Шустов Павел Никифорович

Родился  30  апреля  (13  мая,  25  декабря)  1902  года  в  деревне  Тихиничи  ныне  Рогачёвского  района   Гомельской  области  (Беларусь)  в  семье  крестьянина.  Русский.  Окончил  несколько  классов  сельской  школы.  Работал  пастухом.
В  РККА  с  июня  1920  года.
В  1921  году  окончил  автомобильные  курсы.
В  1921-1922  годах  учился  в  Егорьевской  военно-теоретической  авиашколе.
В  мае  1922  года  был  демобилизован.
Работал  слесарем.
С  августа  1923  года  вновь  в  армии.
Учился  в  Киевской  военно-теоретической  авиашколе,  в  1925  году  окончил  Ленинградскую   военно-теоретическую  школу  ВВС,  в  1927  году  Ворошиловградскую  военную  авиационную   школу  лётчиков.
Служил  в  авиации  Северо-Кавказского  и  Белорусского  военных  округов.
Окончил  КУКС  при  Военно-воздушной  академии  имени  Н.  Е.  Жуковского  в  1933  году.
В  звании  майора  командовал  40-й  истребительной  авиационной  эскадрильей  83-й  истребительной  авиационной  бригады  Белорусского  военного  округа.
К  лету  1935  года  имел  налёт  более  5.000  часов,  несколько  раз  совершал  удачные  вынужденные  посадки.

     «…12  июля,  в  17  часов,  при  выполнении  летных  заданий  в  составе  отряда  в  штаб  части  дежурный  по  полетам  донес,  что  самолет  в  течение  получаса  ходит  по  кругу  с  оторванным  шасси.
     Это  был  самолет,  пилотируемый  тов.  Шустовым.
     Выйдя  на  аэродром,  мы  увидели  самолет,  который  делал  круги,  а  под  его  фюзеляжем  висело  шасси.  Посадка  в  таком  положении  чрезвычайно  трудна,  почти  невозможна.
     Произошел  срыв  болта,  крепящего  подкос  шасси.  Подкос  верхним  концом  опустился  вниз,  и  левая  сторона  шасси  постепенно  ползла  вниз.
     Шустов  дал  знать  стартеру  вымпелом:  «Иду  на  посадку…  Соберите  людей…»
     Через  две  минуты  выкладывается  «Т».
     Машина  быстро  парит  вниз,  еще  один  круг,  мотор  выключен,  и  самолет  плавно  садится  с  креном  налево,  катится  по  взлетной  полосе,  чуть  задевая  нижней  плоскостью.   
     Все  в  порядке,  машина  отделалась  незначительной  царапиной  правой  плоскости.
     Тов.  Шустов  рассказал:
     -  Выполнив  задание,  отряд  возвращался  на  аэродром. 
     Не  долетев  до  места  посадки,  я  заметил,  что  идущие  по  обе  стороны  командиры  отрядов  Деев  и  Якубович  показывают  руками  в  сторону  моего  самолета.
     …Взглянув  в  сторону  и  назад,  я  нашел  все  в  порядке,  мотор  работал  хорошо,  поэтому  я  уверенно  продолжал  пилотировать.  Но  тревожные  сигналы  подчиненных  с  прежней  настойчивостью  предупреждали  о  чем-то  случившемся.
     Бросив  взгляд  на  тень  своего  самолета,  я  заметил  неправильное  положение  шасси.
     «Эге,  -  подумал  я,  -  дело  серьезное,  надо  принимать  решение».
     Сделав  разворот  по  знаку  «Т»,  определил,  что  у  меня  неисправна  правая  нога  шасси,  отчего  все  «хозяйство»  медленно  ползло  вниз.  Поломка  самолета  почти  неизбежна.    
     А  после  подумал:
     «На  днях  десятилетие  части,  а  ведь  часть-то  безаварийная».
     …До  боли  не  хотелось  совершить  поломку.  Я  стал  готовиться  к  посадке.
     Набирая  высоту,  я  рассчитывал  облегчить  машину,  расходом  бензина.  До  того,  как  идти  на  посадку,  я  делаю  в  воздухе  несколько  посадочных  положений,  ногой  и  ручкой  искусственно  образую  крен.  Затем  иду  на  посадку.  Выключаю  мотор.  Винт  становится  в  горизонтальное  положение,  -  этим  облегчается  посадка,  а  в  случае  капота  гарантируется  целость  винта.  Даю  ногу  и  энергично  беру  ручку  на  себя.
     Машина  коснулась  земли  и  с  креном  на  левое  колесо,  и  в  таком  положении  самолет  делает  пробег  в  105  метров,  а  в  момент  остановки  медленно,  медленно  ложится  на  бок…»
     (Из  газеты  «Красная  Звезда»,  17  июля  1935  года)

Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  22  апреля  по  22  октября  1937  года  в  качестве  инструктора.  Должен  был  занять  должность  командира  26-й  группы  истребителей  И-15,  но  на  фронте  из-за  плохого  состояния  здоровья  летать  отказался.  Только  один  раз  он  появился  над  фронтом,  когда  на  учебном  самолете  УТИ-4  вывез  корреспондента  газеты  «Правда»  Михаила  Кольцова  -  «показать  фронт»,  а  большая  группа  истребителей  прикрывала  его.  В  тылу  руководил  сборкой  и  испытаниями  самолетов,  а  также  обучением  испанских  летчиков  в  городе  Мурсия.
В  1937-1938  годах  был  помощником  начальника  учебного  Центра  изучения  воздушного  боя.
С  апреля  1938  года  по  октябрь  1941  был  начальником  ЛИС  авиазавода  №  292  в  Саратове.
В  1938  году  ему  было  присвоено  воинское  звание  «полковник».
Испытывал  серийные  самолеты  Р-10  (1938-1940  годы),  Як-1  (1940-1941  годы)  и  их   модификации.
В  1941-1948  годах  был  начальником  Куйбышевского  аэродрома  (авиазаводов  №  1  и  №  18),   испытывавших  самолеты  для  фронта.  Заводами  на  фронт  были  отправлены  11.863  штурмовиков  Ил-2  и  1.125  штурмовиков  Ил-10.
16  февраля  1948  года  в  звании  полковника  вышел  в  отставку.
Проживал  в  городе  Самара  (Россия).
Умер  28  июля  1961  года.  Похоронен  на  Центральном  кладбище  в  Самаре.

Награждён  двумя  орденами  Ленина  (29.04.1944,  06.11.1946),  орденом  Красного  Знамени  (03.11.1944),  орденом  Трудового  Красного  Знамени  (18.08.1945),  орденом  Красной  Звезды  (25.05.1936),  медалями.


Рецензии