Как царь Иван Грозный создал Яицкое войско

Глава III знаменитого исторического труда А. Б. Карпова "Уральцы", получившая звучное название "Как собиралось Яицкое войско", начинается кратким предложением: "Был конец царствования Ивана Грозного". Что хотел сказать этим ёмким предложением Ахилл Бонифатьевич Карпов, одному Богу известно, потому что следом идёт красочное описание природы берегов Яика, а также приводится предание об атамане Гугне и его жене Гугнихе, записанное П. И. Рычковым "в ноябре 1748 г. в Яицком городке со слов казацких старшин" (См.: Рычков. Типогр. Оренб Губ. 1762 г., изд. 1887 г., стр. 278 - 286 - прим. А. Карпова, с. 39).

"На основании этого предания и челобитных казаков установилось мнение, что первые яицкие казаки произошли от донцов, - констатировал А. Б. Карпов. - Не вдаваясь в настоящее время в оценку этих данных, я считаю нужным заметить здесь только то, что не только Гугня, но и последующие, переселившиеся на Яик, казаки были не донцы, а жители северных русских областей, те же ушкуйники, называвшиеся при царе Иване Грозном волжскими казаками..." (Карпов, с. 45).

"О том, что казаки на Яике поселились в царствование Ивана Грозного, между прочим служит единственный уцелевший в войске памятник старины - это соборный диптик Михайло - Архангельского собора г. Уральска, - написал далее А. Б. Карпов. - В этом диптике, видимо начатом с первых лет существования войска, написаны имена и московских царей и первый из них упомянут царь Иван Грозный.

Зачем - бы яицким казакам в соборном диптике, если бы они поселились на Яике при Фёдоре Иоанновиче, - задал риторический вопрос Карпов, - записывать отца его Иоанна Грозного? Очевидно, что они записали первым того царя, при котором они или поселились на Яике, или того, которому они начали служить свою первую службу" (Карпов, с. 48).

"В том же году (1551 г. - Н. П.), - писал А. Б. Карпов, - русский гонец доносил Грозному*): "Шли мы Волгою из Казани в Астрахань и как поровнялись с Иргизским устьем, пришёл на нас на стругах князь Василий Мещерский да казак Личуга Хромой Путивлец и взяли у нас судно царя Янгурчая (Астраханского царя); я у них просил его назад. но они мне его не отдали и меня позорили..." (*) Соловьев, Ист. Рос., т. 6 - 8, стр. 290 - А. К.).

Князья Мещерские, как сказано в "Бархатной книге", ведут свою родословную от князя Ширинского Бахмета Усейнова сына, пришедшего из Большой Орды в Мещеру. Его сын Беклемиш принял православную веру и взял при крещении имя Михаил (Новиков Н. И. "Родословная книга князей и дворян российских" М. 1787 г., ч. 2, стр. 239). В духовной грамоте от 1504 года великий князь Иван III завещал Мещеру своему сыну Василию, и о князьях мещерских больше не говорится. А детям своим - "выходы ординские" давать в Крым, Астрахань, Казань и Царевичев городок - будущий Касимов. С начала XVI века Мещерские князья окончательно вошли в служилое сословие Русского государства, и на исторической арене неоднократно выступали как воеводы, духовные и политические деятели. Вероятно, князь Василий Мещерский был одним из них. Данный факт красноречиво говорит, что при царе Иване Грозном на Волге, издавна, казаками руководили князья и "сыны боярские". Документально установлено, что в 1586 году на Яике был атаман Матвей Мещеряк. Случайно ли?

Историк Даниил Натанович Альшиц (1919 - 2012) в 1949 году обнаружил и опубликовал Список служилых двора Ивана Грозного, в котором числится 1854 человека с указанием окладов для лиц высшего состава и с указанием для лиц обслуживающего персонала их обязанностей, оплаты и "корма". Д. Альшиц был арестован в том же 1949 году и до 1955 года отбывал наказание в лагерях. Позже появился "Список опричников Ивана Грозного, с указанием их служб и "жалования по окладу" в 1573 году. В аннотации, к которому говорится: "Следует сразу же оговорить, что не может возникнуть никаких сомнений в подлинности и достоверности дошедшего до нас в списке XVIII в. документа". В списке (видимо, уточнённом) поименовано 1849 опричников, названы дворовые приказы, должности и профессии работающих в каждом из них приказных людей. "Список лиц, - говорится в предисловии, - составлявших опричный двор Ивана Грозного в 1573 г., можно разделить на две, резко различающиеся между собой части. Характерной особенностью первой части, в которой перечислены 661 опричник, является то, что здесь, как правило, ничего не говорится о должностях или характере деятельности перечисленных опричников. Только разница в окладах показывает разницу положений".

В списке чётко выражен принцип подбора "по родству". Включение в состав двора целого клана родичей обеспечивало как бы родовую поруку. От верности одного зависела судьба десятков его родичей.

Был у царя Ивана Грозного опричник - "любимец" Василий Григорьев сын Грязной - Ильин. В 1573 году царь послал его воеводой на южную границу, для отражения нападения крымских татар. Там, он попал в плен к "крымцам", откуда написал четыре "слёзных" письма царю, с мольбой об освобождении из неволи за выкуп. Царь Иван Грозный, видимо, услышал его мольбы и выкупил его в 1577 году. Однако, дальнейшая его судьба, неизвестна. Возможно, трагическая участь Василия Грязного - Ильина явилась поводом к тому, что опричники и "сыны боярские", служившие атаманами у донских и волжских казаков, стали скрывать свои настоящие имена под "воровскими" прозвищами.

Опричник - человек, состоящий в рядах опричного войска, то есть гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году. Опричник более поздний термин. Во времена Ивана Грозного опричников называли "государевыми людьми". Так вот, эти "государевы люди" покорили для царя сначала Сибирское ханство, а затем основали на запольной реке Яик укреплённый городок, положив тем самым начало Яицкому войску. Делалось всё по тайному указу царя Ивана Грозного, при непосредственном руководстве дьяков Посольского приказа в 1583/84 гг. Потому то, первым в Михайло - Архангельском соборном диптике и упомянут царь Иоанн Грозный. На 1584 год указывал и "первый российский историк" Николай Михайлович Карамзин.

Выписка из "Н. М. Карамзин. История государства Российского. Том 10. Глава 1. Царствование Феодора Иоанновича. Г. 1584 - 1587" об основании города Уральска: "Упомянем здесь также о начале нынешнего Уральска. Около 1584 года шесть или семь сот Волжских Козаков выбрали себе жилище на берегах Яика, в местах привольных для рыбной ловли; окружили его земляными укреплениями и сделались ужасом Ногаев, в особенности Князя Уруса, Измайлова сына, который непрестанно жаловался Царю на их разбои и коему Царь всегда ответствовал, что они беглецы, бродяги, и живут там самовольно; но Урус не верил и писал к нему: "Город столь значительный может ли существовать без твоего ведома? Некоторые из сих грабителей, взятые нами в плен, именуют себя людьми Царскими". Заметим, что тогдашнее время было самым цветущим в истории наших Донских или Волжских Козаков - витязей. От Азова до Искера гремела слава их удальства, раздражая Султана, грозя Хану, смиряя Ногаев, утверждая власть Московских Венценосцев над севером Азии".

Вот, пожалуй и ответ на вопрос: "Кто и когда создал Яицкое войско?" Царь Иоанн Грозный в 1583 - 1584 гг. Как раз в это время против московского царя подняли восстание "луговые" черемисы (марийцы), которые просили помощи у Крымского хана и у князя Уруса. В "Разрядной книге 1559 - 1605 гг." записано, что царь Иоанн Грозный послал осенью 1583 года против "луговых черемис" 6 полков. Кроме того, вероятно, повелел "волжским" казакам соорудить на Яике укреплённый городок и периодически "беспокоить" Ногайские улусы. К сожалению, внезапная смерть царя Иоанна IV в марте 1584 года и фактическое воцарение Бориса Годунова, не позволили оставить документальных свидетельств о причастности Ивана Грозного к основанию Яицкого Войска. "Тогда причём здесь опричники, если Яицкое войско организовали волжские казаки? - могут спросить дотошные скептики. - А вот, причём. Атаманами у волжских казаков, как раз то, и были те самые опричники Ивана Грозного из списка 1573 года. Например, известные волжские атаманы Митя Бритоус и Никита Пан.

На листе 4 оборот, в числе прочих 47 человек, которым государево денежное жалование идёт "з городы", записан Митя Панов (Дмитрий Иванов сын Панов). Вот он то, по семейному преданию, и был атаман Митя Бритоус, который вместе с другими казацкими атаманами промышлял на Волге, а потом они захватили и разграбили городок Сарайчик - столицу Ногайского государства.

"Получив от князя Уруса известие об этом грабеже, - писал Карпов, - Иван Грозный, будучи с ним в дружбе, послал снова рать ловить казаков и в ответе своём Урусу писал так: "И мы на Волгу и к Сарайчику казаков не посылали, и воровали (они) сами без нашего ведома и наших послов вместе с вашими переграбили; и прежде того они воровали и мы сыскав казнить велели; а ныне есьмя на Волгу людей своих из Казани и из Астрахани многих послали, а велели им тех воров волжских и донских казаков перевешати" (См.: Ногайские дела № 10, лист 195 - А. К.).

"Посланные из Казани войска снова разбили казаков на Волге, - писал далее Карпов, - и атаманы Митя Бритоусов и Иван Юрьев были пойманы и в присутствии приехавших от князя Уруса послов были казнены в Москве" (См.: Там же, № 10, лист 269 - А. К.).

Только вызывает большое сомнение, что казнили именно Митю Бритоусова и Ивана Юрьева, а не "подставных лиц" из числа осуждённых на казнь. Ведь, не секрет, что в те далёкие времена перед казнью человека жестоко пытали, вырывали язык и ноздри, выкалывали глаза, а в уши заливали горячий воск. Попробуй потом узнай в несчастном, приговорённого к казни преступника. Среди прозвищ посадских людей (по материалам писцовых описаний русских городов XVI в.) можно встретить "Панов Митя Иванов сын Тула 1587 - 89 ГР - XVI". На сайте "Центр генеалогических исследований" (далее - ЦГИ), в разделе "Панов" стр. 6, имеется запись: "Панов Дмитрий Иванович (1588), помещ. вл. двора г. Тула". А среди яицких казаков 1632 года, в списке № 13 записан Иван Юрьев. Совпадение это или нет, сказать однозначно нельзя.

На листе 8 Списка опричников "Ниже всех статей", среди прочих, записан Таир Иванов сын Панов, с окладом ниже 5 рублей. Вероятно, он был новиком (раз "ниже всех статей"), в возрасте 15 - 16 лет от роду, не более. Митя Панов был его старший брат, который и поручился за него при поступлении на "государеву" службу. Таир Панов - это мой пращур, более известный, как волжский атаман Никита Пан. Таир - прозвище или "мирское" имя, которое с арабского языка переводится, как "настойчивый". В семейном предании, пращура называли "настырный". Его крестильное имя было Никита; с этим именем он и вошёл в историю Яицкого войска. После сибирского похода, он становится Никита Ус. По преданию, сменить прозвище ему "велели" братья Ульян и Левонтий, которые занимали в городе Арзамасе влиятельное положение в дворянской корпорации (См.: Десятня по Арзамасу 1597 года//Советские архивы, № 3, 1976). Так, Левонтий Иванов сын Панов, имел самый высокий оклад в Арзамасе - 600 чети и был послом в Ногайском ханстве. Ульян Иванов сын Панов имел оклад 400 чети и ряд лет занимал должность губного старосты, в обязанности которого входили поиск и наказание разбойников в городской черте Арзамаса.

По преданию, Никита (Таир) Иванов сын Панов пришёл на Яик с Волги, "из - под города Алатыря". Был по происхождению из новгородских ушкуйников, которые укрылись в Пановых горах после захвата города Хлынова московским князем Иваном III. При великом князе Василии III они были поверстаны в "сыны боярские" и направлены служить по волжским городам и весям. Царь Иоанн IV (Иван Грозный) узаконил "что Дети Боярские и потомство их навеки отчуждаются от рабского состояния" (Карамзин. Т. 9 , глава 7). Вероятно, от своих отца и деда Никита унаследовал благородное звание "сына боярского", которое обязывало его поступить на царскую службу в 15 лет. На Волге он был "бурлаком", а на Яике стал "казаком". Оказывается в давние времена термином "бурлак" в документах выделяли холостяков, неженатых людей, а термин "казак" употребляли для женатых или семейных казаков.

Таир Иванов сын Панов записан в Переяславльскую десятню верстальной и денежной раздачи 1584 года: 5 - я статья. Городовые по 200 чети. Свершенные по 10 рублей. Однако, он явился на смотр двумя годами позже (1586 г.) и был сразу же переведён служить из Ярославля: "Таир Панов - порука понём в службе и в деньгах Смирной Горасимов, Лешук Григорьев, Пётр Смолин, Кубас Игнатьев.

[95 - го г. (1586 г. - Н. П.) ноября по помесью велено служить из Ярославля]" (См.: Материалы по истории русского дворянства//Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских. Кн. 3. М., 1909).

Константинопольская эра, византийская эра, древнерусская эра, "от Адама", мартовский стиль - система летоисчисления "От сотворения мира". Использовалась на Руси до календарной реформы Петра I в 1700 году. Для перевода даты Нашей эры или "От Рождества Христова" в дату Византийской эры необходимо с сентября по декабрь добавлять 5509 лет, а с января по август - 5508 лет. В данном случае, ноябрь 1586 года от Р. Х. соответствует ноябрю 7095 году от С. М. (1586 + 5509 = 7095).

В книге А. Б. Карпова (с. 73) написано: "Взяли казаки в полон у ногайских людей жён триста душ, и взяли хозяина жену, сестру Уруса, в полон, да всего взяли казаки у ногаев с три тысячи животов (животных) да пятнадцать панцырей" (См.: Моск. Арх. Мин. Иностр. дел. Ногайские дела 1586 г. Показания бежавших от князя Уруса служивых юртовых татар Баклая и Казымайдаша астраханскому воеводе Лобанову - Ростовскому, 25 август 1586 г. - А. К.).

Приведённая выше цитата из книги Карпова косвенно объясняет почему Таир (Никита) Панов явился на "смотр" с опозданием, именно, в ноябре 1586 году. Вероятно, в 1584 - 1586 гг. он занимался обустройством и обороной укреплённого городка на Яике, участвовал в нападениях на ногайские улусы. А в августе 1586 году женился, и повёз в своё поместье в "северной русской области" жену - татарку, которая, как рассказывало семейное предание, родила там ему сына - первенца Василия, ставшего впоследствии войсковым есаулом Василием Микитиным (Никитиным) по прозвищу "Писарь" (Писарев) (См.: списки №№ 11 и 13 переписи яицких казаков 1632 года, где указаны Василий Писарев и Василий Микитин (2), соответственно).

По Указу царя Фёдора Иоанновича воеводам - боярину Пушкину и князю Ивану Васильевичу Сицкому - было приказано: "...На непослушника своего татарского князя Шевкальского послать на семь лет с Терека рать свою, а для службы велел Государь Яицким и Волжским атаманам и казакам идти в Астрахань к стану..., всех казаков собрать для шевкальской службы: волжских - 1000 человеку да яицких - 500 человек" (Шенк К. В. Казачье Войско "Главной императорской военной квартиры". - М., 1912).

Доподлинно неизвестно, как окончился этот поход. О нём ничего не сказано в "Разрядной книге 1559 - 1605 гг." за 1591 год, где фиксировались все перемещения русских войск и их боевые действия. Однако, в Разрядной книге за 1592 г. есть упоминание, что князь Иван Васильевич Сицкий был удостоен чести присутствовать на чаепитии с царём Фёдором Иоанновичем, а также был в Думе при царе. Данный факт говорит, что поход против Шевкала Тарковского мог быть тайным и проводился в строжайшей секретности, даже, он дьяков Разрядного приказа. "Старые люди" рассказывали, что за этот поход яицкие казаки получили от царя Фёдора Иоанновича "Владену" на реку Яик, которая потом сгорела во время пожара в Яицком городке. Позже пустили "слух", что "владена" была, якобы, получена от царя Михаила Фёдоровича в 1614 году, но и она была "утеряна" яицкими казаками в середине XVII века, ещё, в допетровскую эпоху. Царские власти "слухам" не верили, но и право уральских (яицких) казаков на реку Урал (Яик) никогда не оспаривали.

"Это была владенная грамота царя Фёдора Иоанновича, - написал в своём романе писатель В. П. Правдухин. - Такие грамоты по всем посёлкам рассылал казак Фёдор Васильевич Стягов из Кругло - Озёрной станицы. Кабаев начал читать, и соколинцы услышали, что ещё в 1591 году царь пожаловал казаков за поход на Кавказ против Шемхала, князя Тарковского, "Яиком с сущими в ней реки и притоки и со всеми угодьи от вершин до устья, чтобы на житьё набираться вольными людьми".

"1591 год. Июля 9. Первое упоминание о службе Яицких казаков, в Царской Грамоте воеводе князю Сицкому о походе против Шамхала Тарковского - факт, послуживший к установлению с сего числа старшинства Уральскому войску".

На сайте ЦГИ, в разделе "Панов" стр. 6, есть запись следующего содержания: "Панов Василий Никитич. 1591/92 г. Отд. выпись ярославского городового пр - ка Парфения Нефимонова Василию Никитину сыну Панова на бывшее п - е Казарина Те - прицкого пустт. Оверкиево, Чириково и др. в Едомской вол. Ярославск. у." Вероятно, яицкий атаман Никита Ус (Панов) получил за поход на Шевкала Тарковского поместья в Ярославском уезде и записал их на малолетнего сына Василия.

"Предание о Рыжичке" В. Н. Витевский завершил следующими словами: "Рыжичек занялся устройством пикетов и форпостов по р. Яику, всё более и более привлекая к себе поселенцев из разных мест. На самом устье Яика он основал город Гурьев в память своего любимца и верного товарища Гурия" (Витевский В. Н. Яицкое Войско.//Русский архив. 1879 г. Кн. 3 - 4. С. 279 - 282).

Гурьевы - крупная купеческая фамилия России XVII века из посадских людей Ярославля, куда они переселились после Новгородского погрома. Родоначальник Гурий Назарьев в 1613 году с братом Дружиной получил звание "Гостя". В 1640 году Михаил Гурьев завел близ устья Яика крупные рыбные промыслы.

Вероятно, неслучайно Витевский упомянул в своём предании "любимца и верного товарища Гурия", который был посадским человеком в Ярославле. Именно там, Никита Панов мог с ним познакомится и установить деловые контакты для сбыта "погромной рухляди" на Яике. Звание "Гостя" давало право русским купцам вести торговлю с иноземцами на Каспийском море, северную часть которого в XVII веке контролировали яицкие казаки.

"Записная книга печатных пошлин Патриаршего Казенного приказа 1643/44 г." содержит следующую запись: "Марта в 31 - е де[нь] запечатана благословенная грамота в Нижний Новгород по челобитью нижегородцев торговых людей Михаила Гурьева с товарищи на три престола: Происхождения Честнаго Креста Господня, да архангела Михаила, да святые мученицы Агапии. Пошлин десять алтын. Взято" (РГАДА, ф. 235, оп. 2, д. 19, л. 95 об.). Вероятно, перед началом строительства городка в устье Яика купец Михаил Гурьев запросил Патриаршего благословения, которое было ему дано в грамоте, посланной 31 марта 1644 года в храм Нижнего Новгорода. Датой основания Гурьева городка, можно считать лето 1644 года.

Недалеко от Гурьева городка, в Каспийском море лежал остров Камынин, где по преданию, в XVII веке проживали "старые люди" Яицкого войска. Про то, даже, в старинной песне, которую привёл в своей книге А. Б. Карпов, говорилось:

За Гурьевым выпадал ты (Яик - Н. П.)
Во батюшку - сине море,
Как до славного до острова,
До острова Камынина.
На острове - Камынине,
Братцы, старики живут.
Старики живут, старожилые,
Им же по девяносто лет.
С покорёною Золотой Ордой
Старики, братцы, во ладу живут".
(Карпов, с. 150)

"Служить казаки начинали с 16 - 18 лет, что видно из переписи Захарова, - писал Карпов, - и служили до глубокой старости, пока в силах были владеть оружием. Только болезнь или увечье давали право казаку оставить службу ранее, чем придёт старость.

Со своими соседями, - татарами, а потом с калмыками, - писал далее Карпов, - казаки самостоятельно вели войны, объявляя войну или заключая мир ("замиренье") смотря по обстоятельствам" (Карпов, с. 164).

К числу "старых людей" принадлежал и атаман Никита Ус, который упоминался в документе допроса яицких казаков в Астрахани (Акты истор., т. III, № 42, 1614, августа 30. Отписка Астрах. воевод самарским воеводам о разбитие Волжских казаков на Яике - А. К.). Там говорилось: "... собрались после разгрому казаков с атаманы с Тренею Усом да с Верзигою сорок человек, с Бирюгом тридцать человек, с Олферком с Губою пятьдесят человек, пошли воровать на Волгу да с Микиткой де с Усом собиралось человек с пятьдесят, и пошли вверх по Яику на Чеган, на Чегане де им зимовати, для того что де и Микитке за старостью ныне на Волгу перейти не мочно, а Илейка де Боров с товарищи пошли вверх по Яику на Иргиз, а с Иргиза итти им для воровства на Волгу..." (Карпов, с. 124).

"В этом показании яицких казаков мы видим нашего старого знакомого яицкого атамана Никиту Уса, - написал далее Карпов, - который 28 лет тому назад грамоте не поверил и не пошёл в 1586 году на службу в Астрахань (См.:Карпов, с. 81 - Н. П.), а теперь за старостью не может итти на промысел на Волгу, а пошёл со своими товарищами на Чаган. Интересно было бы знать, пришёл ли он к волжским казакам в Медвежий городок, чтобы вместе итти на промысел или был и ранее всё время у Заруцкого в шайке? Может быть, он оставался единственным со своими 50 молодцами представителем тех яицких казаков, которые были всё время в рядах самозванцев?" (Карпов, с. 125).

К сожалению, по двум кратким упоминаниям о Никите Усе в документах 1586 и 1614 гг., нельзя сказать чем занимался на Яике этот атаман. Так, в переписи 1632 года Богдана Змеева, в списке № 14 "казаки ж приехали с Волги и с кос" упоминается Микитко Иванов Нижегородец. По моему мнению, это и есть старый атаман Никита Ус. Семейное предание говорит, что Никита Панов (Пан, Ус) верой и правдой служил на Яике царю - батюшке, а на старости лет отправился на богомолье в Соловецкий монастырь. Был Никита Панов на Соловках, или не был, про то предание умалчивает. Однако, в отписной книге Введенского Корнильево - Комельского монастыря (2 декабря 1657 года), среди слуг монастырских, числился Никита Панов. Сей монастырь находился недалеко от Вологды, на тракте Москва - Архангельск, по которому яицкие казаки ходили на богомолье в Соловецкий монастырь. Если учесть, что в обязанности слуг монастырских входила, среди прочих, также и организация обороны монастыря, то появление там опытного воина, каким был старый яицкий атаман Никита Ус, не выглядит случайным. На момент составления "монастырской отписки" Никите Панову было, уже, как минимум 100 лет от роду.

"В заключении скажем, что добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти, - утверждал Н. М. Карамзин. - Доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течении веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы Царя - Завоевателя; отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и по тёмным слухам о жестокости Иоанновой доныне именует его только Грозным, не различая внука с дедом, так названным древнею Россиею более в хвалу, нежели в укоризну. История злопамятнее народа!" (Карамзин. Т. 9, глава 7).
      

Источники:

Карамзин Н. М. История государства Российского. - М., 1989.

Карпов А. Б. Уральцы. Исторический очерк. Ч. 1. - Уральск, 1911.

Климишин И. А. Календарь и хронология. - М., 1990.

От Гугни до Толстова/Сост. А. Г. Трегубов. - Уральск, 2006.

Правдухин В. П. Яик уходит в море. - СПб., 2011.

Разрядная книга 1559 - 1605 гг./Подгот. Л. Ф. Кузьмина; отв. ред. В. И. Буганов. М., 1974.         

               


Рецензии
Николай, здравствуйте! Прочел некоторые Ваши работы - исторически интересны и прекрасно написаны. Вы хорошо пишите, продолжайте в том же русле. Так что я ваш постоянный теперь читатель. С уважением, Валерий.

Валерий Торговин   02.06.2017 19:17     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Валерий! Спасибо за доброе слово! Последний год занимался сбором материалов по истории Уральского войска. Теперь бы всё это "добро" переработать и напечатать...
С уважением, Николай.

Николай Панов   02.06.2017 19:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.