В начале дороги длиною в жизнь

- Здравствуйте, Денис! Это Людмила Васильевна. Консультация в десять, а сейчас уже десять тридцать. Я ухожу!
 - Нет, нет! Я еду в маршрутке! Знаете ли, пробки!
 - Да, какие пробки в десять? Они закончились часом раньше. – преподавателю хотелось наказать безответственного студента, но по телефону она сказала:
 - Хорошо, я жду в триста десятой.
Студент появился минут через пять.
 - Извините за опоздание, Людмила Васильевна!
 - Значит, не обманул, что едет! – Людмила Васильевна сразу всё простила и была рада, что сейчас проконсультирует своего дипломника и их совместная работа будет близка к завершению.
 - Ну, показывайте, что Вы сделали? – преподаватель вынула из своей папки замечания к  листам,  которые студент сдавал накануне, и наблюдала за своим подопечным.
Денис Баженов – белокурый восемнадцати  летний парень крупного телосложения, очень вежливый, но явно лентяй по характеру, наконец нашёл в своей сумке нужный файл:
 - Я вот принёс расчёты…
 - По методичке делал?
 - Да.
 - Вопросы есть?
 - Нет.
 - Хорошо, оставьте – я проверю. Замечания я Вам написала. Исправляйте. Звоните, если что будет не понятно. Вы, далеко живёте?
 - Да, нет… - студент замялся с ответом, но всё – же честно признался:
 - Пешком минут 30 будет.
 - Вот тебе и раз! Так и ходил бы пешком! -  преподавательница засмеялась -
 - Я думаю, что скоро мы и пешком не сможем ходить, негде будет.  Число машин прямо – таки множится, а дороги – то не резиновые, придётся пожертвовать пешими тропинками для начала…
 - А, я по – любому, года через три куплю машину. Курсы я уже закончил.  –  возразил парень, направляясь к выходу.
 - Вот, вот! Прикиньте, сколько в нашем колледже студентов, да в других учебных заведениях – и все обзаведутся авто…
 - Денис остановился вежливо, молча слушал.
 - Ну, ладно. Встречаемся через день – закончила Людмила Васильевна, увидев ещё одного своего дипломника.
 - О, Войнов, я так давно Вас не видела! Вы что передумали делать диплом?
 - Нет, не передумал – был лаконичный ответ.
  - А, тогда почему на мои звонки не отвечаете и не приходите?
 - Я был в командировке.
 - Но, Войнов,  Вы должны были хотя бы две недели взять без содержания, иначе Вы не сможете сделать дипломную работу!
 - Я не могу. – Войнов был серьёзен, смотрел в сторону.
Людмила Васильевна вспомнила, что этот студент давно уже работает, учась на дневном отделении. Как его переводили с курса на курс одному богу известно и ещё зав. учебной частью.
 - Вам сколько  – восемнадцать?
 - Нет, девятнадцать уже – дипломник слегка насмешливо посмотрел на своего консультанта – Я не собираюсь работать по специальности. Получу эти корочки, только зачем они мне? Меня моя работа устраивает.
 - Да, Вы что, Войнов, жизнь у Вас ещё впереди такая длинная до пенсии, может, когда и корочки понадобятся. Допустим, Вам предложат зарплату  на тридцать процентов больше, перейдёте на работу по специальности?
 - Конечно, за большую зарплату перейду.
 - Ну, вот, а Вы говорите…
Войнов выглядел старше своих девятнадцати лет из – за небольшого пучка волос на подбородке, которые со временем, наверное, должны были превратиться в бороду.
Казалось, ничем парня не прошибёшь. Он был спокоен, как монумент.
 - Пришёл же на консультацию, значит дело пойдёт.  – подумала Людмила Васильевна, а вслух произнесла:
 -  Ладно показывайте, что Вы уже сделали?
 - Мне пока нечего показывать, я пришёл спросить.
Преподавательница обалдело повела плечами, говорить ничего больше не стала, про себя подумав:
 - Бесполезно!
 - Мне не понятно, как вот здесь считать? – студент раскрыл методичку и показал, где не понятно. Людмила Васильевна объяснила.
 - Ещё я не знаю, что писать в этой главе?
Людмила Васильевна указала в методичке литературу, в которой можно найти хорошее описание.
 - Всё я понял. -  дипломник положил свою методичку в сумку и пошёл, не прощаясь.
 -  Войнов, вы не пропадайте. Что будет не понятно, звоните. Номер моего сотового у Вас есть?
 - Да, есть.
 - Вот и хорошо. Времени до защиты осталось мало. Дерзайте!
Пока Людмила Васильевна прощалась с Войновым, краем глаза увидела Болинина, бледного, худого, тихого. Это тоже был её дипломник.
Болинин не поздоровался, не извинился за опоздание, просто подошёл, сел на стул, облокотился руками на стол и улёгся лицом вниз.
- Болинин, что с Вами?
 - Я болею.
- Так Вы неделю назад вот также лежали…
 - Не могу никак выздороветь!
 - Всё же Вы сейчас соберитесь с силами, раз уже пришли, заставьте себя поработать. Вы мне обещали расчеты сделать!
- Да, вот принёс! – дипломник поискал у себя в сумке и вытащил файл с листочками.
Людмила Васильевна бегло посмотрела на работу -  всё было не правильно, но листы всё же решила забрать.
 - Сама  рассчитаю, чтобы не мучиться с ним больше – решила она.
 -  Учился Болинин всегда на тройку, а теперь, что резко поумнеет что ли?  Ему ещё чертежи  готовить, подписи собрать, на рецензию проектную работу отнести…
 Вслух Людмила Васильевна произнесла:
 - Ладно, забираю на проверку. Завтра у меня третья и четвёртая пары – приходите. Лечитесь. До свидания.
Забежала Наталья, единственная дипломница, которая радовала Людмилу Васильевну, потому что у неё диплом был уже готов. Девочка удивительно самостоятельная и обязательная, отличница все годы учёбы. Она была не большого роста, остроносенькая с длинными волосами всегда подобранными в пучок.
 - Наташа, устроим пробную защиту?
 - Я для этого и пришла.
 - Тогда раскладывайте свои чертежи.
Пока дипломница разворачивала свои листы, Людмила Васильевна полюбопытствовала:
 - А Вы, Наташа, будете искать работу по своей профессии?
 - Конечно! – был ответ. Людмила Васильевна с уважением смотрела на свою дипломницу:
 - Я уверена, что Вас везде возьмут, где Вы покажете свой диплом с одними пятёрками.
 Через две недели наступил день защиты. Наташа пришла с сияющими глазами, распущенными волосами.
 - Боитесь? Всё у Вас будет хорошо! – успокаивала Людмила Васильевна, встретив Наталью в коридоре.
Первой защищалась Оксана. Она была в маленьком чёрном платье, ярко накрашенными глазами, эффектная. Доклад начала уверенно, звонко и вдруг замолчала не зная, что говорить дальше – забыла. Слёзы брызнули у неё из глаз. Послышалось с разных сторон:
 - Водички! Дайте ей водички!
 - Извините! – Оксана отказалась от воды, заставила себя успокоиться и продолжила благополучно.
Следующий был Войнов. Людмила Васильевна за него не волновалась, потому что он был спокоен, как всегда, и оценка его не волновала. Одет был не торжественно: в синие джинсы и полосатую рубашку навыпуск.
Войнов бодро начал доклад, но почему то на 50% сократил описание содержания первого листа и -  «О, ужас!» подошёл к третьему листу, а начал рассказывал про второй. Людмила Васильевна громко прошептала:
 - Пройдите правее!
Председатель комиссии сразу поднял голову от записки:
 - Вы сами делали диплом?
 - Да, сам. – был ответ Войнова – он шагнул правее, где увидел, наконец нужный чертёж, сказал про него несколько слов и перешёл к следующему, у которого тоже долго не задержался.
 - Доклад окончен! – Войнов энергично положил указку на стол.  Вот так вот, коротко и ясно.  Похоже было, именно это понравилось председателю, который задал всего один вопрос удачный для Войнова.
 - Вот везунчик – отметила про себя Людмила Васильевна.
Наталья гладко и  уверенно рассказывала о своей дипломной работе, но голос её был тихий, тонкий, не заметный. Вопросы ей задали не по дипломной работе.
Умнице, отличнице все годы учёбы, председатель поставил четвёрку. Пять преподавателей в комиссии убеждали председателя в его ошибке, пятёрку Наталье поставили в конце – концов.
Болинин защищался также, как и  готовился, вяло, тихо. На вопросы не отвечал.
 - Ну, я ничего другого от него и не ожидала. Тройку поставят, да и ладно. – Людмила Васильевна повернула голову в сторону Дениса Баженова, который был последним в списке и готовился к выходу.
 - Ни, пуха! -  Тихонько прошептала она, когда дипломник проходил мимо.
Уши и лицо у него пылали, но смотреть на него было приятно: черные брюки, белая рубашка украшали его ладную фигуру. Учился он так себе, пропусков было много, а защищался на удивление хорошо.
Людмила Васильевна смотрела на него почти с нежностью и думала:
 - Ну, вот и закончилась ещё одна моя эпопея, ещё раз помогла девчонкам и мальчишкам выйти на дорогу жизни. На уроках она бывало злилась на них, когда вместо того, чтобы записывать лекцию, то один, то другой, что-то искали или рассматривали в своём сотовом телефоне.
Людмила Васильевна тогда, отчаявшись, возмущённо думала:
 - Да это же андроиды, обложенные гаджетами!
Как – то пришлось вступить в спор с группой взрослых мальчиков, которые стояли в электричке в тамбуре курили и сквернословили.
Людмила Васильевна сделала замечание, а они в ответ:
 - У нас демократия. Человеку всё можно.
Людмила Васильевна тогда возразила:
 - Всё можно, да не всё полезно!
Электричка остановилась. Все вышли. Группа взрослых мальчиков гоготала и продолжала сквернословить.
 - Как же так… – думала Людмила – я просто уверена, каждый из этих мальчиков вполне адекватный, нормальный и наверняка извиняется, если по привычке вылетает скверное слово. А группа, как стая волчат, выделываются друг перед другом. И на уроке также. Чем больше группа, тем хуже дисциплина, тем, меньше качество усвоения материала. Может быть в ВУЗах, где студентам за двадцать, большие группы оправданы, но не в школах и колледжах, куда попадают ребята после девятого класса. Бывает приходят почти с нулевыми знаниями ( не хочется обижать школьных учителей, наверняка у них свои проблемы, пока не разрешимые из – за вражеского законодательства в сфере образования), но взрослые дети совсем не умеют считать, т.е. не знают правил по алгебре и тригонометрии.
Эти самые дети плохо учились в школе, и в колледже они продолжают плохо учиться, но существует правильная установка «по возможности не выгонять».
Пусть не хотят заниматься на четыре, но всё же ходят в колледж, а не болтаются на улице без дела. В учебном заведении они узнают, что государство бывает то одно, то другое, а отечество всегда одно и главное для человека любить свою семью и беречь своё отечество.


Рецензии