Анна Григорьевна

   На предприятии, где работал отец, были сплошь вдовы. А фронтовиков бывших – мой отец да потерявший на фронте правую руку диспетчер Войнов Федор Данилович. Жену держал хохлушку, Анну Григорьевну, растил четверых детей. Вышли они в люди Иван – полковником УВД, который разгребал мои проблемы с сыночком, Галина – начальником цеха на  мясокомбинате, помогавшая мне вытаскивать детей в голодуху, Нина – начальником цеха на трикотажном объединении. Она была моей сослуживицей и эталоном женщины-начальника. Сергей..
 - А шо Сергей – вин Сергей и е…
  Когда подросла моя дочь, она сравнила Анну Григорьевну – мать этих детей с цветком – золотым шаром – так много в ее облике было солнца и света. Район наш, где мы обитали, бандитским был похлеще Петербурга.
- Устренув мэнэ   цей жулик Гатаулин тай каже, шо вин убье моёго Ваньку. А шо тоби зробыв мий Ванька? 
- Он в суде за меня, соседа своего не заступился!
- А ты шо, нэчайно спиймався? Вас туточки стики козлив, шо ежели за усих заступлятыся – робыть будэ НИКОЛЫ.
 - Я покурить у него спросил, а он: "НЕ курю"...
 - И шо ж Ваньке,казать: люды добри, дайте папироску - цей жулик курыть хоче...
Я многое  записала в сокровищницу памяти ее монологов:
 - Терентьиха – така погана баба – каже про мою внучку – ВЕЛОСИПЕД.
 - А шо?
 - Шо, шо – воны ж там на лавке уси с сиськамы!
 - Мий Хвэдя чуть мэнэ нэ сзив. – Галька, засциха, казала, як мы с бабами собралыся,наклюкалысь и голи на столи танцювалы…
    Покинул ее супруг, наказав жить долго. В лютую зиму.
- До сосидки виднэсла курыцю да зерна пив мэшка – бо в моем сараю окоцурбыться. А мэни ж Хвэде сороковину справляты трэба. И шо ты думаешь? Пишла за нэю, а вона – водны кистки! Зобочек пустый – нэсу её домий, плачу – нэ можу, а вона мэни шось еще и кокоче. Потом не помню за шо з ей, соседкой, болакали – вона каже:
 - Несить до мэнэ.
А  я ей:
 - Нэ надо, моя курыця вже туточки була…
Звонит мне на работу мать – сбегай в обед к Анне Григорьевне – она руку сломала!
Бегу, открываю калитку – весь двор в веревках с мокрым свежевыстиранным бельем. Последнее она одной рукой пытается развесить.
- Анна Григорьевна, мне мама сказала – вы руку сломали!
- А ты шо думала я лэжу и, як пионир, цю руку дэржу?
- А гипс вам почему не наложили?
- Та наложили... Я ёго скынула – дуже вин мени щипа.
 А потом она заработала гангрену, наколов ногу в огороде.
- Хирург приходыв. Каже видризать ногу трэба. А як же я у гроби с водной ногой лэжать буду? – Ни, я так нэ можу.
  Так и сошла в гроб о двух ногах, позвонив перед смертью, чтобы пришли собрать облепиху и тернослив.
 - Як варенье кушать будэтэ – видну ложечку за мэнэ зъишьте – дуже я ёго люблю.
 И, уходя, сказала:
 - Я нэ боюсь вмэрты. Хорошо пожила, тай Хвэдя мэни заждався.
 Я всю жизнь тесто на столе её рушничком прикрываю – подарок на память на Троицу.


Рецензии
То ли это поколение такое особенное уходящее, то ли уж годы им выпали такие особенные, но такие женщины, как Анна Григорьевна обладают особенной, невероятной силой духа! Кажется, они не умеют жаловаться и ныть в принципе, как быв больно не было. Не пугают их и страшные диагнозы. Словно, им все ни почём, Они не станут обузой для близких и, кажется, большего всего боятся именно этого.
Ваш рассказ, Наталия, словно дань памяти этим женщинам.
Спасибо!

Лилия Кулагина 2   25.01.2016 01:12     Заявить о нарушении
Спасибо,Лилия! Я на этом сайте с одной целью - поведать о людях, чьё присутствие в нашей жизни или памяти делает нас ВЫШЕ,ЧИЩЕ и СИЛЬНЕЕ!

Наталия Будник   25.01.2016 22:43   Заявить о нарушении