Якушин Михаил Нестерович
Стал служить в Красной Армии.
Окончил Военно-теоретическую школу и Военную школу летчиков.
В звании лейтенанта служил в качестве старшего лётчика в 119-й истребительной авиационной эскадрилье 95-й истребительной авиационной бригады Закавказского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 31 мая по 15 ноября 1937 года в качестве пилота 1-й эскадрильи истребителей И-15.
Имел псевдоним «Карлос Костехон».
Первым среди советских летчиков одержал ночную воздушную победу: в ночь с 25 на 26 июля 1937 года сбил в районе Мадрида немецкий бомбардировщик Ю-52 (пилот унтер-офицер Фриц Берндт, штурман лейтенант Лео Фальк, радист унтер-офицер Вальтер Брётцманн, механик фельдфебель Георг Юбельгак и стрелок унтер-офицер Август Гейер).
«…Якушин молча прохаживается возле своего самолета. Все время курит, и только по этому можно догадаться, что он волнуется. Серов то и дело смотрит на часы. На востоке загораются первые звезды, в их мерцающем свете безоблачное небо кажется отполированным.
- Пора, Миша, - говорит Серов, приминая каблуком тлеющий на земле окурок.
Надевая парашют, Анатолий уточняет последние детали предстоящего полета.
- Значит, условились: ты патрулируешь на высоте трех тысяч, а я буду искать бомбардировщики ниже, на двух тысячах метров.
И Серов и Якушин твердо сходятся на одном: заметив вражеский бомбардировщик, всячески стремиться вплотную сблизиться с ним. Стараться подходить к врагу снизу, маскируясь на фоне темной земли. Бить в упор, бить наверняка, ибо последующие маневры уже могут оказаться лишними - бомбардировщик легко ускользнет и скроется…
…Одно-два мгновения машина Якушина скользит в свете фар и устремляется в ночную тьму. За Михаилом - Серов. Самолеты поднимаются все выше и выше. Звук моторов становится слабее и вскоре совсем пропадает.
Никто не расходится со стоянки. Люди напряженно вслушиваются в тишину, ждут. Думают о товарищах: вдруг заблудятся, не найдут своего аэродрома. О благополучной посадке где-то вне аэродрома не может быть и речи. Повсюду горы, а редкие низменные места вдоль и поперек пересечены неровными складками местности и пересохшими ручьями.
Небо безмолвное, глухое. Словно бархатный шатер, оно поглощает, скрадывает каждый звук. Видимо, Серов и Якушин ушли к линии фронта. И вдруг ухо ловит далекое гудение. Кто это? Люди на аэродроме замирают. И в тишине кто-то громко, с досадой говорит:
- Немец!
Да, ничего не поделаешь, немецкий бомбардировщик. Шум моторов с каждой минутой нарастает. Кляня фашистов последними словами, шоферы со злостью выключают свет.
Вслушиваемся. В шум немецких моторов вплетается другой звук - знакомый звук «чато». И в тот же момент молнией вспыхивает огненная трасса, за ней вторая, третья. Отчетливо слышится пулеметная трескотня.
- Горит! Горит! - восторженно кричат летчики.
Кто горит - ясно: «чато» уже над аэродромом. Безуспешно пытаясь сбить пламя, бомбардировщик валится вниз. Небо гаснет, издали доносятся глухие удары взрывающихся бомб.
Не отрываясь, все присутствующие на аэродроме продолжают смотреть в ту сторону, где только что разыгрался бой. И люди с удивлением замечают, что ночь уже не такая темная, как казалось. Ясная, замечательная ночь!
Шоферы вновь включают свет, и он буравит темноту, отодвигая ее подальше.
Первым совершает посадку Серов. Летчики, авиамеханики бегут к нему. Улыбаясь, Серов отмахивается:
- Не я! Не я! Михаила будем качать! Он сбил.
Несмотря на отсутствие специальных посадочных огней, Якушин приземляется мастерски, останавливаясь возле самых автомашин. Широко шагая, Анатолий идет навстречу ему. Оба сияют. Серов крепко обнимает своего друга:
- Поздравляю, поздравляю, Миша! А мне не повезло!
- Хватит и на твою долю, - смеется Якушин. - Уверен, что они не сразу поймут, в чем дело, и еще будут летать.
Почин сделан. И какой почин - доказавший полную возможность борьбы истребителей с бомбардировщиками в ночных условиях!
Первый в истории ночной бой. Первые строки в новой главе истории авиации.
На другой день стало известно, что четыре человека из состава экипажа немецкого бомбардировщика были убиты еще в воздухе, пятый выбросился с парашютом и был взят в плен. Удар Якушина оказался точным…»
(Из книги Б. А. Смирнова «Небо моей молодости»)
Всего в Испании произвел около 150 боевых вылетов (в том числе 8 ночных), участвовал в 25 воздушных боях, сбил 6 самолетов (5 лично и 1 в составе группы). По другим данным лично сбил 3 самолета (2 Фиата-32 и 1 Ю-52), или 8 самолетов.
За сбитый ночью самолет, он был награжден республиканским правительством Испании золотыми часами и легковым автомобилем «Крайслер Империал».
Участвовал в национально-освободительной войне в Китае с июня 1938 года, в звании капитана командовал группой истребителей И-15бис.
В 1939 году ему было присвоено воинское звание «майор».
Наряду со службой в боевых частях, командовал особой пятеркой истребителей И-16, предназначенной для показа фигур высшего пилотажа во время парадов.
Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
Воевал в составе 11-й смешанной авиационной дивизии. В должности заместителя командира 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО участвовал в обороне Москвы, затем в 1942 году был начальником отдела лётной инспекции ВВС, начальником отдела истребительной авиации. С февраля 1943 года до конца войны командовал 215-й истребительной авиационной дивизией.
29 июня 1944 года был легко ранен в кисть левой руки и голень левой ноги.
Участвовал в боях в Восточной Пруссии. Окончил войну в звании полковника.
Всего за время Великой Отечественной войны произвел 13 боевых вылетов.
После окончания войны продолжал службу в авиации, был руководителем учебного центра в Липецке.
Участвовал в войне в Корее, был авиационным советником китайских ВВС.
В 1953 году ему было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации».
Вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта авиации.
Проживал в городе Москва (Россия).
Умер 5 июля 1999 года.
Список известных воздушных побед М. Н. Якушина:
30.06.1937 1 Фиат-32 Толедо лично
06.07.1937 1/2 Фиат-32 Брунете в паре с А. К. Серовым
07.07.1937 1 Фиат-32 Мадрид лично
07.07.1937 1/3 Фиат-32 Мадрид в составе звена
08.07.1937 1 Фиат-32 Брунете лично
25.07.1937 1 Ю-52 Вальдеморильо лично
14.08.1937 1 Ю-52 Испания
24.08.1937 1 Ю-52 Бахаралос лично
Награжден орденом Ленина (29.05.1945), четырьмя орденами Красного Знамени (31.07.1937, 22.10.1937**, 07.05.1940, 0000), двумя орденами Кутузова 2-й степени (25.07.1944, 10.04.1945), орденом Отечественной войны 1-й степени (06.04.1985), двумя орденами Красной Звезды (03.11.1944, 0000), шестнадцатью медалями, российским орденом Жукова (07.11.1995), польскими орденами «Крест Грюнвальда» 3-го класса и «Крест Храбрых».
Примечания:
* По другим данным - 17 сентября 1910 года.
** Орден имел порядковый № 82/"2".
Свидетельство о публикации №215041000326
Ляля Кошкина 27.05.2021 09:43 Заявить о нарушении
Олег Каминский 27.05.2021 10:14 Заявить о нарушении