Агадир, 2013

При практически отсутствии телевидения в моей жизни незадолго до описываемых событий меня угораздило увидеть передачу про Utair. Попугали неслабо старым авиапарком, плохим обслуживанием, нещадной эксплуатацией ненадёжной техники. Передачу смотрел не от края до края и невнимательно, но многое в памяти всплыло вскоре по причине того, что пришлось столкнуться лично.

Итак, пришёл прекрасный спец на Марокко, Агадир, 3 звезды, Sud Bahia, с 31-го мая по 4 июня, на двоих с дочкой 14 тысяч с чем-то. Сам я ездить надолго не люблю и такие короткие передышки это самое то. Да и жена была не так давно именно в этом отеле и горячо советовала. Кроме того, за 14 тысяч наших рублей я и один до нашего же юга просто в один конец не доберусь, а тут вдвоём слетать на океан с трёхразовым питанием.

Открыв в турагентстве заветный конвертик я слегка напрягся, в билетах красовался мой недавний знакомый – Utair собственной персоной. Ну, не всегда же у него проблемы, так подумал я и наверняка был прав, но я ещё не подозревал, что ждёт нас, новых 215 заложников этой «замечательной» компании.

Итак, 31-е мая, Домодедово, вылет в 13.20, рейс 5771, выезжаю из дома на такси в 9.10, с запасом, лучше раньше, как всегда говорила моя бабушка про вокзал и поезд: «Ты пораньше приезжай и подожди, поезд тебя точно ждать не будет, если ты приедешь позже.» Пробок нет и мы долетаем до аэропорта за 40 минут, просто сказочно.

Единственное, дочке 6 лет и перспектива слоняться с ней по аэропорту 3 с половиной часа не радует. Если бы я знал сколько реально мне придётся там слоняться! Такие вещи лучше заранее не знать. Мы походили от табло к табло, и через полчаса загорелась надпись про регистрацию на наш рейс, стойки 135 и 136, а мы как раз рядом – занимаем очередь в начале, перед нами человек 10. Радуемся. Рано радуемся! Мы летим  Utair!

Прошло наше время, но регистрация не началась, вместо неё на информационном табло появилась надпись: «Информация в 11.00». Пока мы ещё не знаем, что нам предстоит и без лишнего недовольства готовимся к небольшой отсрочке нашего путешествия. И снова происходит небольшой чудо: 11.00 уже давно прошло, а информация о том, что нам надо ждать информацию в 11.00 не гаснет. И вдруг конец нашей очереди срывается с места и несётся в противоположное крыло аэропорта. Они стояли у самого табло и первыми увидели, что вылет задерживается до 15.30, регистрация начнётся в 12.30, причём стойки уже 25 и 26. После перемещения к новому месту дислокации мы с дочкой оказываемся во второй половине очереди и она просто изнывает от такого долгого ожидания.

Как и следовало ожидать в 12.30 регистрация не началась, процесс пошёл в 13.00, через 4 часа после того, как мы оказались в Домодедово. Наша очередь была правее, а ещё правее сидела представитель Utair и выписывала по 100 рублей на нос за опоздание больше чем на 2 часа, талоны на обслуживание в Subway на втором этаже. Наша очередь получала эти талоны, а левее представитель авиакомпании скромно умалчивал об этой возможности. Я не отказал себе в удовольствии рассказать людям о том, что и тут на них пытаются сэкономить.

Честно говоря, меня лично эти 200 рублей выручили, я покормил ребёнка детским обедом и сам чуток добрал за ней. Вот остальным это помогло не сильно, попить за то, что мы испытали и что нам ещё предстояло испытать по вине Utair это не компенсация причинённых неудобств, а издевательство.

Итак, мы преодолели ещё 3 кордона на пути к выходу № 16 и стали ожидать его открытия, ибо времени было достаточно немного, наивные. 15.30 минуло не скоро, но мы их пережили у той же стойки огромной толпой недовольных. Вокруг звучали редкие извинения других авиакомпаний о задержках их рейсов и объявления о начале посадки, её окончании, поиски опаздывающих на другие рейсы пассажиров. Utair мужественно молчал. Мы начали подозревать, что руководство авиакомпании после той передачи по ТВ собрало все деньги и сбежало, бросив всех пассажиров на произвол судьбы, но нет, всё оказалось не так плохо. Как видите, я оптимист. Сколько люди потратили денег, чтобы попить и поесть самим и напоить и накормить своих детей я не знаю, но прикиньте сами, нас было 215 человек.
После 16.00 несчастных повезли к самолёту. Как дочка радовалась, что мы садимся и какую истерику она закатила, когда выяснилось куда нас посадили. Посмотрите по схеме самолёта Боинг 757-200, места 9F и 9E, у входа в самолёт, напротив туалета, вместо окон наглухо задраенная стена. Она кричала, что не хочет лететь в Марокко, а хочет остаться дома. А за спиной стояла стюардесса и говорила всем:
- Добро пожаловать на борт самолёта авиакомпании Utair!

Господи! Накажи этих безразличных к своим пассажирам людей! Разори их!

Чуть позже я попросил её пересадить нас к иллюминатору, на что она ответила, что обязательно сделает это, если найдёт свободные места. Культурные люди, даже если не могут чем-то помочь, извиняются и сообщают об этом, но она про нас просто забыла. Я не запомнил её имя, но она была единственная женского пола, остальные стюарты были мужеского пола и их уровень культуры я оценить не берусь. Впрочем, как я понял, оценивать в авиакомпании что-либо не представляется возможным по причине отсутствия уровня чего-либо положительного.

Нет, тут я соврал, питание было приличным, как не от Utair, летели 6 часов, поили 2 раза и кормили 2 раза, плюс никому не отказывали в добавке, за это спасибо.

Взлетели мы в 16.50, задержка 3.30, чтобы ещё и не кормить нас в аэропорту, бездельников за задержку более 4 часов.
Самолёт нормальный внешне, даже крылья по бокам были, шасси не загорелось ни при старте, ни при посадке, никакого бизнес-класса, общий сарай. Командир корабля перед нами за опоздание извинился, но мне лично его извинения не нужны, я их не принял, за посадку ему не хлопал и крайне недоволен тем, как мне испортили первый день отдыха. Люди, не летайте самолётами Utair, если у вас будет такая возможность.

Да, и ещё немного, в конце полёта по самолёту объявили, что не все покрывала вернулись к экипажу, я порадовался этому событию, мелко, гадко, но приятно, что и у наших мучителей могут быть проблемы по нашей вине. Нет, нет, я к этому никакого отношения не имею, я своё честно отдал, зачем мне сомнительного качества и небольшого размера тонкое синтетическое сукно с надписью «Anex»? Только если с целью сделать неприятно тем, кто сделал плохо мне? Я смог сдержаться, но не все 215 человек это смогли сделать, человек слаб.

Так как с перелётом я заканчиваю, то попытаюсь и закончить с причиной задержки. Представитель авиакомпании в Домодедово утверждал, что всё дело в позднем прибытии рейса из Марокко, встречающие в Агадире работники других туроператоров уже всю вину возлагал на Anex, основного туроператора, а наш отельный гид на следующий день рассказывала о позднем прибытии рейса из Москвы, но это никак не связано с опозданием предыдущего самолёта из Марокко. Я ничего не понял, по мне, так эту задержку невозможно остановить, потому что задержка уже образовалась и она будет повторяться каждый день, пока в расписание не внесут изменение, соответствующее задержке.

Но продолжим про наше путешествие: в 19.45 мы приземлились в Агадире и с оформлением пограничных и аэропортовых формальностей ни временных, ни юридических проблем не возникло, мы задержались в аэропорту для обмена денег, но зря, об этом чуть позже. Уже в 21.30 мы были в своём отеле на ресепшне, узнали новую «радостную» новость: на ужин мы опоздали, хотя в дороге представитель Anex утверждала обратное. То есть я с ребёнком оказался в пункте назначения не так, чтобы успеть сходить на океан, спокойно разместиться и поужинать в отеле, как это предполагалось по всем моим расчётам. Представьте себе мою «благодарность» дружному тандему авиакомпании и туроператора за качество оказанных услуг и за издевательства надо мной и моей дочерью в первый день «отдыха».

Кстати, если вы думаете, что это конец моим приключениям, то очень глубоко ошибаетесь, мы расстались на ресепшне отеля? Вернёмся туда же. Ещё при подъезде к отелю я не угадал здание, представьте себе самый плохой американский фильм и как там показывают злачные заведения у дороги, дешёвые мотели, только с не горящей вывеской. В холле оказалось получше, но самое интересное нас ждало в номере.
Меня насторожил ключ от апартаментов – маленький, железный, самый обычный ключ от замка, просто не помню, когда я держал в руках такой ключ от номера отеля даже 3*, если только в Анапе лет 5 назад в каком-то частном заведении, но внешне там всё выглядело презентабельнее. К ключу был приторочен внушительных размеров кусок дерева с написанным на нём шариковой ручкой номером комнаты.

Надо было сразу бежать, но я не додумался, типа местная экзотика, сейчас всё прояснится.

И действительно, в номере всё прояснилось: за картонной дверью, расписанной вручную масляной краской «немалевичем» каким-то местным орнаментом, оснащённой игрушечным замком с поворотной ручкой скрывался неплохих размеров объём жилого помещения с мебелью советского типа и встроенным шкафом из крашеного белой масляной краской ДСП. Лучше всего происходящее охарактеризовала дочь: «Папа! Какое всё старое! Мы что, попали в прошлое?»

Попали, доченька, попали, очень нехило мы попали. Ах, да, забыл представить отель, в который мы попали, знакомьтесь – Sud Bahia, южная красавица, блин. В номере не оказалось полотенец вообще и, внимание – туалетной бумаги! Вуаля! В Марокко говорят на арабском и французском языках, в арабском я не силён, да и с французским у меня беда, но несколько слов в голове осели, хотя французы в Москве последний раз были по серьёзному поводу лет 200 назад, а арабы только намечают свои планы на всемирный халифат. Из всех причиндалов только 2 куска мыла Hayat.

На двери туалета красовались две разных наклейки про необходимость беречь воду и на весь номер журчала «ниагара» унитаза, дверь закрывать бесполезно, ну стало на пару децибел тише, из 60 имеющихся в наличии, разве принципиальная разница? Единственный плюс: нас так измотали Utair и Anex, что шум водопада не помешал сну в ту ночь, а может то была такая дальняя задумка, может они знали про наш номер и так специально нас изматывали, чтобы мы уснули без задних ног и мучительных страданий? Это им удалось великолепно!

Утром многое встало на свои места, круг замкнулся, мне открылась картина мироздания, хотя, казалось бы, ничего необычного - встреча с отельным гидом. Многие сталкивались с этой процедурой, которая начинается со знакомства с гидом, описание с её (его) стороны местных особенностей, подсказки по бытовым мелочам, а заканчивается всё окучиванием туристов на экскурсии.

Так вот, сразу после того, как Гуля … представилась, мне и открылись все тайны. Что обычно делает после этого гид? Правильно, достаёт распечатку размещения по отелю своих туристов и начинает сверять её с пришедшими. Гуля достала ручку, вырвала из тетрадки лист в клетку и начала выпытывать у нас наши имена, фамилии, кто в каком номере живёт и на какой срок приехал.

Гомер позавидовал бы моему хохоту! Я всё понял! Думаю, что вы тоже. Очень хотелось проверить, если я скажу, что приехал на 3 недели, прокатит? Не решился, стеснительный я. Но не постеснялся высказать бедной Гуле всё от начала и до того момента, как она взяла в руки ручку и вырвала из тетрадки листок. Надо отдать ей должное, она стоически выдержала удар и не дала моему возмущению вылиться во взаимный конфликт. Тем более, что у соседей тоже не всё в порядке оказалось с полотенцами, они были у всех но в странном сочетании их количеств и размеров, а у одной пары в туалете стояла лужа. Туалетная бумага была у всех, кроме нас.

Гуля пообещала компенсировать нам всё произошедшее обедом в день отлёта, который нам не полагается по причине того, что мы в этот день выписываемся до его начала. Или продлением расчётного времени до 15.00, что автоматом включает в себя и обед. И плюс порешать остальные текущие (у нас в номере и в буквальном смысле) проблемы.

Нам дали соседний с предыдущим номер, в нём не текла сантехника, нам повесили полагающиеся  4 полотенца, положили 2 рулона туалетной бумаги, тем у кого стояла лужа постелили в неё полотенце, зато у той пары, у которой всё было в порядке, полотенца наоборот пропали. Я пошёл и понюхал те, что дали нам, вроде свежие.

Встретили нас неласково, но дальше было больше хорошего, чем другого.

Больше всего меня порадовала погода, это не то, что нужно большинству, но меня больше, чем устраивает. Ночью чуть меньше 20-ти, днём не дотягивает до 30, океан около 21-22. Т.е., нет изнуряющей турецкой жары.  Тебе жарко? Отойди в тенёк и ты под кондиционером – прохладный ветер с океана освежит в момент. Тебе холодно? Выйди на солнце и ты в сразу согреешься, широта даёт о себе знать – солнце злое. По утрам были туманы, облачность, ко второй половине дня всегда жарило солнце.

Ни ночью, ни днём я не использовал кондиционер, не было необходимости, открыл балкон и в комнате свежо и прохладно. Правда ночью музыка из бара долбила прямо в окно. Но закрывать его было бесполезно, помните рекламу:

- Дорогой, закрой окно!

- Дорогая, а оно закрыто!

Это из этой оперы. Но и тут есть плюс, если вы знакомы с арабской музыкой, то знаете, что она не мешает спать, а наоборот усыпляет, по крайней мере ни у меня, ни у ребёнка с засыпанием проблем не возникло.

Раз уж начал про слышимость, то и продолжу о ней. То, что в номере слышно всё из коридора, мне не впервой, и в 5* такое практикуется, говорят, что это пожарная безопасность. Но вот то, что сидя на унитазе слышишь через вентиляцию крик чаек, это у меня впервые. Настоящий, живой звук, а не синтезированный морской релакс, очень помогает. Иногда чаек заменяет мулла с минарета, иногда это сплетается в стройный хор. Кстати, мулла тоже вполне релакс, да простят меня мусульмане, если я что-то неполиткорректное ляпнул. И это я не жаловался, мне понравилось.

Питание в отеле для меня было отличным, не сильно разнообразным, особенно завтрак, но вкусно, сытно и много. Любители ультра всё включено наверняка умерли бы с голода. Есть один минус – еда с местными приправами и для ребёнка была мучением, хотелось бы более европеизированной кухни. Вокруг конечно много заведений с разной кухней и магазины всегда на подхвате, но, но, но…

Итак, утром мы набивали сумку хлебом, мы честно его не ели, а свой хлеб забирали с собой, да простят меня работники ресторана, питались несильно помидорками, огурчиками, круассанами с маслом и мёдом, каждый день одно и то же, без единого отклонения, кроме того, что одним утром оливковое масло выставили чуть позже. После этого шли на ресепшн и покупали место на охраняемом пляже, 20 дирхам, недорого (умножаете на 4 и получаете рубли по курсу на момент путешествия). Про место на пляже нас предупредили заранее, лежаки, зонтики, охрана лучше, чем голый неохраняемый пляж с толпами местных откровенно небогатых жителей и злым солнцем.

Кстати, песок на пляже особенный, не как у нас: крупные желтоватые крупицы, а еле видимые белые частицы почти уже пыли. Любой лёгкий ветерок поднимает эту взвесь и кидает в лицо, ощущения не из приятных, и поэтому на платном пляже ставят ширмы от ветра и песка, очень удобно и реально помогает.

Да, раз уж упомянул дирхамы – не меняйте деньги в аэропорту, это самый худший курс обмена из всех возможных, я совершил эту ошибку, в остальных местах курс отличается на сотые и не так заметен в итоговой сумме, мы же выстроились в очередь, потеряли время и деньги.
На океан мы шли вдоль зоопарка, который открывался намного позже и мы несли весь запас хлеба сначала на пляж. Шли по тутовой аллее, в самый сезон, весь асфальт под ногами был чёрный от втоптанной ягоды, все нижние ветки обломаны, но кое до чего дотянуться удалось. Дочка есть незнакомый продукт категорически отказалась и я с удовольствием вспомнил тбилисское детство.

Пляж просто великолепен, огромное пространство мелкого песка, большие расстояния, с утра облачность в сочетании с туманностью, прохладно, океан откровенно холодный, с него тянет природным вентилятором и поначалу совсем не южное настроение. Но часам к 11-12 небо очищается и солнце сразу со всей злостью набрасывается на отдыхающих. Мажьтесь , не расслабляйтесь, берегите кожу, получаса будет достаточно, чтобы обжечь покровы. К этому времени океан уже не дополнение к утренней прохладе, а спасение от жары.

Обратный путь через зоопарк, опустошать запасы хлеба и спасать от голода многочисленных представителей природного мира. Кстати, кроме хлеба на входе имеется поп-корн, 2 дирхама за пакетик, цены просто божеские. Итак, начинается самое интересное для ребёнка, с рук едят архары, домашние козы, европейские олени, павлины и многие другие экзотические животные, просто рай для дочки.

Архары могут и покалечить, попытка потрогать его рога обернулась сокрушающим ударом  по решётке, хорошо, что инстинкт отдёрнул руку. А вот домашние козы ели в висячем положении: я держал её за рога на весу, а дочка кормила хлебом – полная флегма. Ещё было много кошек, и на пляже, и в зоопарке, по внешнему виду – нечто египетское, худое и с характерными чертами местных пород, но ужасно грязные, с лишайными пятнами и дикие, с рук не ели, только издалека выпрашивали. Удалось дочке покормить и обезьяну, несмотря на то, что не подпускали, работник зоопарка пару раз отвернулся, и пара бананов перешла от нас к дальним родственникам.

В смысле общения с животными путешествие явно удалось, и наш отель был идеально расположен относительно пляжа и зоопарка. Кроме того, во внутреннем дворе отеля жили две черепахи, которых мы кормили всем подряд и они не сопротивлялись , почти не сопротивлялись. Зато они великолепно прятались на небольшом клочке стриженого газона, мы просто диву давались их умению маскироваться.
Кроме черепах там был небольшой бассейн и несколько апельсиновых деревьев, в бассейне мы плавали и играли в догонялки, апельсины я пробовал: кислые и многокосточные, дичка, одним словом.

Ездили в местный Ашан, купили аргановое масло, говорят, оно в Москве в моде и стоит раз в пять дороже. Жена отнеслась к нему в итоге прохладно, так что не могу сказать о нём ничего хорошего, как и плохого, смазали всё на массаж, и то, что для применения внутрь. Специфический запах.

Вот дыни суперские, нигде таких дынь не ел, как в Марокко, особенно те, что зелёные цветом и медовые вкусом – райское наслаждение. Ещё и в Москву полный чемодан привёз, среднеазиатские рядом не лежали.

Такси в одну сторону поймали и доехали по счётчику, в машине было, как в кузове советского грузовика, в обратную сторону другой таксист закрыл счётчик тряпкой и назвал сумму раза в полтора больше, заплатил, не стал спорить, всё равно очень дёшево. Соседи ходили пешком, далековато, особенно с дынями обратно.

В городе много нищих и бедных, как и средне обеспеченных, видел и богатых местных, как говорится: Агадир – город контрастов. В последний день отдал всю мелочь какому-то местному попрошайке, при въезде в страну пугали, что из Марокко нельзя вывозить наличные, вот я и скинул криминал.

Ахтунг! Мы по европейской привычке переходили дороги по пешеходным переходам не глядя по сторонам, и я поначалу не понял эти выпученные взгляды водителей на нас. Потом, когда нас чуть не переехали на одном из переходов, я понял в чём суть: им глубоко плевать на пешеходов, у кого преимущество в весе, тот и прав, а машина по любому тяжелее людей. После этого стали ходить, как местные – пропустив всё, что движется. Кстати, в Турции ещё хуже, там вас могут ещё и обсигналить и обругать, если вы по мнению водителя недостаточно активно уворачиваетесь от  его машины. Так что, будьте осторожны – в Марокко нет культуры преимущества пешехода!

Однажды на ресепшене столкнулся с нашей соотечественницей, проживающей постоянно в Германии по причине замужества за немцем,  и узнал, что наш отель прошлым летом стал ареной столкновения демонстрантов с полицией. Уж не знаю, почему, но демонстранты ворвались в отель и учинили там беспорядки, сразу вспомнил почти бумажную дверь нашего номера и невозможность спрятаться в нём, если нечто подобное повторится и при нас.

Дама ругалась с работниками отеля по поводу  дороговизны проживания в таком сарае за такие деньги. Я был с ней не согласен, но озвучивать стоимость нашего здесь пребывания не стал. Она была откровенно некрасивая, как обычная немка, только ещё страшнее, я не понял мотива её мужа, если бы я ещё и озвучил стоимость нашего путешествия, беспорядки в отеле могли бы повториться уже в её исполнении, и не знаю, что было бы страшнее.

В последний день нам честно продлили проживание до 15.00, покормили обедом, и я полностью удовлетворён компенсацией первоначальных неудобств со стороны Анекс-тур, а также мужеством и нордическим хладнокровием, с которым гиды отражали мои наезды на их работу. С учётом стоимости тура это твёрдая пятёрка с плюсом, спасибо вам большое.

А вот Ютэйр я не простил, словно в насмешку над нашим полётом в Марокко, обратно мы улетели вовремя, а в таком же самолёте на том же месте, где мы летели сюда, были иллюминаторы.  Я зол и на задержку, и на безразличие к нам со стороны авиакомпании, и на хамское отношение к пассажирам со стороны работников этого авиаперевозчика. Господи! Разори их и пусти по ветру за дела их! И продли времена деятельности Анекс-тур в благодарность за почти бесплатное путешествие на запад Африки и за умение загладить моё недовольство их недоработками! Аминь!


Рецензии