Голуби нашего детства. 23. Сан Саныч

      Первую ночь на новом месте спал как убитый,  разбудило воркование голубей. По нашему балкону разгуливала чужая пара мурых красавцев, ну точь-в-точь, как мой подранок.  Взяв на кухне кусочек хлеба, я начал приманивать голубей и, изловчившись, поймал голубя.  Голубка улетела за дом.

 Перегнувшись, через перила балкона с голубем в руках, за углом дома обнаружил голубятню.  На крыше голубятни сидело около двадцати разномастных голубей, но чей-то властный голос заставил меня очнуться от моих охотничьих мыслей.

      -Приветствую вас, молодой человек. Решили  начать знакомство с ловли моих голубей?

Под нашим  балконом стоял цыган с Поликуровского рынка, знакомый дяди Гриши, и улыбался в свои пышные усы. Я мгновенно  выпустил мурого и что-то промямлил.

      -Теперь мы соседи и ловиться нам нельзя, иначе наши дела швах.

      -Я не знал что это ваши голуби.  У меня полный чердак своих голубей.

      -Я в курсах. Выходи, познакомимся.

      Старожилы двора, знавшие Сан Саныча  с   рождения,  называли его цыганёнком.   Его отец,  светловолосый, голубоглазый русак с  аристократическим лицом,  был достаточно высокого роста и жил в соседнем дворе. Сан Саныч на самом деле похож на свою черноволосую мать и выглядел как цыган, особенно в выходной день после очередного бодуна,  когда не побреется. Существовала даже примета, если  его длинные усы торчат вверх, то он в хорошем настроении, если опущены вниз и он не побрит, а рот утирает рукой вниз  – лучше к нему не подходить.

       Единственный  прямой наследник и внук графа  Перфильева, когда-то  владельца домов, гостиного двора и прилегающих бараков, участник Великой Отечественной войны, дядя Саша  работал шофёром, каждый день из степного Крыма  к открытию магазинов привозил молоко,  а всё свободное время посвящал любимой птице.  Воспитывая трёх красивых дочерей, Цыган ютился в однокомнатной квартире этого дома.   
Тогда я многого не знал  и   быстро  выскочил из квартиры для знакомства с ведущим голубеводом города. 

 
       Голубятня в украинском стиле стояла в глубине небольшого дворика под многочисленными вишнёвыми деревьями. На приставленной к ней лестнице сидел хозяин. Приподнявшись,  он подал  мне руку, ехидно улыбался.

      -Толик, - изображая муки совести, представился я.

      -Сан Саныч, можешь называть меня дядя Саша. Мы коллеги.

      -Очень приятно.

Цыган вошёл в голубятню, и начал выгонять своих питомцев. Птица оказалась настолько засиженной, что еле-еле  долетала до крыши летней  кухни, но такой коллекции  мне ещё никогда в жизни не доводилось  видеть. Сизые, красные, жёлтые,  чёрные белохвостые и сплошные,  мурые  и ржавые, чисто-белые,  краснобокие,  желтобокие,  сизобокие,  чернобокие,  сизорябые и краснорябые,   короче на любой вкус и цвет.

      -Вижу, ты плотно присел на это дело. 

      -…

      -А как  у тебя с учёбой?
   
      -Пойдёт,  – выпалил я.

    На крышу кухни,  покрытой рубероидом, хозяин  сыпанул пшеницы.
 
      -Очаковский?

Заметив моё изумление,  Сан Саныч сказал: «О …  да ты я вижу, разбираешься в голубях».

      -У меня есть две  пара старых и  четыре пары молодых.

      -Оп… это солидно даже для крутого голубевода.

      -Одну пару подарил мне солдат из Симферополя.  Вторую  купил  в Феодосии   у Рыбака. Четыре пары вывелись за лето.
 
      -Даже  Сашку Рыбака знаешь? 

      -На феодосийском рынке познакомились.

      -Вот это заявка. У моих голубей на данный момент птенцов  нет - пошли в линьку, скоро осень,  надо гонять, а они как видишь, засиделись.

      -Своих я гонял всё лето, потери небольшие, ястреб забрал пятерых.

      -Здесь он берёт только зимой, а у Шурика  в районе молокозавода почти после каждого  сгона. Там  лес рядом.

      -Чаюнов, не держите?

      -Если выделишь пару - буду держать, а тебе  дам взамен бокатых или мурых на выбор, возьми  тех,  что пытался поймать на балконе.
Он так колко прищурился, что мне опять стало стыдно, и я почувствовал, как краснеют мои уши.

      -Своих голубей покажешь?

      -Пожалуйста, можете посмотреть.   

  Большой и светлый чердак папа привёл в порядок, побелил балки и  вынес многочисленный мелкий мусор. Только один угол возле расширительного бака  был завален старинной мебелью, и какой-то  медной  и глиняной посудой из прошлой жизни графа.  В центре чердака  на полу лежала большая дубовая столешница от графского обеденного стола, на которую  я сыпал корм для своих питомцев. Рядом неглубокая раковина с патрубком  на  крышу для избыточной воды бака.   Голуби могли не только пить, но и купаться в ней, когда им вздумается. В новом жилье они разбрелись по всем углам, изучая чердак и подбирая  места для гнёзд. Самые активные заняли верхние  ниши  и приглашали голубок.

       -До войны  я держал голубей в этом чердаке.

       -Марья Дмитриевна рассказывала и про немца тоже.

       -Квартировал тут один во время войны, повадился,  есть мою птицу.

       -Кирпич упал ему на голову и так десять раз.
 
  Дядя Саша улыбнулся и продолжил нахваливать моих очаковских.  Неожиданно он  предложил обменяться молодым потомством для закрепления породы этих редких голубей. Я сразу поймал голубку и голубя из разных выводков и передал ему. Даже не раскрывая крыльев, и не рассматривая хвост, он предложил вернуться к нему и выбрать пару очаковских для меня. От чаюнов  отказался.

        Моих  голубей он выпустил на крышу со словами: «Никуда не денутся» - бросил горсть семечек. Голуби присоединились к общей стае  и начали  искать брошенные зёрна. Такой подход меня очень удивил.  Отец мне  всегда говорил, что новому голубю надо на время пристёгивать несколько перьев на крыле, а когда он привыкнет  снимать булавку.  А здесь всё проще – никаких вязок, и сразу в стаю.
Из голубятни дядя Саша вынес пару сизорябых, точь-в-точь, как  у меня и пару молодых чернобоких голубей и передал мне.
 
      -Эти в довесок. Твои очаковские круче моих.

      -С какой стати?

      -Молодо-зелено, подрастёшь, поймёшь.

              .....

     В субботу ездили в «Весёлый» на день рождения  дяди Вани, всё было на должном уровне. В саду оранжевый брезентовый шатёр, напоминавший  заднюю палубу корабля, с тремя поднятыми бортами, увешан гирляндами и корабельными флажками.  Застеленные белой скатертью столы, на скамейках вязаные коврики, для каждого гостя, букеты цветов вперемешку с  многочисленными бутылками и закусками.
Во главе стола Иван Сергеевич при полном параде и орденах, за столом гости, вокруг официанты – студенты кулинарного техникума из Ялты и бегающий залётный тамада.   Несчетные тосты и пожелания следовали один за другим.
Родители подарили юбиляру   чайный сервиз, а я три пары обещанных голубей. Праздник удался.

 На следующий день  именинник требовал продолжения банкета  и тех, кто делал робкие попытки  уйти, дядя Ваня  усаживал за стол, да и желающих покинуть мероприятие после его уговоров  практически не было. Завтрак медленно перекочевал в обед, и к шестнадцати часам гости стали расходиться.

 Домой я увёз ещё четыре пары голубей, а весь оставшийся молодняк и три пары взрослых презентовал  лучшему другу Кольке.

                ......


Рецензии