Троица и Три Грации

ТЕЗИС ДЛЯ ДИСПУТА

Сближение христианской Троицы и Трёх Граций основательно уже тем, что обе сущности принадлежат одной культуре – греко-римской античной ойкумене; и являются структурно идентичными:  и в том, и в другом случае имеем дело с различенным в себе гипостазированным триединством.
Три Грации, как известно, восходят к трем Харитам эллинского пантеона (;;;;;;; от ;;;;;, «изящество, прелесть»). Они спутницы Афродиты, богини любви: Аглая, Ефросинья и Талия. Хариты могут пониматься как гипостазированные радости и утехи любви, в том числе физические (отсюда русское «харить» и «харя», в смысле «вульва»); как ипостаси межличных любовных отношений; но также как источник жизненной силы, вдохновения – через явление Красоты (Аглая); как дарящие радость жизни (Ефросинья) и изобилие (Талия) .
Этот второй объем концепта выпячен в римских Грациях. Здесь их трактуют как ипостаси отношений дарения, или обмена дарами. В Грациях гипостазировались три действия – дарение, принятие дара, и возвратное дарение.  В частности, так понимал Три Грации Сенека. 
Эта трактовка Граций сохранялась и в Средние века, и в эпоху Ренессанса, от Хрисиппа до Пико делла Мирандолы.
Аналогия с Троицей становится очевидной, если мы вспомним, что в христианстве Бог есть Любовь. Любовь же – это Афродита. В человеческих взаимоотношениях Она является в лицах трех соединенных Харит – красоты, радости, изобилия.
Также Троица есть архетип существования в обмене дарами. В нем гипостазированы три актанта: Дарящий, Принимающий, и Возращающий; и Дары, которыми они обмениваются.
Даритель – Отец; Принимающий – Сын, и Он же Возвращающий. Дар – Вдохновение (Святодух). Возвратный дар – верность, послушание Отцу. Всё это обнимается Любовью. Совокупное действие Троицы гипостазируется в Благодати, иди дарении блага.

P.S. Здесь важен именно Дар, в его отличии от Обмена: дар не обуславливает эквивалентного возврата, как обмен. Gratis на латыни означает ДАРОМ. Будучи выражением любви к другу, он возбуждает ответное чувство – благодарность; или желание дарить.


Рецензии