***

Поль  Октябрьский
                Посвящается Виктору Колесникову
                /по прозвищу Витя Колесо/
                /1949 – 2015/               


Витя Колесо, увы, его уже нет в живых. Кто его помнит,
без сомнения, согласится Витя – это легендарная личность.
Но позвольте не согласиться с мнением госпожи Натальи
Полянской-Токаревой что “маленький двойной” погиб
безвозвратно. Хотя, нельзя не согласиться с Вами, что
безусловно, Витя был воплощением сайгоновского духа.
Но ведь бывает и так, что когда умирает пастырь
прихожане не рассыпаются в рассыпную и вера их
только крепнет.
  Мистическим образом, с фатальной неизбежностью мы
идем по лабиринтам времени, пытаясь осознать и
осмыслить прошедшие годы. Калейдоскоп событий,
который проносится вихрем в наших головах, иногда
наводит на мысль, а что было отправной точкой,
поворотом судьбы, счастливым случаем, везением,
или просто стечением обстоятельств.
    Попробуем представить типичную ситуацию застойных
годов брежневского периода, когда громадная масса
творческой молодежи чувствовало себя в своеобразном

вакууме нереализованных возможностей, их стремлений,
чаяний и надежд. Ведь мир так велик, а все загнаны в
рамки идеологических правил тоталитарного режима и
если ты в чем-то не соблюдаешь правила, навязанные тебе
коммунистической идеологией, то ты вне социума, вне
системы.  Неудивительно, что многие пытались вырваться
из навязанных пут, найти альтернативный путь, отсюда
и повальное увлечение молодежи западной культурой:
рок-музыкой, модой, учением Кастанеды и так далее
Приведу несколько типичных историй. Вот был такой
юный Слава /фамилию точно не помню/ из глухого
сибирского села, поссорившись с родителями,   к
сожалению, в 14-15 лет это бывает, покинул родные
места  и без денег, имея на руках только свидетельство
о рождении каким-то чудом  автостопом добирается до
Питера.  Ну, и что? Скажите, вы, вот обормот из-за 
глупой ссоры поехал черт знает куда, ну, поживет
какое-то время на вокзале, покуда, милиция его
обратно не отправит. Действительно, что делать
провинциальному пареньку в большом городе,
где он никого не знает? Казалось бы выхода нет,
надо возвращаться, он никому здесь не нужен!
Но вот, случайная встреча с главным героем нашего
повествования – Витей Колесо меняет его судьбу, он
остается в Питере на много лет, а потом в перестройку
уезжает во Франции, где становится директором
популярной рок-группы. Возможно, судьба этого
паренька могла сложиться иначе, и если помыкавшись
в Питере, он бы все-таки вернулся домой и стал бы
неплохим трактористом. Но как взвесить на весах что
лучше для человека и кто может убедительно ответить
на этот вопрос: Иисус Христос, Будда или Магомет?
 И ведь подобных примеров тысячи. Странное,
парадоксальное время непонятного существования
нашей юности, когда идеологическая система
 старалась загнать личность в рамки
лагерного кошмара в борьбе за ”светлые идеалы”.
Многие, кто вспоминают Витю, добрым словом,
согласны с простой мыслью, что как не крути, несмотря
на все смешные эпизоды первых встреч с ним,
фактически он был своеобразным духовным лидером
целого поколенья и это, пожалуй, главное.
   Вообще, нельзя не сказать и стоит задуматься, а как относилось
к молодежи пожилое поколенье, когда их молодость пришлась
на тяжелые сталинские времена и “бациллы” cтраха,
к сожалению, ко многим проникли в их подсознанье. Ведь,  согласитесь, что в какой-то степени в период застоя
сформировалось “бесбашенное” поколенье, что 
впоследствии изменило карту мира и развалило
Советский  Союз. Вообще, конфликт, отцов и детей –
это вечная тема, на которую трудно дать однозначный
ответ. Представьте себе состояние родителей,
когда их юный “тусовщик” отправился весной автостопом
из Питера в Улан-Удэ и слава Богу возвратился к осени.
Понятно, что родители переживают за своих детей и
можно только поражаться их фантастическому терпению,
ведь в те времена, брежневского периода не было
мобильного телефона. Правда, случайная открытка
и то почиталось за счастье, а междугородный
телефонный звонок от “взбунтавшего” чадо был
вообще редкостью. 

   
  Правда, важно заметить, иногда и власть вольно или
невольно провоцировало недовольство молодежи. Так,
к примеру,  небольшая заметка в “Вечерке” о приезде
рок-группы Карлоса Сантана, которая даст бесплатный концерт
на Дворцовой площади спровоцировала массовые
беспорядке и разгон молодежи поливальными машинами
и тогда в 1978 году в Питере можно было увидеть
настоящий ОМОН /в бронежилетах со щитами, со
щитами и в касках/. Зачем в последний момент
власти приняли решение об отмене концерта непонятно.
А ведь слух об этом намечавшемся грандиозном событии
разнесся по всему Союзу и все старались приехать к
4 « июлю»! А что получилось? Колонна шедшая
по Невскому с громкими криками Сантана пугала
непонимающих старушек, которые ничего не
слышали о Карлосе Сантана, а были уверены
что молодежь совсем обалдела - сатану зовут.   
Вероятно, именно это событие после обращение
поэта и музыканта Андрея Изюмского к первому
секретарю Романову о необходимости создания
рок-клуба и послужило толчком к его открытию
в 1981 году.
    Многим знаком  фильм Федора Добрикова, снятый на ручную кинокамеру “Смена” в 1988-1989 годах. История создания
этого фильма какая-то просто мистическая, поэтому о ней
следует рассказать. И вот что удивительно, этот документальный
фильм, безусловно, символ эпохи уходящей советской
империи, символ бурного периода перестройки, символ
отчаяний и бесшабашной юности, символ надежды и
возрождения, символ жажды перемен.    Колоритные персонажи
в  заснятые в разных местах города, такие как Витя Колесо,
Френк, Викшу, Рыжов, мать Наталья, Бэм Счастливый и многие
другие. 
     Так, вернемся к истории создания этого фильма. Федя
Добряков в те достопамятные времена учился в
киновузе  и собирался сделать дипломную работу
и что, особенно, важно имел официальную бумагу,
так как снимать на камеру в Питере было запрещено.
Благоприятно было и то, что Федя был свой в “доску”
и многие шли ему навстречу. И где только он не
умудрялся снимать: у Казанского Собора, Эльф,
Сайгон, на тусовочных флэтах, судебный процесс
“Кинчев против газеты “Смена” и  во многих других
местах.  И хоть дипломный проект Федя не сделал,
но в действительности он сделал гораздо больше
запечатлел кинохронику того времени. И опять
парадокс многие году этот уникальный материал пылился
на полке в коммуналке на Большой Пушкарской, где
проживал Федя и появился на свет благодаря грустному поводу.
Через много лет Федя попытался связаться со своим старым
другом Рыжовым, разыскал его телефон. Позвонил.
Но радостной встрече не получилось. Ему сообщили
Рыжов умер. На следующий день Федя поехал на
кладбище и  застал там скорбящих друзей Рыжова –
это был сороковой день. Тогда и узнали, что у Феди
сохранились  старые пленки и благодаря усилиям
Олега Артемьева удалось их отреставрировать и
хоть как то привести в “божеский” вид, смонтировать
куски, наложить музыку Сергея Курехина. Вот и
получился удивительный, трогательный фильм о
восьмидесятых годах, где калейдоскопом пролетают
образы людей, многих из которых уже нет в живых.
   О Вите Колесе упоминается во многих изданиях:
в  прикольной книжке Виктора Беньковского и Елены Хаецкой
“Анахрон”, в солидном и несколько эпатажном издании
”Сумерки Сайгона”, в трогательном и ироничном сборнике

рассказов “От Сайгона до треугольника” и в ряде других
изданиях.
       Если говорить об авторе этих строк, то мои встречи с
Витей Колесо имели несколько символическое значение.
Ведь, что удивительно, общаясь с большим количеством
посетителей легендарного кафе “Cайгон” Витя каким-то
внутренним чутьем умудрялся находить к каждому подход,
чувствовать настроение собеседника, подбодрить, пошутить.
Его добрый взгляд как бы просвечивал тебя насквозь и
становилось как то легче, проблемы уходили на второй
план.
    Вокруг  образа Вити Колесо ходило столько легенд
и веселых историй, что их бы хватило на целую книгу,
но мы, к сожалению, несколько запоздали. 
  Р.S. Виктор Колесников /29.03.1947-19.02.2015 /               
 


Рецензии
Паша, ты молодец! Хорошо, что у тебя вышел в общем-то веселый рассказ "благодаря грустному поводу". Получилось забавно и вроде бы даже как бы "по-митьковски". Верю, что друзья Вити "не рассыпаются в рассыпную" и что "“маленький двойной” не погиб безвозвратно". Только ничего не меняй в тексте, прошу! (есть там перлы).

Галина Лунина   30.04.2015 07:15     Заявить о нарушении