Ярковой Анастасий Никифорович

Родился  21  августа  1914  года  в  городе  Санкт-Петербург  (Россия).  Русский.  Окончил  7  классов  средней  школы  в  1930  году  и  ФЗУ  при  заводе  «Красный  путиловец»  в  1932  году.  С  1930  года  по  август  1934  года  работал  слесарем-лекальщиком  на  заводе  им.  Кирова  в  Ленинграде. 
В  Красной  Армии  с  25  августа  1932  года. 
С  25  августа  1934  года  по  7  ноября  1936  года  учился  в  1-й  Краснознаменной  Военной  школе  пилотов  им.  Мясникова  в  Каче. 
Служил  пилотом  и  младшим  лётчиком  в  57-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  142-й  истребительной  авиационной  бригады  Белорусского  военного  округа.
10  января  1938  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «лейтенант».
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  26  марта  по  3  сентября  1938  года,  был  пилотом  истребителя  И-16.

     «…Анастасий  Ярковой  повел  в  один  из  последних  полетов  группу  истребителей  для  штурмовки  фашистских  войск,  спешащих  на  Эбро.  При  подходе  к  заданному  району  он  заметил  большое  количество  «мессершмиттов».  Они  шли  встречным  курсом  и  имели  преимущество  в  высоте.  Ярковой  подал  команду  «Внимание!»  покачиванием  крыльев  и  пошел  наперерез  курса,  чтобы  не  дать  возможности  врагу  осуществить  выгодный  маневр.
     Сойдясь  на  500-600  метров,  сделал  большую  горку  и  ударил  длинной  очередью  по  ведущему.  Вышел  из  атаки  разворотом  на  солнце.  Группа  противника  рассыпалась.  Завязался  индивидуальный  воздушный  бой.  Ярковой  заметил,  что  справа  «мессершмитт»  атакует  «мошку».  Он  повернул  вправо  и  выпустил  по  фашисту  очередь.  Хорошо  видел,  как  трасса  сверкающих  пуль  прошила  фюзеляж  фашистского  самолета.  Бросил  свой  истребитель  боевым  разворотом  вверх.  «Мессер»  продолжал  пикировать.  Ярковой  на  предельной  скорости  погнался  за  ним  и  послал  вдогонку  несколько  коротких  очередей.  Вражеский  летчик  не  реагировал  на  преследование  и,  не  выходя  из  пикирования,  врезался  в  горы.
     Еще  преследуя  «мессершмитта»,  Ярковой  почувствовал,  что  его  машина  кренится  и  разворачивается  вправо.  Взглянул  на  плоскость.  Обшивка  крыла  не  выдержала  большой  нагрузки  и,  лопнув,  задралась.  Создавалось  большое  лобовое  сопротивление,  затягивающее  самолет  в  крен  и  разворот.  Вывести  «мошку»  из  пике  летчику  стоило  немалых  усилий.  Это  удалось  сделать  у  самой  земли.  Вести  дальше  бой  на  поврежденном  истребителе  стало  невозможно.  Поблизости  находился  старый  и  хорошо  знакомый  аэродром  «Вильяр»,  с  которым  было  связано  столько  приятных  и  печальных  воспоминаний.  Техники  на  нем  быстро  залатали  плоскость.  К  вечеру  Ярковой  возвратился  на  аэродром  «Утьель».  Здесь  он  узнал,  что  выручил  из  беды  в  бою  Сергея  Грицевца…» 
     (Из  книги  Г.  К.  Семенова  «От  Барселоны  до  Прохоровки»)

Всего  в  Испании  произвел  около  80  боевых  вылетов,  участвовал  в  16  воздушных  боях,  лично  сбил  3  истребителя  и  в  группе  1  истребитель.
26  сентября  1938  года  ему  присвоили  воинское  звание  «капитан».
С  ноября  1938  года  по  апрель  1939  года  служил  начальником  связи  эскадрильи  в  35-м  истребительном  авиационном  полку  Белорусского  военного  округа,  до  июня  1940  года  помощником  командира  эскадрильи,  а  затем  командиром  эскадрильи  в  том  же  полку. 
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  22  июня  1941  года. 
В  составе  своего  полка  воевал  на  Закавказском  фронте  ПВО  с  января  по  август  1942  года. 
31  апреля  1942  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «майор».
С  6  августа  1942  года  по  21  июля  1943  года  был  командиром  963-го  истребительного  авиационного  полка,  затем  до  марта  (мая)  1944  года  был  штурманом  495-го  истребительного  авиационного  полка  на  Западном  фронте  ПВО.  В  это  же  время  окончил  курсы  штурманов  в  Пензе,  на  которых  учился  с  1  декабря  1943  года.  С  марта  (мая)  1944  года  до  конца  войны  воевал  на  Западном  фронте  ПВО  в  должности  штурмана  36-й  истребительной  авиационной  дивизии  ПВО.  Участвовал  в  освобождении  Польши.
Лично  сбил  1  самолет.
После  окончания  войны  продолжал  службу  в  авиации  на  различных  командных  должностях. 
30  июня  1947  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «подполковник».
В  мае  1948  года  окончил  двухмесячные  курсы  усовершенствования  штурманов  при  Краснодарской  высшей  офицерской  школе  штурманов  ВВС.
23  ноября  1957  года  уволился  в  запас  в  звании  подполковника. 
Проживал  в  городе  Санкт-Петербург  (Россия).
Умер  29  мая  1974  года.

Список  известных  воздушных  побед  А.  Н.  Яркового:
09.07.1938       1       Фиат-32       Испания                лично
10.08.1938       1       Фиат-32       Вильяр                лично
00.00.1938       1       Фиат-32  (Ме-109)         Эбро                лично
00.00.1938       1/3    Фиат-32       Испания                в  составе  звена
11.07.1942       1       Ю-88                лично

Награжден  орденом  Ленина  (22.02.1939),  орденом  Красного  Знамени  (05.11.1954),  орденом  Красной  Звезды  (15.11.1950),  медалями  «За  боевые  заслуги»  (03.11.1944),  «За  освобождение  Варшавы»,  «За  победу  над  Германией»,  «30  лет  Советской  Армии  и  Флота»  и  другими.   


Рецензии