Расскажу о своей бабушке...

Для каждого человека очень важна семья: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, дяди, тети и так далее, все друг друга любят и поддерживают. Но особенные отношения бывают у бабушек и внучек. Я хочу вам рассказать о своей любимой бабушке, которой в жизни пришлось многое пережить и испытать. И хотя ее нет с нами, мы ее помним и любим всегда.
Моя бабушка, Валентина Федоровна Кравченко, родилась в 1925 году в селе Ивановка и прожила здесь всю жизнь. Ее мама умерла, когда девочке исполнилось десять лет, и поэтому всех детей пришлось воспитывать отцу одному. Когда началась Великая Отечественная война, бабушкин дедушка ушел на фронт, а отец остался с детьми. Все, кто мог, работали в колхозе, чтобы снабжать продуктами фронт, бабушка от зари до зари работала на тракторе. Машинно-тракторная станция находилась в селе Казанка, и бабушка зимой в резиновых сапогах, поскольку другой обуви не было, ходила с подругами ремонтировать тракторы.
Когда закончилась война, с фронта вернулся мой будущий дедушка, Марченко Николай Иванович. Хотя девушек в деревне было много, он выбрал веселую работящую Валентину. Когда они женились (времена были послевоенные, голодные, свадьбы как таковой и не справляли), подарили им на обзаведение один чугунок и две ложки. Шло время, у них родилось шестеро детей: два сына и четыре дочери. Вся семья жила в двухкомнатной избушке, детям приходилось спать за печкой, на деревянной лежанке, а самых младших укладывали на кровать. Чтобы прокормить семью, мой дедушка работал на нескольких работах сразу, денег не платили, а ставили палочки — трудодни — и в конце года на трудодни выдавали зерно или другие продукты. Дети собирали в лесах ягоды и грибы, кормились с огородов.
Неожиданно на бабушку обрушилось большое несчастье — на сорок девятом году жизни умер дедушка. Тогда всей семье пришлось очень трудно. Двое старших детей завели свои семьи, а четверо остались на руках моей бабушки. Ей теперь тоже приходилось работать на нескольких работах, чтобы вырастить и выучить детей. Она часто болела и долго носила траур по мужу. Но несмотря на трудности, она подняла всех детей. И потом помогала им: нянчила своих двенадцать внуков, в том числе и меня, со всеми была добра и ласкова. Она дождалась пятерых правнуков, и только шестую правнучку, мою племянницу Яночку не успела увидеть — умерла за два дня до ее рождения.
Бабушка прожила восемьдесят два года, жизнь ее была полна труда, невзгод и радостей, и прожила она ее достойно.
Я горжусь своей бабушкой, люблю, и буду всегда помнить и в трудную минуту говорить себе: «Я удалась в свою бабушку, я все преодолею, ведь на таких настоящих русских женщинах вся наша земля держится!»


Рецензии