Все люки Урая

Думал ли я когда-нибудь, что самый обыкновенный люк вызовет у меня столько эмоций?
В 1967-70-ом годах, когда я интенсивно занимался легкой атлетикой и пробегал гигантские расстояния по родному Свердловску (ныне – Екатеринбург!), я чуть ли не ежедневно рассматривал эти самые люки. Просто потому, что смотрел себе под ноги, без чего бегать по громадному городу никому не рекомендую.
Если не смотришь под ноги – можно попасть в весьма скверную ситуацию.
Особенно внимательно нужно относиться именно к люкам, поскольку последние имеют целый ряд свойств и особенностей. Можно другой раз шагнуть на люк и оказаться в колодце с кипятком или оголенными электрическими проводами, или просто с каким-нибудь ржавым штырём в руке, ноге или заднице.
Нет-нет! Я к люкам относился довольно внимательно.
На какой попало я не наступал.
И вот на днях сижу на лавочке возле дома.
Грею стариковские косточки под ласковым урайским вечерним солнышком и от нечего делать смотрю на крышку люка, что прямо тут, около лавочки обосновался.
И, как говорит мой киевский ученик Веталь, прозреваю!
На самом люке чётко написано:  «г. Алапаевск з-д Стройдормаш 1968г. ГОСТ 3634-61 ГК Т»
Алапаевск!
Город Алапаевск! Это наш! Из Свердловской области!!! Я там бывал!!!
Боже! Слёзы счастья навернулись мне на глаза!
Потерянный во вселенной, сиротиночка, старый-престарый, никому не нужный, одинокий, я вдруг увидел тысячу раз ранее виденное, такое родное, такое знакомое!
До боли в сердце! До ломоты в суставах!
И тогда я решил его запечатлеть!
Люк!
Чугунный родной люк!
Из того самого металла, который добывали в тех самых горах!
Дома я сразу начал искать в поисковике ГОСТ-3634-61 и тут же обнаружил замечательный сайт: «Люки Екатеринбурга»!!! Глянул, а там… мать родная!!! Все фотографии тех самых люков, которые я видел практически ежедневно: на родных мне улицах Маркса, Радищева, Московской, Розы Люксембург…
И тогда я решился: надо собрать коллекцию фотопортретов всех люков Урая.
Ведь люки – это сами по себе объекты материальной культуры, памятники истории, хранители информации!
Сколько их у нас в городе?
Какие они?
В каком состоянии?
Все ли надежно закрывают колодцы?
Нет ли среди них коварных перевёртышей или уже подломленных нелёгкой лючьей судьбой?
Понятно, что для этого нужен какой-то ресурс. Какое-то "выделенное место".
Но главное – я это начал. Приступил.
Решился!
Может быть и Вам захочется присмотреться к этим «чугунным памятникам века», громадным «монетам» нашего прекрасного города?
Находите меня ВКонтакте и присылайте фотографии или создайте свой ресурс и сообщите мне адрес! И спустя десятилетия кто-нибудь из нынешних детей Урая откроет страничку «Все люки Урая» и сердце его согреет воспоминание о родном городе.

http://www.stihi.ru/2016/05/24/722 Алапаевской монеткой
http://www.stihi.ru/2016/05/24/156 Керченский люк в Урае


Рецензии