Половина ИмRана

– Я решил жениться!
– На ком? – удивлённо спросил Саид.
– Пока не знаю, – ответил Имран. – Но я определенно готов!
– Тихо там! – недовольно пробубнил спящий сосед по комнате. – И почему все личные вопросы надо решать ночью. Завтра, если вы забыли, нам сдавать газету в типографию! А у нас ещё две полосы не готовы!
Отбой в студенческом общежитии исламского университета был уже давно объявлен, но молодые ребята продолжали расхаживать по коридорам с полотенцами, пластмассовыми тазами, зубными пастами, щётками... Кто-то как бы невзначай остановился у лестницы и начал разговор о молитвах, за прочтение которых ангелы записывают совершение бесчисленного множества благих дел. Кто-то якобы по ошибке стучался в дверь комнаты, где пили чай с вареньем, которое по почте отправила мама своему сыну-студенту. И всё это надо было делать именно после объявления отбоя. Может, чай в это время был вкуснее или горячей воды в душевой ночью сразу стало хватать на всех, а разговоры о молитвах как-то забылись утром, чтобы обсудить их во время перемены между занятиями. Но ведь в дневной суете многое забывается, и тяжело поговорить о чём-то душевном. А ночь словно создана для этого!
– Хорошо, Мухаммад, иншааллах, завтра всё сделаем к зухру, – успокаивал главного редактора Саид. – Это же просто студенческая газета, ничего серьёзного.
– Ага... ничего серьёзного? – сердито ответил Мухаммад. – Вот из-за такого несерьёзного отношения мусульмане сегодня в таком серьёзном положении!
Саид молча согласился со своим начальником, который, хотя и был намного моложе, но учился на том же курсе и отличался большей преданностью и искренностью в мусульманских делах.
– И всё-таки я готов жениться! – пробормотал не засыпающий Имран.
– Напиши об этом статью, – предложил ему Саид. – Мне было бы интересно прочитать размышления неженатого мусульманина. Готов поделиться мыслями, как более опытный, женатый мужчина.
– А что, может и выйдет из этого что-то интересное, – зевнул главный редактор.
– Вот видишь, Мухаммад, есть всё-таки польза от моих ночёвок в общаге! – похвастался Саид.
– Ага, а потом твоя жена мне жалуется, что я слишком мучаю тебя на работе.
– Жениться и потерять свободу?! – задумался Имран. – А как это? Разве не мужчина в доме хозяин?
– Конечно, мужчина! – гордо ответил единственный женатый мусульманин в комнате.
– Если жена разрешит, конечно, – поправил его начальник. – Ладно, всем спать! Утро вечера мудренее! Имран, если напишешь короткую заметку, можешь рассчитывать на премию.
– На махр хватит? – сразу подхватил неугомонный жених.
– А какой у тебя махр просят? – заинтересовался главный редактор.
– Да я же говорю, что не знаю пока, на ком жениться. Поэтому не знаю, какой махр.
– Фи... молодняк! – расстроился Саид. – Разве бывает так, чтобы сначала махр, а потом невеста? Ладно, давайте спать.
Имран ещё долго не мог уснуть. На какой-то момент ему в голову пришла идея дать в газету объявление: «Молодой соблюдающий каноны религии мусульманин без вредных привычек ищет жену с махром не более 10 тыс. рублей». Но он быстро отказался от неё: слишком навязчиво. Периодически его навещали мысли сходить в женское общежитие и жениться на первой встречной мусульманке, в согласии которой он был почему-то уверен. Он думал также о том, чтобы предложить руку и сердце своей бывшей подруге, с которой учился в одной школе. Её, естественно, он знал намного лучше, чем первую встречную мусульманку. Такая идея Имрану показалась очень интересной, ведь все это время он продолжал тайно любить её и даже периодически захаживал в гости. Но рассказов об Исламе этой девочке, точнее сказать девушке, почему-то не хватало. Ей хотелось приключений, озорства, азарта. По крайней мере, так вдруг показалось самому Имрану, и он снова вернулся к мысли о первой встречной мусульманке.
– Субхан Аллах, как же сложно жениться! – молодой жених еле сдержался, чтобы не закричать, а потом шёпотом стал звать соседа. – Саид! Саид! – но тот даже не шевельнулся.
«Как быстро он уснул», – подумал Имран и, взглянув на часы, обнаружил, что была уже глубокая ночь, а он провалялся в своих размышлениях больше трёх часов. «Субхан Аллах», – снова повторил Имран и погрузился в сон.
Сон прервал стук в дверь:
– Намаз! Намаз! Имран, просыпайся!
– Какой намаз? Я только что уснул! – раздражённо произнёс Имран. Во сне он где-то искал свою ещё незнакомую избранницу, как вдруг заметил дорожный указатель с надписью «Намаз–1000 км» и пошёл в том направлении.
– Имран! Спишь что ли? – удивился зашедший в комнату одногруппник по имени Анвар. – Эх ты… намаз пропустил! – а потом шёпотом добавил. – Давай быстренько читай фаджр. Я знаю, как сделать, чтобы тебя дежурные не застукали.
Обиженный Имран даже не понимал, зачем его будят, когда он итак торопится на намаз. Возле дороги так и было написано: «Намаз–558 км». Неожиданно прямо в середине дороги вырос огромный агитационный щит с фотографией Анвара: «Голосуйте за меня: Я знаю, как обмануть дежурных!»
– Что за ерунда! – вскрикнул Имран, проснувшись.
– Эй, ты чего? – испугался Анвар, а потом сразу сообразил. – Ещё не все вернулись с коллективной молитвы. Давай со мной в душевую, как будто мы просто зубы не почистили, а потом свой намаз восстановишь. Время же ещё не вышло!
Совет оказался весьма кстати, и они сразу примкнули к толпе студентов, возвращавшихся после намаза. Часть из них сразу направилась в душевую, как и предупреждал Анвар.
В глубине души Имрану было очень стыдно за свой проступок. Однако опоздать на утренний намаз всё-таки лучше, чем пропустить его вообще. Поэтому он решил не тратить время на бесполезную болтовню с Анваром и присоединился к другим ребятам, чистившим зубы.
– Абдульхак, передай, пожалуйста, преподу, что я расскажу ему суру на следующей паре, – попросил Имран, нанося пасту на зубную щетку.
– А что с тобой? Заболел что ли? Вид у тебя неважный... Плохо спал?
– Да... Болезнь сердца, – двусмысленно ответил молодой Ромео и сразу сменил тему. – А ты? Готов? Выучил?
– Я уже давно выучил! – похвастался Абдульхак. – В прошлом году сестра готовилась к конкурсу и целый день повторяла эту суру вслух.
Упоминание о женском голосе вновь разбудили романтические мысли в сердце Имрана. «Все только и говорят о девушках... – посетовал он. – Как же манит сокровенное, скрытое от глаз и ушей мужчины. Мусульманка – это необычайная девушка, которую хочется отгадать, загадка, которую хочется любить... Субхан Аллах, как же сложно жениться», – снова повторил он, как вдруг вспомнил, что время утреннего намаза вот-вот закончится.
– Ассаламу алейкум, – попрощался он с одногруппниками и убежал в свою комнату.
Другие ребята почти сразу за ним разбежались по кабинетам, прозвенел звонок, и коридоры мужского общежития мгновенно опустели. Только дежурный комендант Ахмад-хаджи расхаживал, заглядывая в комнаты, – не прогуливает ли кто-нибудь занятия? В тот момент, когда надзиратель постучался в дверь, Имран уже дочитал намаз и успел сесть за стол.
– Ассаламу алейкум, Имран! Ты почему не на занятиях? – удивлённо спросил его комендант. Ахмад-хаджи был добрым человеком, но студентов держал в строгости. К Имрану у него было особое отношение: тот часто приходил к нему на чай, задавал вопросы о жизни и смерти, войне и мире, дружбе и предательстве. Ахмад-хаджи очень любил его любознательность.
– Ваалейкум ассалам! Пишу статью о выборе невесты. Нам газету сдавать, а материала не хватает. Преподаватели в курсе, – объяснял Имран, как вдруг неожиданно спросил. – Ахмад-хаджи, а что для вас семья?
– В смысле, какое значение семья занимает в жизни мусульманина?
– Ну да.
– Хороший вопрос, Имран! Похвально, что ты думаешь об этом. Я был бы рад, если бы и мой сын задался таким вопросом. Это ты сам такую статью написать решил или Мухаммад поручил?
– Сам! – гордо произнёс Имран и почувствовал в груди столько храбрости от осознания, что он сам стал инициатором такой темы, что тут же решил похвастаться ещё более смелым решением. - Я женюсь, Ахмад-хаджи!
– Машаллах! Так у тебя, оказывается, невеста уже есть?! – восторженно произнёс добрый комендант.
Вопрос о невесте застал Имрана врасплох. Он как-то не подумал, что его снова спросят об избраннице. А ведь её ещё нет! Но Имран определённо решил, что он уже готов к семейной жизни. Да, ведь именно об этом он спрашивал.
– Долгая история, Ахмад-хаджи... Так что для вас семья? Как правильно выбрать себе жену?
– Да, ты прав! Жену надо выбирать, а не жениться на первой красавице, которая всю жизнь потом будет висеть на шее. Семья – это, прежде всего, ты сам. У нас на Кавказе очень строго относятся к этому! Важно не ошибиться. Обязательно должны родственники помочь выбрать, одобрить, посоветовать. И ведь не просто так, не просто так… Ты себя должен в своей семье находить. Семья – это гавань, в которой можно найти утешение, залечить раны, зарядиться энергией. Очень важно не ошибиться с выбором невесты. А уж хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, я тебе просто напомню. Женятся по четырём критериям: иман, красота, положение в обществе и деньги. Лучше бери по иману! Не стесняйся, подойди к кому-нибудь из женщин постарше, скажешь, мол, так и так, хочу жениться. Она посоветует тебе кого-нибудь, а если согласишься, сама ей всё про тебя расскажет. А потом уж к её отцу, свататься!
– Что, прямо так сразу к отцу?
– Если ты проявишь уважение к её отцу, она будет всю жизнь проявлять уважение к тебе! Ладно, Имран, – вдруг опомнился комендант, – ты не выходи в коридор, чтобы других в свою смуту не вводить. Уроки начались! – строго произнёс он и, уходя, продолжил бормотать под нос. – А к отцу ведь не просто так, не просто так...
Имран сделал несколько заметок в своём черновике, чтобы не забыть советы Ахмада-хаджи. Но статья давалась сложно. «Видимо, на такую тему только опытные должны писать, – подумал он. – Гениально! Надо провести опрос на эту тему! Ох, все же на занятиях, а статью я обещал к зухру, – расстроился Имран. – Придётся ограничиться редколлегией газеты. Ну, Мухаммад и Саид, держитесь!» – улыбнулся он.


Рецензии