Гельвеция. Грот Венеры

                « Мне не смешно, когда маляр негодный
                Мне пачкает Мадонну Рафаэля».
                А.С.Пушкин


       Барсукова заинтересовал странный указатель. От сельской дороги отходила  в лес хорошо натоптанная тропа. На желтом указателе значилось: “Lourdesgrotte“  («Грот Лурда»). Барсуков был смущен. Лурд вроде бы находится во Франции. И грот с Девой и святым источником находится там же.  Откуда же в Швейцарии появилась Лурдская пещера? «Нужно пойти посмотреть, что это такое» , -- решил Барсуков и свернул на тропу.

     Тропа, петляя между деревьями, то спускалась в низинки, то поднималась на взгорки. Барсуков уже притомился. Он шел, цепляясь ногами за корни деревьев, перелезал через камни и с нетерпением  ждал появления грота.

     Наконец тропа уперлась в бетонную лестницу, ступени которой уходили круто вверх. Поднявшись по ним, Барсуков очутился на просторной площадке, где были рядями расставлены скамьи, а перед ними, в скале действительно  располагался грот с Девой Марией и с источником (наверное чудотворным).

    На площадке никого не было, но в начале грота горели толстенькие красные свечи.  С десяток их лежало на деревянном подносе. Любой мог взять свечу и затеплить её.  Свечи были бесплатные. В стороне скромно стоял ковчежек для пожертвований.

     Барсуков все понял. При обустройстве пещеры местные церковники  использовли идею  Лурдского грота и открыто заявили об этом, назвав пещеру «Lourdesgrotte». Все очень тактично, хотя и просматривалась определенная натяжка.

        Барсуков усроился на задней скамье. Он достал из рюкзака бутрброды и стал делать перекус. Во время приема пищи  у него при виде грота возникли ассоциации с другими известными гротами, как реальными, так и  выдуманными, например,  с языческим гротом Венеры в «Тангейзере», который разрушила Дева Мария. А, затем мысли, как-то сами собой, перекинулись на скандальную постновку «Тангейзера»  в Новосибирске.


           В Новосибирском театре оперы и балета один чудак поставил музыкальный спектакль, назвав его оперой Рахарда Вагнера «Тангейзер». Барсуков этот спекталь не смотрел, но отнесся к нему, как и многие не смотревшие его, с осуждением. Причем осуждал он не творческие потуги чудака и не его новшества. Барсукову не нравилось лихое  искажение  классики.

     Горячие сторонники Нью-Тангейзера накинулись на несмотревших эту постановку людей, но осуждающих её, со своей обычной  банальностью:
 
     "Мы это уже проходили: «Не читал  Пастернака, но осуждаю!"

    Немного охолонем сторонников чудака.  Ну, во-первых, Пастернака справедливо критиковали и осуждали, во-вторых, это не плохо, что кто-то кое-что проходил и, в-третьих, спектакль, поставленный новосибирским чудаком, смотреть вовсе не обязательно, чтобы разобраться в сути.

     Действительно, если в бокал с шампанским добавить рюмку мочи, то такой "коктейль" и без дегустации можно совершенно однозначно определить как гадость. Так и с Нью-Тангейзером.

     Новосибирский реформатор в либретто, написанное самим Р.Вагнером, плеснул солидную дозу странной смеси из киношников, проституток, киноактеров; перенес действие из 13 века в наше время, рыцарей превратил в кинорежиссеров, состязание певцов-рыцарей – в Вартбургский кинофестиваль, ввел дополнительное действующее лицо – Христа, поместив его в грот Венеры.

   Смотри, не смотри этот новодел, но ясно, что от либретто Вагнера даже рожек и ножек не осталось. Тогда причем здесь Вагнер и «Тангейзер»? Тем более, причем здесь просмотр или не просмотр этого попурри.

   Барсуков рассуждал: «Если я напишу следующие строчки:


       Заткнули глотку роще золотистой,

       Чтоб не мела зеленым языком


и скажу, что это осовремененные стихи Есенина, то в ответ услышу смех. По  поводу  же Лжетангейзера никакого смеха, а сплошные страсти-мордасти. То судебное разбирательство: режиссер оскорбил чувсва верующих, то уличные демонстрации: «Это творчество!  Режиссер имеет право на свое видиние!»
 .
    Это очень хорошо, что режиссер имеет свое видиние. Это нормально. Но раз имеешь видиние, так напиши либретто, сочини музыку и с богом.  Демонстрируй свое видиние. Зачем же искажать классическую вещь?

    Ну если нет спосбностей к сочинительству, то делай, что сделал, но называй сделанное соответственно, например:

  «Музыкальная фантазия «О страстях кинорежиссера Тангейзера» в сопровождении музыки Р.Вагнера».  И зритель будет знать, на что он идет, на что он тратит деньги. 

     Интеллигентная общественность спорила, бурлила, гневалась. Каждый предлагал свое.  Господи! до чего же недалекая эта наша творческая интеллигенция! Покажи ей палец -- она уже возбудилась.  ЖКХ душит, медицина -- не к черту. Это ей до фени. А вот палец -- это да. Особенно если под пальцем подрисовано два кружочка, которые кто-то намеревается стереть: "Не сметь! Это творчество!"
      
      И попы. Думают только о своем брюхе. Кругом казнокрадство, наркомания, пьянство. А им хоть бы что. Зато: "Ах святотатство! Христос с бабами!"  А, где же ему быть?  Молодой, здоровый, симпатичный мужчина и венок прелестниц -- это так естественно. Наоборот, было бы  очень странно, если бы  Христос чурался женщин.
 
  Все волновались, а Барсуков не волновался. Ну, что ты, он же умный, он же знал,  что нужно делать с этим горе-режиссером и с его так называемой оперой. Его нужно было просто уволить за профнепригодность, а спектакль снять с репертуара. И все. И все страсти-мордасти на ноль.  А на будущее ввести предварительные просмотры. Конечно вони не оберешься: "Цензура!". Зато скандалов не будет. А цензура вовсе уж и не такая бука, какой её представляют некоторые творческие работники. Вон, при советской цензуре, какие шедевры появлялись -- что в театре, что в кино.

    А предварительные просмотры -- это как ОТК на производстве. Отмени технический контроль на заводе, и завод сразу же начнёт выпускать дерьмо.

   Уж, как в конце 80-х пузырилась творческая интеллигенция: «Ах, дайте нам свободу, уберите цензуру. Мы вам  такие нетленки выдадим!»    Дали свободу. Двадцать пять лет как свободны. Ну и что? А ничего. Пшик!!! Елинственное на  что сподобились – это паразитировать на классике путем переодевания действующих лиц либо в странные, либо в современные костюмы. Да еще актрис оголять. Ну и по мелочи: иконы рубить, кур использовать не по назначению и т.п. Право слово: уроды!!!

     Барсуков поднялся со скамьи, подошел к гроту, зажег свечку, перекрестился по-православному  и,  опустив в ковчежек 10 франков, стал подниматься по вырубленным в скале  ступеням, которые вели, согласно указателю на "Hohe Br;cke"(Высокий мост).

    Он шел и рассуждал: "Интеллигенция она разная. Есть научная интеллигенция, производственная интеллигенция, а еще -- творческая интеллигенция. Конечно, Владимир Ильич был неправ, давая интеллигенции известную неприличную характеристику. Это он злился на нее за то, что большинство интеллигенции было за белых. Однако по отношению к части нынешней творческой интеллигенции высказывание Ильича очень даже уместно.


    Мельпомена в трансе

Матюгнулась смачно примадонна,
Показала зрителям задок,
Прицепила к шее два гандона
И зажала принца между ног .

Вот такою Золушку представил
Современный, модный режиссер,
Гордый , что  Вахтангова   обставил,
Шнобель Станиславскому утёр.


    ПОСЛЕСЛОВИЕ

   Однако "творческую интеллигенцию", попадающую под определение В.И.Ленина. не остановить. В Большом некто Черняков поставил "осовремененную трактовку" оперы "Руслан и Людмила. Вот отзывы:

   "После окончания первого классического действия начался бред, при чем палата № 6 отдыхает! Далее коротко, я увидел открытую, наглую рекламу курения, пива, публичный дом, «МАМКУ» с ее подопечными, войну, в Чечне, судя по российскому камуфляжу, псих больницу, фрекенбок, немецких нянек, китайский цирк, тайский массаж, стриптизера-качка, станцевавший почему-то лезгинку, «бокального» музыканта, двух голых девиц и апофеоз-шприц, пробудивший сознание Людмилы!!Вот как-то так! И противно, то, что в конце идет воспевание вот такой державы!! Причем интересно было почитать известные фамилии, фигурирующие в графе меценаты и духовные гуру, в программке!

   "Хочу задать вопрос напрямую Иксанову и Чернякову. Вам не стыдно, что вы позорите русскую классику и сцену Большого театра? Сами не придумали ничего своего, лишь хватило сил использовать великих Глинку и Пушкина, которые уж теперь не заступятся за себя? Я считаю, что до тех пор пока мы будем позволять осквернять великую сцену, этим будут пользоваться подобные проходимцы, посредственность и бездарность. Долой этот стыд и позор со сцены Большого!!
Я в ужасе!!! Люди!!! Не ходите!! Позор!!!"

  И подобных отзывов тьма. Правда, имеются и положительные отзывы, но мало, в основном от молодежи и "колхозников".





    


Рецензии
Полное название театра: Государственный академический Большой театр России. Подведомственен Минкультуре. Очевидно что руководство Минкультуры в курсе и не возражает. Зачем нам такое министерство?

Андрей Брыксенков   17.08.2016 17:12     Заявить о нарушении