Петр, Павел и две Ангелины

     Наша первая встреча с семьей Поздеевых – священника отца Павла и матушки Ангелины из  Диево-Городища произошла осенью 1991 года. Тогда все мы жили в состоянии тревоги и напряжения. Трудно приходилось и нашей газете, ее закрывали, потом открывали, на нас давили, нам угрожали. Будущее было неопределенным, но мы-то руки тоже не сложили.


     И вот в те дни судьба привела меня в Диево-Городище. Старый дом  у подножия холма, на котором стоит устремленная ввысь колокольня  церкви Смоленской Божьей матери.  Колокольня сияла ослепительной белизной, сверкали золотые звездочки на голубых куполах храма. Там шла служба, посвященная Иоанну Крестителю, Иоанну Предтече, всем невинно убиенным.

     Старый дом проснулся много раньше  церкви. Матушка Ангелина  сделала  дела по хозяйству, приготовила завтрак, отправила семерых старших детей в школу. А девятиклассник Ваня до школы успел подняться на колокольню и разбудить прихожан  густым и торжественным звоном, приглашая в храм. Потом матушка надела пятерым младшим белые колготки, нарядные платочки, шапочки и повела их в церковь. Там они прошли вперед, чтобы отец Павел, выйдя из царских ворот, сразу же увидел светлое лицо жены и любящие глаза детей.  Прихожане  почтительно расступились перед  Поздеевыми, и,  наверное,  в своих молитвах они поминали и этих, и всех других детей, которым жить довелось в самое трудное время.

     С тех пор прошло два года. Снова храм, снова служба. В это утро по всей России звонили колокола, и священники воздавали честь  славным апостолам  Петру и Павлу. Созвучны были дням нашим слова старинных песнопений о любви к высоким идеалам и ближним своим, о малодушии, предательстве, раскаянии и прославлении веры.

     «… Тот горд,  ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых  происходят зависть, распри,  злоречия, лукавые подозрения…» - напоминали апостолы каждому из нас.

     Негромко пел хор, но временами напевы его, сплетаясь с  мягким басом  отца Павла, звучали почти трагически, предостерегающе: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды,  надменны, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны…». Но претерпевшие  гонения и муки апостолы завещали нам  предлежащую надежду, которая для души как бы якорь безопасный и крепкий…

     И снова среди молящихся была матушка Ангелина со всеми своими детьми, кроме старшего Вани, находящегося в отъезде.  Звонил в колокол и помогал  отцу исполнять обряд Коля, при необходимости подключались близнецы  Вася и Андрей. Два года назад они вместе с отцом белили колокольню, что  показалось мне тогда почти фантастическим делом. Колокольня – самая высокая в округе. И как матушка Ангелина  допустила  мужа и детей до такого опасного занятия?  Она тогда с сожалением  посмотрела на меня и без большой надежды, что я, атеистка, пойму её, объяснила, что не одна она была в то время, вера её поддерживала. И нынче, вот кончатся дожди, отец и мальчики снова возьмутся за колокольню – пора обновить её одежды. Хотя и кроме этого у старших Поздеевых  будет много хлопот – сенокос нынче тяжелый, а на подворье  две коровы и телята. Но все мальчики  давно уже водят машину, умеют косить, и все работы по уходу за скотиной  - их.

     А семиклассница Оля, в ту пору поразившая меня своими явно незаурядными шахматными способностями, в утро вместе со старушками-прихожанками продавала свечки, а потом с гордостью рассказывала мне, что нынче признана лучшей ученицей в школе.

     Третьеклассница Марина отличается хорошим слухом и голосом. Впрочем, все девочки, достигнув школьных лет, под руководством матери начинают осваивать музыкальные азы. Девятиклассница Маша и в этот раз, когда мы возвратились домой, охотно присела к пианино, а слаженные детские голоса зазвучали так нежно и светло, что, кажется, пасмурный день улыбнулся. И опять, как два года назад, видя утонченный профиль Маши, её изящную осанку, удивляешься: эта девушка знает любую крестьянскую работу, малыши с её рук не сходят и кухня ее.

     В церковь четырехлетнюю Настю и трехлетнего Петю – он тоже сегодня именинник – привели старшие мальчики. Малыши потом так и остались возле них, несмотря на длинную и строгую службу. Им, чувствовалось, было здесь привычно и хорошо. А Марина принесла матери большеглазое и серьезное существо – годовалую Ангелину, названную так по желанию отца. Почти все дети у матушки «вымоленные», у каждого был момент, когда в запасе оставалась только вера и материнская молитва. Так и маленькая Ангелина – вымоленная.

     - Как вы по дому все успеваете?

     И снова матушка иронически смотрит на меня: ей помогает вера. И маленькая  Ангелина не в тягость, если у неё столько нянек. Через сколько пар любящих рук она пройдет, прежде чем к матери попадет.

     Служба в церкви в тот день закончилась необычно. Отец Павел – именинник, шепнула мне женщина в церкви. Пожилая псаломщица от имени прихожан преподнесла отцу Павлу сдобный пирог, еще одна старушка – собственноручное печенье. А потом поднимались на амвон ребята всех возрастов и от имени учащихся воскресной школы дарили священнику розы. Сорок роз - по числу прожитых им лет. Потом отец Павел раскрыл калитку своего дворика и невольно задержался на пороге – тропа к дому была застлана  иван-чаем и ромашкой. Это дети сбегали в луга и свой подарок приготовили. И когда отец остановился перед этим бело-лиловым ковром, не решаясь ступить на него, вдруг раздался такой ликующий возглас и так радостно бросились к нему дети!

     Потом мы еще говорили о том, что нового произошло в семье за последние два года. Детей стало двенадцать. Ваня работает пономарем. Ему купили мотоцикл. Старшие мальчики научились косить, а девочки доить коров. Об Оле говорили по областному радио. Появились новые друзья – семейство фермеров, военный в отставке, потерявший сына, которого отпевали в здешней церкви, иностранный православный священник, который скоро приедет в гости…  Но самое, наверное, главное: несмотря на всевозможные катаклизмы, сохранились все нравственные устои этой семьи, здесь также любят и уважают друг друга, чтят вековые заповеди, живут добротой и честностью. А легче им не стало. Чего стоит только одна морока с отводом земли для этой уникальной в нашей области многодетной семьи, все норовят дело затянуть или предлагают заведомо негодный вариант. Дом, давно уже тесный и неудобный для такой семьи, просторнее не стал. А воскресная школа, в которой занятия ведут отец Павел и матушка Ангелина, собирая до полусотни ребятишек, ютится в такой развалюхе, что стыдно становится за всю нашу власть.

     И еще – почтив день апостолов Петра и Павла,  были именины и двух Ангелин. Так что праздник в старом доме получился очень веселым.

     Северный Край, 20 июля 1993 г.

     Фото Ю. Барышева


Рецензии