Шустов Павел Никифорович
В РККА с июня 1920 года.
В 1921 году окончил автомобильные курсы.
В 1921-1922 годах учился в Егорьевской военно-теоретической авиашколе.
В мае 1922 года был демобилизован.
Работал слесарем.
С августа 1923 года вновь в армии.
Учился в Киевской военно-теоретической авиашколе, в 1925 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1927 году Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков.
Служил в авиации Северо-Кавказского и Белорусского военных округов.
Окончил КУКС при Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского в 1933 году.
В звании майора командовал 40-й истребительной авиационной эскадрильей 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.
К лету 1935 года имел налёт более 5.000 часов, несколько раз совершал удачные вынужденные посадки.
«…12 июля, в 17 часов, при выполнении летных заданий в составе отряда в штаб части дежурный по полетам донес, что самолет в течение получаса ходит по кругу с оторванным шасси.
Это был самолет, пилотируемый тов. Шустовым.
Выйдя на аэродром, мы увидели самолет, который делал круги, а под его фюзеляжем висело шасси. Посадка в таком положении чрезвычайно трудна, почти невозможна.
Произошел срыв болта, крепящего подкос шасси. Подкос верхним концом опустился вниз, и левая сторона шасси постепенно ползла вниз.
Шустов дал знать стартеру вымпелом: «Иду на посадку… Соберите людей…»
Через две минуты выкладывается «Т».
Машина быстро парит вниз, еще один круг, мотор выключен, и самолет плавно садится с креном налево, катится по взлетной полосе, чуть задевая нижней плоскостью.
Все в порядке, машина отделалась незначительной царапиной правой плоскости.
Тов. Шустов рассказал:
- Выполнив задание, отряд возвращался на аэродром.
Не долетев до места посадки, я заметил, что идущие по обе стороны командиры отрядов Деев и Якубович показывают руками в сторону моего самолета.
…Взглянув в сторону и назад, я нашел все в порядке, мотор работал хорошо, поэтому я уверенно продолжал пилотировать. Но тревожные сигналы подчиненных с прежней настойчивостью предупреждали о чем-то случившемся.
Бросив взгляд на тень своего самолета, я заметил неправильное положение шасси.
«Эге, - подумал я, - дело серьезное, надо принимать решение».
Сделав разворот по знаку «Т», определил, что у меня неисправна правая нога шасси, отчего все «хозяйство» медленно ползло вниз. Поломка самолета почти неизбежна.
А после подумал:
«На днях десятилетие части, а ведь часть-то безаварийная».
…До боли не хотелось совершить поломку. Я стал готовиться к посадке.
Набирая высоту, я рассчитывал облегчить машину, расходом бензина. До того, как идти на посадку, я делаю в воздухе несколько посадочных положений, ногой и ручкой искусственно образую крен. Затем иду на посадку. Выключаю мотор. Винт становится в горизонтальное положение, - этим облегчается посадка, а в случае капота гарантируется целость винта. Даю ногу и энергично беру ручку на себя.
Машина коснулась земли и с креном на левое колесо, и в таком положении самолет делает пробег в 105 метров, а в момент остановки медленно, медленно ложится на бок…»
(Из газеты «Красная Звезда», 17 июля 1935 года)
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 22 апреля по 22 октября 1937 года в качестве инструктора. Должен был занять должность командира 26-й группы истребителей И-15, но на фронте из-за плохого состояния здоровья летать отказался. Только один раз он появился над фронтом, когда на учебном самолете УТИ-4 вывез корреспондента газеты «Правда» Михаила Кольцова - «показать фронт», а большая группа истребителей прикрывала его. В тылу руководил сборкой и испытаниями самолетов, а также обучением испанских летчиков в городе Мурсия.
В 1937-1938 годах был помощником начальника учебного Центра изучения воздушного боя.
С апреля 1938 года по октябрь 1941 был начальником ЛИС авиазавода № 292 в Саратове.
В 1938 году ему было присвоено воинское звание «полковник».
Испытывал серийные самолеты Р-10 (1938-1940 годы), Як-1 (1940-1941 годы) и их модификации.
В 1941-1948 годах был начальником Куйбышевского аэродрома (авиазаводов № 1 и № 18), испытывавших самолеты для фронта. Заводами на фронт были отправлены 11.863 штурмовиков Ил-2 и 1.125 штурмовиков Ил-10.
16 февраля 1948 года в звании полковника вышел в отставку.
Проживал в городе Самара (Россия).
Умер 28 июля 1961 года. Похоронен на Центральном кладбище в Самаре.
Награждён двумя орденами Ленина (29.04.1944, 06.11.1946), орденом Красного Знамени (03.11.1944), орденом Трудового Красного Знамени (18.08.1945), орденом Красной Звезды (25.05.1936), медалями.
Свидетельство о публикации №215041000340