Репортаж. Когда город спал

- Давай! – махнул рукой Александр, и странная наша кавалькада тронулась со скоростью неторопливо прогуливающегося человека.
Первым с улицы Энгельса на огороженную жёлто-красными дорожными пирамидами улицу Тимме вполз мощный «Урал», с кузова которого змеились две жилы красного троллейбусного провода. Затем, почти впритык – спецмашина для обслуживания контактных линий с подъёмной площадкой. С неё Виктор Белоусов и Василий Красильников и начали подвеску линии на растяжки. Двадцать метров движения – остановка, и провод повисает над дорогой, и снова движение.
Редкие в этот ночной час машины замедляют ход: водители, пассажиры высовываются из кабин, рассматривают. В окнах домов - любопытные, сонные лица. И если бы знал город, что бригада монтажников А. Александрова из управления «Севзапэлектромонтаж» ведёт первую линию, то зрителей было бы значительно больше. Во всяком случае, не меньше, чем на стадионе «Труд», где эта бригада монтировала осветительные вышки.
К началу монтажа контактных сетей специалистом этого дела был только бригадир – Александр Александров. Но специалистом, если можно так сказать, академическим: только что закончил четырёхмесячные курсы в Челябинске. Поэтому устройство контактной сети троллейбусного депо для бригады стало и первой практикой, и экзаменом, который был выдержан на «отлично». К установленному сроку – первому апреля – электромонтаж в депо был закончен.
…Головная машина стала поворачивать с улицы Тимме на улицу Гагарина.
- Стоп! – Александр скрестил руки над головой, и машины, зашипев тормозами, встали. Крутая синусоида провисшей над улицей линии могла помешать движению. Надо её подтянуть, сгладив волну. Площадка, возвышающаяся над машиной на два метра, мерно раскачивается под дружными усилиями монтажников. Машина, поставленная на все тормоза, и то не устояла и закачалась взад-вперёд…
Виктор Белоусов, самый крепкий в бригаде, руками гнёт петлю из толстого, в палец, медного провода. На него и на трос растяжки крепится нехитрая механизация – ручная лебёдка, очень похожая на лягушку. Всё готово! Вот оно, рабочее усилие, - потрескивает лебёдка, сыплется краска с опоры. Нет возможности убрать пот со лба. Ненасытная лебёдка сантиметрами вбирает в себя ос, подтягивая жилу троллейбусной линии длиной в полкилометра. Всё мягче и мягче волна синусоиды. По линии курсирует машина с бригадиром. Отбой! Провод вытянулся в струну по всей улице. Часы показывают три ночи.
Глядя на монтажников, их согласованные действия, убеждаешься, что троллейбус для Архангельска – реальность этого года. И ощущение это крепнет, когда читаешь письма из Армавира, Свердловска, Оренбурга, Донецка, Ашхабада, Тюмени, Перми, Душанбе, Ярославля и других городов от желающих работать в нашем депо. Когда видишь восемнадцать новеньких «усатых» машин, которые ждут первого июля, чтобы «прописаться» в здании депо и «побегать» по малому кольцу двора. Троллейбусы подготовлены. Водители выучены в Ленинграде и в Горьком.
…Директор строящегося в Архангельске троллейбусного транспорта Е. А. Яковлев был краток: «Строители обещали сдать отрезок улицы Энгельса от вокзала до Тимме вовремя, а монтажники уже доказали, что не умеют подводить, поэтому первый троллейбус выйдет на линию в День строителя». И с этого момента старейшее в России наше трамвайное управление, как аристократ, через «дефиску» писаться станет – «трамвайно-троллейбусное»…

Газета «Правда Севера», Архангельск, 29 июня, 1974 г.


Рецензии