Шмельков Николай Иванович

Родился  5  мая  1912  года  на  станции  Селиваново  Владимирской  области  (Россия)  в  семье  железнодорожного  рабочего.  Русский.  С  1914  года  по  1928  год  жил  на  станции  Тулун  Иркутской  области.  С  11  лет  работал  пастушонком.  С  1928  по  1929  год  учился  в  школе  ФЗО  в  Нижнеудинске,  после  чего  работал  в  Сестрорецке  учеником  токаря  и  токарем  на  инструментальном  заводе  им.  Войкова. 
В  ноябре  1930  года  пошел  служить  на  Балтийский  флот.
Окончил  8-ю  школу  авиамотористов  Балтийского  флотского  экипажа.  Затем,  в  1932  году  окончил  11-ю  школу  военных  пилотов  в  Ворошиловграде.
С  июля  1933  года  служил  младшим  летчиком  в  16-й  истребительной  авиационной  эскадрилье,  с  июня  1934  года  -  командиром  звена  и  отряда  в  109-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  36-й  истребительной  авиационной  бригады  Киевского  военного  округа.
В  1936  году  ему  было  присвоено  воинское  звание  «лейтенант».
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  20  октября  1936  года  по  23  января  1937  года,  был  пилотом  истребителя  И-15.

     «…Однажды,  выполнив  задание,  отряд,  в  котором  служил  тов.  Шмельков,  возвращался  вечером  на  аэродром.  Оглядывая  горизонт,  Николай  Иванович  заметил  вдали  несколько  самолетов.  Они  парили  на  высоте  до  3  тысяч  метров.  Отделившись  от  товарищей,  летчик  приблизился  к  самолетам  и  тут  только  определил,  что  это  машины  «противника».
     Силы  были  слишком  неравны,  и  тов.  Шмельков,  решив  остаться  незамеченным,  стал  удаляться.  Однако  «противник»  уже  обнаружил  самолет  Шмелькова  и  начал  преследование.  Победа  казалась  легкой,  и  «противник»  нападал  решительно,  смело.  Но  через  несколько  минут  «боя»  ракета  посредника  показала,  что  один  из  нападавших  самолетов  сбит.  Как  назло  в  это  время  на  самолете  Шмелькова  перестал  работать  мотор.  Окруженный  со  всех  сторон  машинами  «противника»,  летчик  решил  все  же  не  сдаваться.  Он  уходит  вниз  и  в  150  метрах  от  земли  ему  удается  «оживить»  мотор.  Быстро  набрав  высоту,  тов.  Шмельков  снова  ведет  свой  самолет  в  «бой».  «Противник»,  обманутый  смелым  маневром,  «теряет»  еще  один  самолет…»
     (Из  газеты  «Красная  Звезда»,  25  июня  1938  года)

Всего  в  Испании  произвел  49  (по  другим  данным  66)  боевых  вылетов,  сбил  6*  самолетов  (4  лично  и  2  в  паре).  По  другим  данным  сбил  10  самолетов  (5  лично  и  5  в  группе)  или  11  самолетов  (6  лично  и  5  в  группе)  или  13  самолетов. 
В  январе  1937  года  был  тяжело  ранен  в  голову  в  воздушном  бою  и  отправлен  в  Советский  Союз.
С  марта  1937  года  командовал  звеном  и  отрядом  в  65-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  Киевского  военного  округа. 
С  ноября  1937  года  учился  на  Высших  авиационных  Курсах  усовершенствования  командного  состава  при  Липецкой  авиационной  школе.
28  февраля  1938  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «майор».               
В  августе  1938  года  был  назначен  помощником  командира  54-й  истребительной  авиационной  бригады  Ленинградского  военного  округа.
29  ноября  1938  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «полковник».               
Участвовал  в  советско-финляндской  войне  1939-1940  годов.
С  апреля  1940  года  командовал  54-й  истребительной  авиационной  бригадой,  с  августа  1940  года  был  заместителем  командира  1-й  смешанной  авиационной  дивизии  Ленинградского  военного  округа.
Участник  Великой  Отечественной  войны  с  июня  1941  года.  Командуя  145-м  истребительным  авиационным  полком  с  1  июля  по  10  августа  1941  года,  воевал  на  Северном  фронте  в  Заполярье. 
В  августе  1941  года  при  налете  немецкой  авиации  на  один  из  аэродромов  в  Заполярье  был  контужен. 
После  лечения  в  госпитале  учился  на  курсах  повышения  квалификации  при  Военно-воздушной  академии,  которые  окончил  в  январе  1942  года.
С  января  1942  года  был  заместителем  командира  5-й  запасной  авиабригады  Сибирского  военного  округа,  с  октября  1942  года  по  июль  1944  года  заместителем  командира  297-й  истребительной  авиационной  дивизии  ПВО  Забайкальского  военного  округа.  В  апреле-июне  1944  года  проходил  стажировку  на  фронте  заместителем  командира  по  летной  части  331-й  истребительной  авиационной  дивизии.  Воевал  на  1-м  Украинском  фронте.  В  июле  1944  года  снят  с  должности,  в  сентябре  того  же  года  был  назначен  заместителем  командира  234-й  истребительной  авиационной  дивизии.  Воевал  на  1-м  Белорусском  фронте,  участвовал  в  боях  над  Белоруссией,  Польшей  и  Германией. 
В  марте  1945  года  был  снят  с  должности  за  грубые  нарушения  воинской  дисциплины:  пьянство,  невыполнение  приказов,  нежелание  летать  и  т.  д.  Несколько  месяцев  находился  в  резерве.
По  некоторым  данным,  за  время  Великой  Отечественной  войны  сбил  5  (по  другим  данным  18)  самолетов,  но  эти  данные  не  подтверждены  документами.
В  ряде  публикаций  указывается,  что  всего  в  трёх  войнах  он  сбил  36  самолетов  (13  лично  и  23  в  группе),  однако  эти  данные  явно  вымышлены.
Вскоре  после  окончания  войны,  в  августе  1945  года,  по  состоянию  здоровья,  он  был  уволен  в  запас  в  звании  полковника.
Проживал  в  поселке  городского  типа  Красная  Горбатка  Селивановского  района  Владимирской  области  (Россия).
Умер  24  марта  1967  года.  Похоронен  в  Красной  Горбатке.
31  декабря  1936  года  за  мужество  и  героизм  ему  было  присвоено  звание  Героя  Советского  Союза  («Золотая  Звезда»  №  25).
Награжден  орденами  Ленина  (31.12.1936),  Красного  Знамени  (21.3.1940),  медалями  «ХХ  лет  РККА»  (23.2.1938),  «За  боевые  заслуги»  (3.11.1944),  «За  оборону  Советского  Заполярья»  (1944),  «За  взятие  Берлина»  (9.6.1945),  «За  победу  над  Германией»  (9.5.1945).

Примечание:
*     Кроме  того,  8  декабря  1936  года,  вместе  с  лейтенантом  Г.  Н.  Захаровым,  он  по  ошибке  сбил  французский  пассажирский  самолет  Потез-540,  который  при  вынужденной  посадке  скапотировал  и  загорелся.  В  результате  трагической  ошибки  погиб  французский  журналист  Луи  Де  ля  Прэ. 


Рецензии