попали в облако, как началась сильная болтанка. Управлять самолетом становилось все труднее и труднее.
Ничего не видно. А вдобавок к этому пошел сильный град. Он до крови рассекает лицо. Молния слепит глаза. С большим трудом удерживаю ручки машины: так сильно ее рвет. Кажется, самолет идет вверх и ты висишь на ремнях.
Как быть? Я быстро оцениваю обстановку и принимаю решение: чтобы ослабить нагрузку самолета и не дать граду разбить винт, надо сбавить газ и идти вниз.
Четыре тысячи метров я валился вниз! Самолет развил бешеную скорость… Наконец, я выскочил из туч и начал выводить машину в горизонтальный полет. Кто знаком с летным делом, тот поймет, как это было тяжело.
Концы плоскостей трепетали от перенапряжения. Но, к счастью, все окончилось благополучно. Я подошел к аэродрому и совершил посадку. Машина была спасена. Стихия была побеждена.
Служба летчика увлекает меня. На состязаниях авиационных звеньев БВО звено, в котором я находился, заняло первое место. Еще молодой летчик, я уже могу насчитывать десятки пилотов, которых ввел в строй.
Летом прошлого года правительство Советского Союза удостоили меня высокой чести - наградило орденом «Знак Почета». Трудно передать, как был взволнован я.
Я не пожалею сил, не пощажу жизни, когда родина призовет меня выполнить священный долг защиты отечества…»
(Из заметки Я. С. Ярошенко в газете «Красная Звезда», 23 февраля 1937 года)
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 30 декабря 1937 года по 20 января 1938 года, был командиром звена истребителей И-16.
7 января 1938 года в воздушном бою с истребителями Фиат-32 в районе Конкуда был тяжело ранен, но сумел довести подбитый самолет до своего аэродрома Баракас. Умер от ран 20 января и был похоронен в селе Вивер под Теруэлем (Испания).
Награжден орденами Красной Звезды (14.11.1938) и «Знак Почета» (25.6.1936).
Свидетельство о публикации №215040900537