Ярковой Анастасий Никифорович
В Красной Армии с 25 августа 1932 года.
С 25 августа 1934 года по 7 ноября 1936 года учился в 1-й Краснознаменной Военной школе пилотов им. Мясникова в Каче.
Служил пилотом и младшим лётчиком в 57-й истребительной авиационной эскадрилье 142-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.
10 января 1938 года ему было присвоено воинское звание «лейтенант».
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 26 марта по 3 сентября 1938 года, был пилотом истребителя И-16.
«…Анастасий Ярковой повел в один из последних полетов группу истребителей для штурмовки фашистских войск, спешащих на Эбро. При подходе к заданному району он заметил большое количество «мессершмиттов». Они шли встречным курсом и имели преимущество в высоте. Ярковой подал команду «Внимание!» покачиванием крыльев и пошел наперерез курса, чтобы не дать возможности врагу осуществить выгодный маневр.
Сойдясь на 500-600 метров, сделал большую горку и ударил длинной очередью по ведущему. Вышел из атаки разворотом на солнце. Группа противника рассыпалась. Завязался индивидуальный воздушный бой. Ярковой заметил, что справа «мессершмитт» атакует «мошку». Он повернул вправо и выпустил по фашисту очередь. Хорошо видел, как трасса сверкающих пуль прошила фюзеляж фашистского самолета. Бросил свой истребитель боевым разворотом вверх. «Мессер» продолжал пикировать. Ярковой на предельной скорости погнался за ним и послал вдогонку несколько коротких очередей. Вражеский летчик не реагировал на преследование и, не выходя из пикирования, врезался в горы.
Еще преследуя «мессершмитта», Ярковой почувствовал, что его машина кренится и разворачивается вправо. Взглянул на плоскость. Обшивка крыла не выдержала большой нагрузки и, лопнув, задралась. Создавалось большое лобовое сопротивление, затягивающее самолет в крен и разворот. Вывести «мошку» из пике летчику стоило немалых усилий. Это удалось сделать у самой земли. Вести дальше бой на поврежденном истребителе стало невозможно. Поблизости находился старый и хорошо знакомый аэродром «Вильяр», с которым было связано столько приятных и печальных воспоминаний. Техники на нем быстро залатали плоскость. К вечеру Ярковой возвратился на аэродром «Утьель». Здесь он узнал, что выручил из беды в бою Сергея Грицевца…»
(Из книги Г. К. Семенова «От Барселоны до Прохоровки»)
Всего в Испании произвел около 80 боевых вылетов, участвовал в 16 воздушных боях, лично сбил 3 истребителя и в группе 1 истребитель.
26 сентября 1938 года ему присвоили воинское звание «капитан».
С ноября 1938 года по апрель 1939 года служил начальником связи эскадрильи в 35-м истребительном авиационном полку Белорусского военного округа, до июня 1940 года помощником командира эскадрильи, а затем командиром эскадрильи в том же полку.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
В составе своего полка воевал на Закавказском фронте ПВО с января по август 1942 года.
31 апреля 1942 года ему было присвоено воинское звание «майор».
С 6 августа 1942 года по 21 июля 1943 года был командиром 963-го истребительного авиационного полка, затем до марта (мая) 1944 года был штурманом 495-го истребительного авиационного полка на Западном фронте ПВО. В это же время окончил курсы штурманов в Пензе, на которых учился с 1 декабря 1943 года. С марта (мая) 1944 года до конца войны воевал на Западном фронте ПВО в должности штурмана 36-й истребительной авиационной дивизии ПВО. Участвовал в освобождении Польши.
Лично сбил 1 самолет.
После окончания войны продолжал службу в авиации на различных командных должностях.
30 июня 1947 года ему было присвоено воинское звание «подполковник».
В мае 1948 года окончил двухмесячные курсы усовершенствования штурманов при Краснодарской высшей офицерской школе штурманов ВВС.
23 ноября 1957 года уволился в запас в звании подполковника.
Проживал в городе Санкт-Петербург (Россия).
Умер 29 мая 1974 года.
Список известных воздушных побед А. Н. Яркового:
09.07.1938 1 Фиат-32 Испания лично
10.08.1938 1 Фиат-32 Вильяр лично
00.00.1938 1 Фиат-32 (Ме-109) Эбро лично
00.00.1938 1/3 Фиат-32 Испания в составе звена
11.07.1942 1 Ю-88 лично
Награжден орденом Ленина (22.02.1939), орденом Красного Знамени (05.11.1954), орденом Красной Звезды (15.11.1950), медалями «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией», «30 лет Советской Армии и Флота» и другими.
Свидетельство о публикации №215040900597