К вопросу о роли ценностных ориентиров

Как известно, одной из ведущих потребностей человека является потребность в ориентировке [1,2,3]. Ему необходимо знать, что такое мир, каковы особенности и закономерности мира и его объектов (это мы можем отнести к области онтологии или собственно мировоззрения) для того, чтобы иметь возможность предвидеть будущие события с целью, как минимум, обеспечения безопасности. И то, что он будет делать для обеспечения последнего, мы можем отнести к области методологии. Но даже и с целью обеспечения безопасности человек не может использовать абсолютно все средства, ибо что-то может противоречить некоторым его (или общества) принципам. И эту категорию нормативных принципов мы можем отнести к области аксиологии.
Иными словами, мировоззрение определяет методологию и аксиологию существования человека. Причём, указанные варианты знания передаются из поколения в поколение посредством письменной фиксации или через устные предания (фольклор). Ранее неоднократно делались попытки (например, [4]) посредством изучения фольклора выводить усреднённые философские взгляды конкретного народа, что в известной степени оправдано. Попытаемся в рамках данной статьи и мы исследовать некоторые мировоззренческие понятия казахского народа, которые, на наш взгляд, явились определяющими моментами в выживании и самосохранении нашего этноса на исторической арене.
Всё в мире упирается в энергию, ибо и сам Мир есть, по сути, разные проявления одной и той же универсальной энергии. Индийцы называли её праной, китайцы – понятием ци, христиане – Святым Духом и так далее.  Качественное существование любого живого существа в мире определяется наличным уровнем энергии. Движение энергии в Мире и в каждом его отдельном объекте подчиняется универсальному закону ТАЙЦЗИ=ЯН+ИНЬ [5,6]. В случае отдельного холона (человека или этноса) это означает равновесное чередование напряжений и расслаблений, активности и пассивности, открывания миру и закрывания от него.  Более детализируя, можно сказать, что выполнение этого закона и гармоничное существование определяются адекватным распределением и расходованием наличной энергии. В условиях дикой природы и предшествующих нашему уровнях развития человеческой цивилизации указанные моменты определялись чаще всего внесубъектными, внешними регуляторами. Сама природная обстановка, наличная ситуация требовали от животного или человека (и даже целостного этноса или государства) активного напряжения, последствием которого было создание ситуации, позволявшей достигать полноценного расслабления. В современных условиях человеку незачем напрягаться особо для обеспечения собственной безопасности, приобретения пищи или крова, что приводит к другим формам проявления действия закона чередования ЯН и ИНЬ. Имеющие место наркомания, проституция, аномальные влечения и болезни есть следствие кризиса, проявившегося вследствие нарушения равновесия ЯН и ИНЬ. Ведь, как известно, предназначение кризиса – либо разрушение системы, либо её внутренняя трансформация [7,8]. Первое наименее желательно и для отдельного человека, и для социума или этноса в целом. Поэтому нужно искать пути рациональной перестройки, внутренней трансформации этих отдельных систем – отдельных целостностей (холонов) в составе систем (холонов) вышестоящих уровней Мироздания [9]. Рациональная перестройка системы невозможна без изменения способа употребления наличной энергии. В известной степени, собственно эта перестройка сама по себе и означает переход на новый, более адекватный, более  рациональный и подходящий для создавшихся условий способ расходования наличной энергии.
В случае отдельного человека или социума способ расходования наличной энергии определяется, помимо биологических регуляторов, также и социальными регуляторами, каковыми являются аксиологические (ценностные) установки. Причём, в случае человека нередко может иметь место конфликт между регуляторами биологическими и социальными. В целом отношения между индивидуальными и социальными регуляторами поведения человека также подчинены закону ЯН и ИНЬ - более равновесному чередованию индивидуальных и социальных приоритетов.  Достижение предела одним из проявлений ЯН означает появление кризиса, требующего переключения внимания на противоположный аспект – ИНЬ. И наоборот. Следовательно, наиболее гармоничным для индивида в современных условиях будет способ более сознательного управления указанными процессами, когда на тактическом уровне имеют место индивидуальные ценностные критерии, но реализация их предполагает постоянный учёт приоритетов социальных.
Иными словами, самореализация индивида должна соответствовать интересам социума. Верно и обратное: реализация интересов социальных должна способствовать самореализации индивидов. 
Расходование наличной энергии должно быть рациональным, как уже говорилось, и является по сути аналогичным распоряжению наличными деньгами. И этому способствует определение ценностных приоритетов. Например, в случае с деньгами, мы вначале определяем первоочередные расходы, затем – второстепенные и т.д., и закрываем долги именно в этой же последовательности приоритетов. Так же надобно поступать и в случае с наличной энергией индивида.
Теперь оценим, как это предлагалось делать в национальном казахском фольклоре. Одна из наиболее известных пословиц указывает на следующую иерархию ценностных ориентиров: «Бірінші байлы; – денсаулы;, екінші байлы; - а; жаулы;, ;шінші байлы; - он саулы;» («Первое богатство – здоровье, второе богатство – белый платок, третье богатство – десять овцематок»). То есть, на первом месте должно быть собственное здоровье, мощь, энергетика. И, соответственно, первейшая ценность и зона, на которую должно быть направлено внимание (а значит и энергия, ибо есть закон: «где твоё внимание – там твоя энергия»), - это собственное здоровье, забота о Я. На втором месте в предлагаемой иерархии ценностей – сопутница (или сопутник): жена или муж, тот, кто является для нас самым близким человеком. И лишь на третьем месте – материальный достаток (безопасность). Причём, указанное количество овцематок можно считать не просто случайной рифмовкой в контексте самой пословицы, но прямым указанием на то, что для полноценного существования человека нужен лишь минимально необходимый  достаток, обеспечивающий его безопасность – потребность в крове, одежде, питании. Достаток, который легко самовоспроизводится, не предполагая больших дополнительных затрат энергии.
Иными словами, для гармоничного существования человека вполне достаточными условиями  являются личное здоровье, наличие рядом сексуального партнёра – спутника по жизни и минимально необходимого материального, легко воспроизводимого, достатка. Дети, родственники, друзья и т.п. тоже относятся к категории важных ценностей, но не являются самыми приоритетными. Если говорить об аналогии с деньгами, то это может быть отнесено к дополнительным денежным затратам, создающим комфортность существования, но не являющимся наипервейшими и необходимейшими в ценностной иерархии личности.
Неадекватная расстановка подобных иерархических акцентов приводит к неадекватным энергетическим затратам и соответственно к краху в итоге.
Попробуем из приведённой пословицы извлечь смысловую информацию другого уровня. Среди приоритетов государства как отдельного холона мира также должны быть на первом месте собственное благополучие и здоровье. То есть – собственная энергетическая мощь. На втором месте – благополучные отношения с ближайшими соседями и партнёрами по жизни. На третьем месте – самовоспроизводство материальных ресурсов.  Более глубокий и конкретный контекст: на первом месте всегда и для человека, и для социума должны быть в первейших приоритетах собственное здоровье и благополучие, а оно определяется, в первую очередь, как категория психофизическая, а ещё точнее – как категория духовная. Соответственно, на первом месте в иерархической ценностной системе и человека, и общества должно находиться духовное состояние, которое очень тесно связано с состоянием физическим, определяет его и само зависимо в немалой степени от него.  На втором месте – реализация потребности в единстве с другим, противоположным внешне, но являющегося отражением внутреннего (скрытого) Я.  На внутреннем уровне для индивида – это осознавание и приятие внутреннего Анимуса или Анимы [10], тогда как на внешнем уровне – это приятие своего жизненного партнёра. Для социума – это приятие сокрытой своей противоположности, приятие своих подавленных, альтернативных сторон, учёт их потребностей и тенденций. Это так же (на внешнем уровне) и приятие интересов и чаяний большей части населения, по сути, и образующего,  собственно говоря, социум. На третьем же месте – материальное производство, собственно материальное богатство. Причём, на внешнем уровне – это забота о внешних атрибутах жизнедеятельности (таких, как кров, одежда, еда), а на внутреннем – забота о собственно физическом теле.
Вспомним также о системе иерархии ценностных ориентиров, предложенной А.Шопенгауэром [11]. Первое – это то, чем человек является, что он есть, как личность. Вторая категория ценностей – это то, что он имеет, но что может быть потеряно им. Это и богатство, и жилье, и работа, и близкие ему другие люди. Третья категория ценностей – это то, чем человек представляется в глазах других людей.
Попробуем сопоставить две предложенные ценностные триады и интегрировать их в единую систему ценностных ориентиров.
Первое – Здоровье, Личность, Я.
Второе – Партнёр, Владение, отъемлемая (внешняя) часть Я.
Третье – Материальное, внешний (социальный) образ Я.
Приятие этой системы ценностных приоритетов позволяет переориентировать энергетические потоки и индивидуального организма, и социума, что неизменно приведёт к улучшению общего состояния в любом случае, ибо общее физическое состояние напрямую зависит от энергии, которая, в свою очередь, напрямую зависит от состояния психики.
В психологии принята идея, что важно не казаться, а быть [12] – быть истинным, искренним, целостным, и тогда всё остальное прикладывается к этому. Приятие указанных приоритетных установок как раз и соответствует этой идее бытия истинного вместо игрового, актёрского псевдобытия, нередко имеющего место в окружающем мире. Накопление энергии внутри личности, в его ближайшем окружении создаёт предпосылки для укрепления и более высоких иерархических образований Единого Мира, и потому является императивом, велением Духа для нижестоящих иерархических систем: или перестроиться, или погибнуть. Альтернатив нет!
Исходя из приведённых выше соображений, можно утверждать, что казахский этнос смог выжить и сохранить за собой огромную территорию лишь потому, что смог правильно распределить свои ценностные ориентиры и соответственно правильно, максимально адекватно сложившейся исторической обстановке перенаправить свои энергетические ресурсы. Учёт указанных ориентиров жизненно необходим именно в настоящих условиях, когда отсутствует у многих людей адекватная ценностная ориентировка. Человек как бы потерян, дезориентирован. И вместо того, чтобы сделать акцент на собственном личностном развитии, многие заняты оформлением внешнего лоска, построением дворцов, не являющихся необходимостью для их личного существования. Другие также дезориентированы и заняты заботой о взрослых уже давно детях и внуках. Третьи уходят в болезни как способ манипуляции другими, четвёртые заняты стяжанием власти, славы или ещё чего-либо. Но всё это не даёт никому из них радости, ибо не соответствует императиву Духа и лишь распыляет их и без того невеликие запасы наличной энергии.
Иными словами, именно правильная расстановка ценностных приоритетов, соответствующая императиву Духа, и является тем необходимым золотым ключиком, который способен открыть заветную дверь будущего духовного пика человечества, если, конечно, оно сможет собраться с силами и воспользоваться им.
Таким образом, ценностные, аксиологические ориентиры, являются категориями, обеспечивающими конкретные способы распоряжения наличной энергией. И поскольку именно энергия определяет всё остальное, значимость аксиологических ориентиров в теме качества жизни и индивидов, и социума, и человечества в целом весьма велика. Собственно, кризис и есть проявление вызова Духа, императивно требующего именно ценностной переориентировки – духовной трансформации. Альтернативой подобной перемене является гибель системы (человека и человечества) как неспособной к эволюции – неспособной к существованию в иерархических структурах Единого Мира.
Литература:
1.Ф.Перлз :«Вокруг и около помойного ведра»
2.В.Франкл: «Человек в поисках смысла»
3.В.Франкл: «Воля к смыслу»
4.С.Муканов: «Халы;  м;расы»
5.Ян Цзюньмин: «Корни китайского цигун»
6.В.Торчинов : «Даосизм»
7.Философия науки, уч. для вузов под ред. Лебедева
8. «Духовные кризисы» под ред. С.Грофа
9.С.Гроф: «За пределами мозга»
10. «Теория и практика личностно-ориентированной психологии»
11.А.Шопенгауэр6 «Афоризмы житейской мудрости»
12.Э.Фром: «Быть или иметь?»


Рецензии