Шмельков Николай Иванович
В ноябре 1930 года пошел служить на Балтийский флот.
Окончил 8-ю школу авиамотористов Балтийского флотского экипажа. Затем, в 1932 году окончил 11-ю школу военных пилотов в Ворошиловграде.
С июля 1933 года служил младшим летчиком в 16-й истребительной авиационной эскадрилье, с июня 1934 года - командиром звена и отряда в 109-й истребительной авиационной эскадрилье 36-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.
В 1936 году ему было присвоено воинское звание «лейтенант».
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 20 октября 1936 года по 23 января 1937 года, был пилотом истребителя И-15.
«…Однажды, выполнив задание, отряд, в котором служил тов. Шмельков, возвращался вечером на аэродром. Оглядывая горизонт, Николай Иванович заметил вдали несколько самолетов. Они парили на высоте до 3 тысяч метров. Отделившись от товарищей, летчик приблизился к самолетам и тут только определил, что это машины «противника».
Силы были слишком неравны, и тов. Шмельков, решив остаться незамеченным, стал удаляться. Однако «противник» уже обнаружил самолет Шмелькова и начал преследование. Победа казалась легкой, и «противник» нападал решительно, смело. Но через несколько минут «боя» ракета посредника показала, что один из нападавших самолетов сбит. Как назло в это время на самолете Шмелькова перестал работать мотор. Окруженный со всех сторон машинами «противника», летчик решил все же не сдаваться. Он уходит вниз и в 150 метрах от земли ему удается «оживить» мотор. Быстро набрав высоту, тов. Шмельков снова ведет свой самолет в «бой». «Противник», обманутый смелым маневром, «теряет» еще один самолет…»
(Из газеты «Красная Звезда», 25 июня 1938 года)
Всего в Испании произвел 49 (по другим данным 66) боевых вылетов, сбил 6* самолетов (4 лично и 2 в паре). По другим данным сбил 10 самолетов (5 лично и 5 в группе) или 11 самолетов (6 лично и 5 в группе) или 13 самолетов.
В январе 1937 года был тяжело ранен в голову в воздушном бою и отправлен в Советский Союз.
С марта 1937 года командовал звеном и отрядом в 65-й истребительной авиационной эскадрилье Киевского военного округа.
С ноября 1937 года учился на Высших авиационных Курсах усовершенствования командного состава при Липецкой авиационной школе.
28 февраля 1938 года ему было присвоено воинское звание «майор».
В августе 1938 года был назначен помощником командира 54-й истребительной авиационной бригады Ленинградского военного округа.
29 ноября 1938 года ему было присвоено воинское звание «полковник».
Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов.
С апреля 1940 года командовал 54-й истребительной авиационной бригадой, с августа 1940 года был заместителем командира 1-й смешанной авиационной дивизии Ленинградского военного округа.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командуя 145-м истребительным авиационным полком с 1 июля по 10 августа 1941 года, воевал на Северном фронте в Заполярье.
В августе 1941 года при налете немецкой авиации на один из аэродромов в Заполярье был контужен.
После лечения в госпитале учился на курсах повышения квалификации при Военно-воздушной академии, которые окончил в январе 1942 года.
С января 1942 года был заместителем командира 5-й запасной авиабригады Сибирского военного округа, с октября 1942 года по июль 1944 года заместителем командира 297-й истребительной авиационной дивизии ПВО Забайкальского военного округа. В апреле-июне 1944 года проходил стажировку на фронте заместителем командира по летной части 331-й истребительной авиационной дивизии. Воевал на 1-м Украинском фронте. В июле 1944 года снят с должности, в сентябре того же года был назначен заместителем командира 234-й истребительной авиационной дивизии. Воевал на 1-м Белорусском фронте, участвовал в боях над Белоруссией, Польшей и Германией.
В марте 1945 года был снят с должности за грубые нарушения воинской дисциплины: пьянство, невыполнение приказов, нежелание летать и т. д. Несколько месяцев находился в резерве.
По некоторым данным, за время Великой Отечественной войны сбил 5 (по другим данным 18) самолетов, но эти данные не подтверждены документами.
В ряде публикаций указывается, что всего в трёх войнах он сбил 36 самолетов (13 лично и 23 в группе), однако эти данные явно вымышлены.
Вскоре после окончания войны, в августе 1945 года, по состоянию здоровья, он был уволен в запас в звании полковника.
Проживал в поселке городского типа Красная Горбатка Селивановского района Владимирской области (Россия).
Умер 24 марта 1967 года. Похоронен в Красной Горбатке.
31 декабря 1936 года за мужество и героизм ему было присвоено звание Героя Советского Союза («Золотая Звезда» № 25).
Награжден орденами Ленина (31.12.1936), Красного Знамени (21.3.1940), медалями «ХХ лет РККА» (23.2.1938), «За боевые заслуги» (3.11.1944), «За оборону Советского Заполярья» (1944), «За взятие Берлина» (9.6.1945), «За победу над Германией» (9.5.1945).
Примечание:
* Кроме того, 8 декабря 1936 года, вместе с лейтенантом Г. Н. Захаровым, он по ошибке сбил французский пассажирский самолет Потез-540, который при вынужденной посадке скапотировал и загорелся. В результате трагической ошибки погиб французский журналист Луи Де ля Прэ.
Свидетельство о публикации №215041000378