Раз ступенька, два ступенька

Ярославские лестницы соединяют не только этажи, но и целые эпохи

     Джазовый центр стал с недавних пор заметной достопримечательностью города. Нигде в округе нет таких искорок культуры. Он объединил  под своей крышей  поклонников  одного из самых спорных музыкальных пристрастий.  Да под какой изящной  и уютной крышей! Любого посетителя этого дома на Большой Октябрьской восхитят  любовно отделанные помещения, причудливые интерьеры. Но есть одна фальшивая нота в тщательно отреставрированном особнячке – ошибка в лестничном марше. Одна из ступеней оказалась уже других. Шагнешь – и нога опасно скользит вниз. Хозяева всегда заботливо предупреждали гостей о ловушке, и все равно моя спутница чуть не сломала  каблук,  не ожидая подвоха. В недавнем нашем разговоре  директор джаз-центра  Игорь Гаврилов сообщил,  что, поскольку  переделать ступеньку возможности нет, ее отметили  специальной зеленой лентой,  чтобы посетитель насторожился и внимательнее смотрел под ноги.

     Такое уж это  сооружение – лестница, со своими законами и характеристиками. Оптимальные параметры ступеней: высота – 15 см, ширина – 30 см. Она должна быть хорошо освещена, разделена марши по 10-12 ступенек, чтобы на площадке  человек мог передохнуть, продолжал подъем. А кроме того, лестница – это красота, которую мы создаем  своими руками для себя.

     Недавно в областной библиотеке  мне попалась прекрасная книга С.П. Покровского «Демидовский лицей в Ярославле в его прошлом и настоящем». 1914  год издания. Напечатанная на слоновой  бумаге в 50 экземплярах, эта книга вручалась  лучшему  из студентов, окончившему  учебное заведение. Тогда лицей еще украшал наш город, и можно было прикоснуться  к его стенам, воздвигнутым благодаря, как сказано в книге, «Покровителю Просвещения» Павлу Григорьевичу Демидову. Лицей сгорел в мятежном пламени  1918 года. На одной из страниц остался снимок парадной  лестницы лицея. Невероятной красоты решетка обрамляла  ее марши – Демидовский герб: рыцарский шлем и щит с молотком  в центре.

     Лестницу искали, но не нашли. Только чудом сохранился фрагмент ограды лицея, отлитый в 20-30-х годах  XIX века и сберегавшийся  в древлехранилище. Сейчас его можно увидеть на выставке «Княжество. Уезд. Губерния. Область. XII-XX века» и даже потрогать шершавую поверхность изящных изгибов. Судя по фотографии, из таких же фрагментов состояла  и лестница лицея. И по ней поднимались к знаниям  лицеисты – элита наших краев.

     Считается, что чугун плавится выше тысячи градусов. Увы, чаще он исчезает в холоде равнодушия. Директор музея  комбината «Красный Перекоп» Л.А. Булатнова  рассказала, что знаменитые лестницы, изготовленные  в 70-х годах XIX века умельцами здешнего  чугунно-медно-бронзолитейной мастерской, исправно служат текстильщикам и сейчас. А вот в разрушенных  жилых корпусах мануфактуры такие же марши второй год свободно растаскиваются собирателями металла.

     Лестница – всегда путь вверх и потом вниз. Она соединяет уровни нашей жизни, помогает приподняться над обычным положением. Лестницы делались красиво и прочно. Взять хотя бы в гостинице «Царьград» (теперешний департамент городского хозяйства), плавно и широко поднимающуюся на второй этаж и распластывающуюся на два крыла. Рассказывают, что когда-то  уланы въезжали сюда на конях, приводя в восторг губернских барышень. Десятилетия прошли, прогарцевали  по этим ступеням. Не стерлась их резьба, не притупились  лепестки орнамента на спиральных узорах. Но и здесь мятеж 1918 года оставил свои следы   - лестница хранит пробоины от пуль.

     Пожалуй, не менее хороша  лестница на почтамте. Причудливый ажур ограждений, изящные орнаменты, дважды повторяющиеся широкие марши, разветвляющиеся на два крыла. На втором этаже у перил небольшой медальон, на котором сказано, что отлита эта лестница в 1855 году на заводе  полковника Шипова  в Костроме.

     Костромские краеведы рассказали, что в городе есть немало красивых лестниц – в Дворянском собрании, училище имени  мецената Чижова, в старом здании областной газеты. Был полковник основателем местного судостроительного завода, разорялся, брал подряды, в том числе, видимо, и на сооружение лестниц, опирался на помощь Чижова, потом одна из шиповских мастерских стала техникумом. Имя Чижова увековечено в городе, а вот полковник Шипов остался в тени. Зато лестницы его перешагнули десятилетия, и сколько еще людей  пройдут по ним.

     О прекрасных старинных лестницах мы говорили с главным архитектором  города А.Р. Бобовичем. Он высоко оценивает уникальность немногих сохранившихся старинных лестниц, сетует, что практически на нет сошло сооружение их, а красота заменилась  исключительно функциональностью. И все-таки это не совсем так. Во всяком случае, есть у нас одна лестница, как будто только что из литейной мастерской позапрошлого века. Находится она в здании банка «Югра» на Советской улице. Я обнаружила ее, увидев у входа  удивительное кружевное  крыльцо из чугунного литья. Внутри здания поражала  красотой не нашего времени лестница. Говорят, когда  «Югра» намеревалась разместиться  здесь, городская служба  охраны памятников  поставила условия – восстановить помещения, в том числе и лестницу, в точности так, как сделали ее безвестные строители. От нее, кстати, остались лишь  несколько фрагментов да нечеткая фотография. Нужно было художественное чугунное литье. Но ни в одном литейном производстве не приняли необычный заказ. Вышли на заведующего  подготовкой литейного производства  электромашиностроительного завода Семена Осиповича Бройде, старейшего работника предприятия. Странно, но он был готов взяться за такое дело. Подобрал несколько мастеров, которые всю жизнь отливали части для электродвигателей, а мечтали, оказалось, о другом. Работали круглые сутки, возвращая утерянное время. Когда встали на свои места все столбики, балясинки и завитки решеток, ступени покрылись мелкими металлическими квадратами, а углы  под ними повторили рисунок перил, люди ахнули от восторга.

     Об уникальном чугунном литье в городе пока мало кто знает. Но есть еще пример – тоже единственная  в Ярославле чугунная лестница  и балкон у одного из «новорожденных» коттеджей  за Волгой. Литые  ярославские лестницы соединяют не только этажи, но и целые эпохи.

     Сев. край


Рецензии