Историческое описание земли Войска Донского. ч. 4

22. Посольские отношения Московского двора с Крымом о казаках.
В том же году, для удержания хана от «неприятельских действий», в Крым были направлены Тимофей Кутынский и подьячий Фомин с просьбой о помощи войсками в войне с поляками. Российский двор уже знал, что хан в этой просьбе откажет, и поэтому в марте месяце, донским казакам было дано предписание: «как только Донцы получат известие о нападении крымских войск на Запорожских казаков или российские границы, - тот час же, немедленно, атаковать Крым с моря».
Получив такое предписание, казаки, «малыми партиями, начали делать разъезды около крымских улусов для захвата языков». Но случилось ужасное: в одном из столкновений, татары захватили двоих Донцов; отправили в Бахчи-Сарай и там, под пытками, казаки признались, что были посланы по велению царя  для «разведывания о намерениях хана, и что им велено воевать Крым».
Показания двух казаков немедленно было предъявлено посланникам из Москвы с жесткими упрёками: «Российский Государь никак не располагает быть в дружбе с ханом. Он просит помощи в войне с польским королём, и в то же время посылает шпионов по крымским улусам для нападения на наши берега. К тому же у хана есть достоверные сведения о том, что казаки вышли на 38 стругах в сторону Крыма».
Обескураженные этим заявлением послы из Москвы, как могли, убеждали крымских мурз: Донские казаки всегда своевольно, а не по повелению царскому, нападают на улусы и приказаний царя никогда не слушают.
Для разоблачения послов был приведён один из захваченных казаков. Но тот, осознав всю «сложность момента», объявил при всех, что на Дону не было никакого повеления от Российского Государя «насчёт поисков над крымцами». И вообще они посланы атаманом Наумом Васильевым.
Такой переворот в показаниях казака дал силу российским посланникам – те уже с негодованием говорили крымцам: «теперь сами видите, что Российский Государь наш о действиях казаков и вовсе не представляет. Да и этот, которого вы допрашивали – есть ногайский татарин, а не казак. Убивайте таких, чтобы не убегали на Дон и не причиняли бы ни вам, ни нам смуты, представляясь Донскими казаками.
Озлобленные татары приказали пленника здесь же расстрелять.
На этом дело не закончилось: уж очень хотели крымцы разоблачить российских посланников! Через несколько дней привели второго Донского казака и, желая установить справедливость, решили допросить его в присутствии послов. Но посланники, понимая, что казак может и расколоться  – «отклонили этот шаг», сославшись на то, что «не имеют на то повеления Государя Российского;  да и  Донец может наговорить многое, лишь бы не  расстреляли».
Здесь же случилось Событие, которое повернуло переговоры в другое русло: 30 июня 1654 года -  умер крымский хан  Ислам – Гирей.
Преемником был назначен Магомед-Гирей, который прибыл в Крым 9 октября из Константинополя. Он решил вести более жесткую политику против России, и направил послов в Москву с резким заявлением: «мой повелитель – турецкий султан изъявляет величайшее негодование своё на Донских казаков: они ежегодно производят набеги на турецкие владения, забирают в плен людей и разоряют селения и города. Если Российский Государь не примет строгих мер против казаков, то турецкий султан вышлет 100 тысяч воинов, которые в соединении с крымцами и другими «подвластными народами» нападет на казаков и разорит все их жилища, а потом пойдёт на российскую украину (здесь: границу).

23. Новый набег казаков на Тавриду и на турецкие области.
Новый крымский хан, желая показать свою мощь и укрепиться на крымском престоле начал собирать войско.
Эта весть была уже известна в Москве в марте 1655 года, и война с поляками заставляла Московский двор серьёзно опасаться вторжения крымцев на южные рубежи Российского государства. Для этого была предпринята попытка остановить хана в его же границах: был дан приказ главным калмыцким владельцам Дайчин и Лаузан-тайшам объединить свои войска с войском Одоевского, который стоял тогда в Астрахани. Такое же распоряжение было отправлено на Терек и его окрестности: всем идти на Дон. А оттуда, объединенным войском, вместе с Донскими казаками, нападать на Крым. Но из-за отдаленности кочевых калмыков и из-за «великого разлива Волги»,  калмыки и войска Одоевского не смогли придти к Дону вовремя…
А в это время Донцам было поручено выступать на судах против крымцев: три тысячи казаков во главе с атаманами Чесночихиным и Семёном Варгуном  «пустились в море» и, достигнув крымских владений, «распространяли ужас»: взяли приступом город Судак, выжгли окрестные деревни;  всё остальное, что попадалось на пути – истребили до основания.
Следующим был город Кафа: их гарнизон был не в силах противостоять Донцам, в результате чего Кафу взяли приступом и уничтожили в нем всё и вся,  том числе и жилища. Здесь же попали и шесть купеческих кораблей, нагруженных пшеницей и другими товарами: казаки, «без всякого урона в людях» завладели всем имуществом и после этого возвратились к берегам Дона.

24. Казаки разоряют город Тамань и опустошают селения.
А в это время крымский хан стоял у Перекопа в совершенном бездействии. С одной стороны его тревожило нападение Донцов с моря, с другой – калмыки, о движении которых по степи в его сторону уже доложили.
Зная о таком положении хана и о том, что калмыки не прибудут вовремя, казаки, в том же 1655 году,  решили напасть на крымские владения. Под руководством атамана Павла Фёдорова, 2030 казаков на 34 стругах  отправились в море: первый на пути был город Тамань…
Казаки единогласно решили брать его приступом и при незначительном сопротивлении овладели им. Те, кто не смог спастись бегством, были порублены на месте, «а весь же город был предан пламени». В этом бою Донцы захватили 400 татар, а  так же  освободили несколько сотен пленных русских.
Разрушив до основания город и загрузив добычу, казаки направились к берегам Крыма в район между Керчью и Кафой. Жители прибрежных деревень, услышав о такой беде, убегали вглубь полуострова. Казаки же, не встречая сопротивления, продолжали сжигать и разорять татарские деревни.
Весть об этом скоро достигла и крымской столицы – Бахчисарая. Ханский наместник Муртаза-ага, в ужасе и «объятый страхом» не мог найти хоть какое-то войско, чтобы противостоять Донцам: еле-еле он нашел 300 человек для обороны города…
В тоже время казаки направились к устью реки Алмы, чтобы пополнить запасы пресной воды. Но увидев выстроенные военные порядки, причалили к берегу и одним пушечным залпом «отодвинули татар назад». Высадив около тысячи казаков на берег вступили с крымцами в бой: в результате которого те быстро разбежались.
В этом столкновении «наместник ханский Муртуза-ага получил два ранения, и убита была под ним лошадь».
На другой день Донцы подплыли к городу Карассу и, разорив несколько деревень возле оного, направились к Дону.
(продолжение следует)


Рецензии
Буйные были у нас предки. Удивительно, что раскиданные по бескрайним степям общности ещё как-то пытались согласовать свои действия, ими ещё пытался управлять царь из немыслимого далека. Спасибо за интересную публикацию! Удачи вам и здоровья!

Людмила Замятина   12.04.2015 12:34     Заявить о нарушении
Как и у всех)
С уважением,

Владимир Исаев 2   13.04.2015 18:52   Заявить о нарушении