Притча о султане и конунге

Мудрый, но не лишенный зависти как источника внутреннего движения султан много путешествовал за пределами своих владений.

Видел он землю разных цветов и оттенков, деревья пород необыкновенных, чувствовал своей кожей и жару и ветер. Песок с листвой высыпались из его жадных рук, всегда распаляя лишь любопытство к новому, неизведанному.

И вот в очередном странствии по холодной стране – обители строгого конунга – поразил султана белый мягкий песок, который здесь именовался «снег».

Он набрал того сколько смог, доверху набив чаны и сундуки, а сотня его рабов потела и мерзла под тяжкой бессмысленной ношей, которая, чем ближе к дому, тем становилась все легче.

И привез он на родину лишь пустые оболочки, ограбленные по пути неведомыми духами пустыни.

Однако не отчаялся султан и вновь пошел в страну конунга. Снег этой земли был лишь цветастым ковром, гостеприимно призывающим лицезреть настоящую красоту этого края – здешних обитателей, истово веривших в богов Холода, Снега, Бури и Льда.

Многое спрашивал он у жителей о богах их, и многое узнал: боги давали силу и терпение, давали саму жизнь в тех краях, где ничего не росло и не строилось.

И понял султан, что повелители эти сильнее богов его страны: богов Ветра, Монеты, Огня и Воды.

Вернувшись домой из второго путешествия, султан велел воздвигнуть статуи богам зимней страны. И вот, отлитые в золоте и парче, статуи неизвестных покровителей стали вызывать ропот и непонимание со стороны его соотечественников.

Они спрашивали: что такое Холод? «Холод – это кусачий воздух, что не дает уснуть». А что за Снег? «Снег – это алмазы под ногами, которые нельзя продать». Но что есть Буря, спрашивали они. «Глупцы, Буря – это саван смерти, она потушит любое пламя, а Лед – вода, которую нельзя пить!»

Так зачем нам такие боги, справедливо вопрошали люди, а султан не мог подобрать подходящего ответа.

Вновь, в третий раз он отправился в страну конунга. И только там понял, что не боги, а люди – истинное богатство этих земель: сильные и смелые, закаленные стихией и безнадежностью существования. Тогда султан явился к конунгу и попросил отдать ему в рабство нескольких самых лучших представителей его народа, посулив в обмен на них золото.

Гостеприимный хозяин не взял ни монеты и послал лучших своих людей, но не как рабов, а как вольнонаемников: воевать конунгу все равно было не с кем, и даже самые слабые его подданные быстро становились сильными и восполняли любые потери, неизбежные в суровом том климате.

Счастливый султан вернулся на родину с сотней молодых и здоровых людей, титанов, готовых трудиться на благо любого куска земли, будь он засыпан холодным снегом или же теплым песком.

Но счастье султана, как и счастье вообще, было скоротечным: не так много времени спустя титаны захирели и стали обычными людьми, погрязшими в винах и ягодах. Лень со скукой захватили их врасплох, и они, так ничего и не создав, превратились в обузу.

Султан был растерян и обескуражен: «В чем же тогда сила? Может, в самой земле?»

И бросив королевство, оставив его хитрым визирям и малолетним сыновьям, султан с верными слугами отправился в свой последний поход, ибо все уже перепробовал и сейчас рассчитывал на один только успех, пообещав и вовсе отказаться от этой взбалмошной затеи в противном случае.

Прибыв к конунгу, он лишь скромно попросил себе клочок земли, чтобы возделывать его и понять секрет силы морозной страны. Конунг и в этот раз не отказал, отдав желаемое любопытному султану, о котором с тех пор никто ничего не слышал.

(Автор: Казимир Либанов)


Рецензии