Вечер повторного шанса

Почти фантастическая история (сказка для взрослых),
мастер-класс по изменению прошлого.

Действующие лица:

Андрей
Катя         В 1 сцене бывшие супруги, только что разведенные,
                других сценах они же, в разные периоды жизни.

Хранитель хранитель пространственно-временного портала, он же официант в кафе, он же  работник службы сервиса, он же человек, собирающийся в отпуск и др.



Сцена 1.

Хранитель играет на скрипке (саксофоне, фортепиано), прерывает игру, прислушивается к далёкому эху, повторяющему его мелодию. Снова играет, снова прислушивается, будто проверяет работу механизма. Удовлетворённо откладывает инструмент. Смотрит в зеркало, проверяет свой внешний вид. Проходит между столиками кафе, поправляет что-то на одном из столиков. Обращается к зрителям.
Хранитель. Прошлое вовсе не так далеко, как нам кажется. Пока мы живы, наше прошлое всегда с нами. Даже больше, оно внутри нас. И оно вовсе не так уж неизменно, как принято считать. Нам с детства затуманили мозги реалистической картиной мира… О-о-о… Когда-то мысль о том, что земля движется вокруг Солнца, а не наоборот, казалась кощунственной. Сейчас мы считаем, что можно изменить будущее, но нельзя прошлое… Что ж… Если вы чего-то не умеете, это ещё не значит, что это невозможно!.. Ради Бога, не сердитесь! Я никого не хочу обидеть, и вовсе не зазываю в это кафе, которое внешне ничем не отличается от всех прочих кафе на этой улице, в этом районе, в этом городе… Внешне!.. Впрочем, даже если вы к нам придёте, просидите целый вечер и приятно проведёте время, вовсе не факт, что случится что-нибудь необычное… Должно быть стечение обстоятельств: вы должны быть в определённом состоянии, в таком… как бы это сказать… когда кажется, что жизнь тои кончилась, толи вот-вот начнётся.  Вы должны сесть за тот самый столик, где границы вашего личного времени совпадают с периодом трансформации… впрочем, это техническая информация, она вам не к чему, а вот что важно… обязательно должен быть предмет, или вкус, или запах, или звук… что-то, что окажется ключом, точкой концентрации… Ах, простите, нам пора открываться. Если захотите, я потом вам расскажу ещё, но… вы всё равно ничего не поймёте (подмигивает, уходит за барную стойку)
 
Сцена 2.

Выход из здания гражданского суда, где оформляются бракоразводные процессы. Рядом вход в кафе. Шум улицы. Он и Она, Катя и Андрей выходят из здания суда.
Катя. Ну вот и всё.
Андрей. Я рад, что всё прошло быстро.
Катя. Час назад ещё были муж и жена, а теперь друг другу никто. Так странно.
Андрей. Мы обо всём уже договорились, не начинай сначала. Пожалуйста!
Катя. Нет-нет, я… ничего…  Я только говорю, что это странно…
Андрей набирает номер по мобильному телефону.
Андрей. Алло… Марина? Я. Да. Все. Освободился.  (Косится на Катю, та чуть отходит в сторону.) Да-да. Наконец-то… Нет, все было пристойно. Без скандала. Да. Ты где? В пробке? Ну что за… Ну, буду ждать, буду. Через полчаса? Ладно. Здесь же. Целую.

Андрей убирает мобильник, достает сигареты. Катя медленно-медленно уходит. Затем возвращается.

Катя (очень робко). В это время всегда пробки...
Андрей. Что?… А… Ну да. Сейчас в любое время пробки…
Катя. И на метро даже быстрее можно доехать, чем…
Андрей. Да, метро тут за углом, я тебя не провожаю…
Катя. Я подумала, если ты все равно ждешь, то, может быть …
Андрей. Не может.
Катя (нервно). Да, конечно, не может… Ну, ладно. Тогда пока.
Андрей. Пока.
Катя уходит, тут же возвращается.
Катя. Да, я еще раз про Женечку, ты можешь приходить в любое время…
Андрей. Мы уже обо всем договорились. И деньги ежемесячно. У нас самый бесконфликтный развод, и я тебе за это очень благодарен. (Катя всхлипывает.) Катюша, не надо…
Катя. Конечно, конечно. Я не буду, ну что ты, я совсем не об этом. Просто… Пока пробка и ты все равно ждешь свою… Марину, я хотела предложить… отметить наш развод.
Андрей. В каком смысле?
Катя. Ну, вот кафе. Ты все равно ждешь. Погода портится… Выпьем по чашечке кофе… за удачное освобождение от супружеских уз.
Андрей. За удачное освобождение…
Катя. Ты все равно ждешь, а мне вдруг захотелось кофе. (Через паузу) С пирожным.
Андрей (усмехнувшись). С эклером?
Катя. А когда Марина подъедет, ты увидишь из окна и сразу выйдешь.
Андрей. Ну, если ты меня приглашаешь, пойдем. (Направляясь в кафе, ворчливо.) Хотя сегодня я предпочел бы…
Катя. Спасибо, Андрюша. Ты очень великодушен… Я всегда говорила, что ты – самый лучший мужчина на свете… (Идет за ним.)

В кафе звучит самая популярная в этом сезоне мелодия. Хранитель в образе официанта проходит между столиками с подносом шоколадных эклеров.
Хранитель. Свадьбы все отмечают почти одинаково. Ужасно скучно… во время свадебных ужинов совершенно ничего не случается. Другое дело развод… пространственно-временные характеристики этого события совершенно другие, нежели у свадьбы. Разного рода юбилеи обладают определённым потенциалом в этом смысле, но надо заметить, что события стандартные, запланированные и продуманные заранее делают человека малочувствительным к вибрациям промежуточных измерений, а вот стрессы и потрясения личного характера…
 Музыку и голос хранителя заглушают звуки грозы. Затем звучит мелодия, которую играл Хранитель в начале, и наконец, попурри из мелодий, популярных лет десять назад.

Сцена 3.

То же кафе, но десять лет назад. Молоденькая Катя сидит за столиком, перед ней  чашка кофе и эклер на блюдечке. На улице дождь. Вбегает мокрый Андрей, он тоже моложе на десять лет. Чуть отдышавшись, осматривается и подсаживается к Кате.
Андрей. Свободно? Да. Ага… Ну и погодка!   (Катя хихикает.) Я что-то не то сказал?
Катя. Да нет, все то. Просто я загадала, что Вы сейчас скажете «Ну и погодка». И Вы – сказали.
Андрей. А что еще можно сказать, когда льет как из ведра. Там, на небе, кто-то забыл закрыть кран…
Катя. Это все потому, что я не взяла сегодня зонтик.
Андрей. Да?!
Катя. Да. Точно. Это верная примета. Если я выхожу на улицу с зонтиком, то весь день светит солнце. Но если я забыла зонт дома, то обязательно будет дождь.
Андрей. Удивительно!!! Моя мама обычно говорит то же самое. (Отхлебывает из Катиной чашки кофе.) Кстати, сегодня она тоже не взяла с собой зонт.
Катя. Ну вот, я же говорю: верная примета.
Андрей (откусывая Катино пирожное). А вот если бы ты взяла сегодня зонтик, а моя мама нет? Была бы сегодня гроза?
Катя (немного растерянная вызывающим поведением Андрея). Не знаю…
Андрей. Или, наоборот, ты бы его забыла дома, а она – взяла с собой?
Катя. Боюсь, что это… можно выяснить только методом эксперимента.
Андрей (уплетая пирожное). Отлично! Это самый надёжный метод, который я знаю.
Катя.  Вкусное пирожное?
Андрей. Да. Очень. Спасибо. Значит так, ставим эксперимент, начиная с завтрашнего дня.
Катя. Вы что, таким оригинальным образом просите мой номер телефона?
Андрей. Нет! Ни в коем случае!
Катя (разочарованно). А-а… как же мы будем сверять результаты эксперимента?
Андрей (допивая кофе). Очень просто.
Катя. Вы… очень странный…
Андрей. Я предлагаю тебе переехать. (Ищет, где бы записать, пишет на салфетке.) Улица… Дом номер… и еще несколько слов… Так сказать, личного характера…
Катя. То есть, как это переехать?
Андрей. Сегодня после восьми вечера, милости прошу. С вещами. Маму я предупрежу. (За окном дождь стихает.) Ну, мне пора. Пока, до вечера. (Собирается уходить.)
Катя. Подожди!
Андрей. Что? Вот, я всё написал.
Катя. Но-о…
А!.. Спасибо за пирожное, кстати, мое любимое – шоколадный эклер. (Целует ее в щеку.) До вечера. (Убегает.)
Катя. Подожди! Тебя как зовут-то? Ненормальный…(Читает написанное на салфетке, улыбается.) А меня зовут Катя. И я, кажется, тоже…

Сцена 4.

Звуки грозы переходят в мелодию Хранителя. Он на пороге кафе со своим музыкальным инструментом.
Хранитель. Да, да, да… Я хорошо помню эту пару…  Она тогда пришла очень грустная, может, провалилась на экзамене, может ещё что. На предложение кофе сначала отказалась, а потом… сказала «гулять, так гулять» и к кофе заказала ещё и пирожное… А он… сначала мне показалось, что у него просто нет денег и он решил таким способом нахаляву перекусить. Потом… вроде это такой способ знакомиться – нахрапистый. Пришёл - увидел - победил… И всё же он очень волновался, хотя и пытался скрыть… А когда он ушёл, в воздухе запахло… как после грозы, только с лёгкой нотой мускуса и миндаля… я называю это ароматом судьбы. Так всегда пахнет, когда случаются судьбоносные встречи.  Когда двое ещё ничего не поняли, а всё самое главное уже случилось. Да-да… так и было… сколько же лет назад?..

Сцена 5.

То же кафе, десять лет спустя, снова в день развода. Андрей и Катя за столиком. Андрей говорит по телефону. Хранитель в образе официанта за стойкой бара.
Андрей. Мариночка! Только не влипай в историю, я тебя умоляю… Даже если он виноват, починить машину дешевле, чем все эти разборки… Я тебя не учу, я за тебя волнуюсь! Ну, хорошо… Хорошо… Ладно. Жду. Я в кафе. Да-да, рядом, на той же улице. Целую… И я тебя… Да, очень… И я тебя…
Катя. Подожди… Подожди-подожди… (Как будто вспоминает.) Слушай! Это же надо – такое совпадение… Это ведь то самое кафе.
Андрей (о своем, то ли с удивлением, то ли с восторгом). Она всегда попадает в аварии, в истории… Что за женщина… Фантастика!
Катя. То самое кафе. Оно, конечно, изменилось, но это оно. Помнишь, сколько же лет назад?
 Андрей (о своем). Да, веселенькая жизнь у меня впереди… (Кате) Ты что-то сказала?
Хранитель-Официант приносит два кофе. Уходя, подмигивает зрителям.
Катя. Не сердись, пожалуйста, можно я задам один вопрос.
Андрей. Ну?
Катя. Ты ее очень любишь?
Андрей. Катя…
Катя. Мне это очень важно, правда.
Пауза
Андрей. Ты знаешь, да! Причем, против всех законов логики!
Катя (грустно). Любят всегда против… (всхлипывает)
Андрей. Я так не могу, я ухожу! (встаёт)
Катя. Нет! Пожалуйста, останься. Извини, я больше не буду. Угости меня пирожным.
Андрей. Каким?
Катя. Много лет назад в этом самом кафе ты съел мой эклер, выпил мой кофе и… украл мое сердце. (Нервно смеется.)
Андрей. Официант! Два эклера.
Катя (себе). Когда же это случилось?.. Когда я тебя потеряла?..
Андрей. Тебе шоколадный или ванильный?
Катя. Что?
Андрей. Я спрашиваю, какой тебе эклер.
Официант. Если я правильно помню, ваша дама любит шоколадные…
Катя. Да, и я помню… Я ведь сама 

Сцена 6.

Затемнение. Приглушенные звуки футбольного матча по телевизору. Хранитель в образе работника службы сервиса, приносит и устанавливает экран.
Хранитель. У каждого события есть исходная точка, так сказать точка отсчёта. Мы всегда видим только следствия, и когда уже поздно кусать локти, кричим, почему да за что!  Но вот обнаружить эту точку… иногда то, что кажется причиной, на самом деле всего лишь очередное следствие, Цепочка причинно-следственной связи бывает очень-очень длинной. Чтобы изменить прошлое, достаточно удалить или поменять местами всего несколько звеньев. Да-да, это не сложно… но вот предугадать последствия… предсказать, по какому пути поведёт новая цепочка…
По трансляции похожий на раскат грома крик «Го-о-ол!!!».

Сцена 7.

Тут же добавляется возглас Андрея, он входит с банкой пива, усаживается у экрана, активно болеет. Он значительно моложе, чем в день развода. Катя в соответствующем возрасте с телефоном.
Катя (в телефон). Конечно, заезжай, Мариша! Удобно, удобно! Муж? Дома. И что? Я тебя с ним как раз познакомлю… О чем ты говоришь… Конечно, выручу, ты мне тоже помогала…Глупости… Можно встретится и где-нибудь еще, но так удобнее. Короче, через сколько ты будешь? Ждем. Ждем!
Андрей (не отрываясь от телевизора). С кем это ты меня познакомишь? Кого мы ждем?
Катя. Маринку. Мы с ней работали вместе.
Андрей. Красивая?
Катя. Даже очень. И такая веселая.
Андрей. Тогда знакомь. Веселая и красивая в хозяйстве пригодится. (В телевизор.) Ну, кто так играет?! Мазила!
Катя (собирается в магазин). Правда, с ней всегда что-то случается, то с работы уволят, то в аварию попадет, то деньги украдут…
Андрей. Тогда не знакомь. Человек-авария нам не нужен.
Катя. Но мужики по ней сохнут. Пачками. (Смеется.) Высыхают и отваливаются.
Андрей. Да? Ну, тогда знакомь. Любопытно, что это за сушилка-веялка такая… (К экрану.) Ну… Ну, еще чуть-чуть… Давай! Давай!!! Ну-у!…Эх…
Катя (хохочет). Сушилка-веялка… Я в кондитерскую. Куплю что-нибудь к чаю.
Андрей. Эклеров. Лучше шоколадных. (К экрану.) Пасуй, пасуй, чего ты ждешь?!
Катя. Хорошо. Куплю эклеры, если будут эклеры…
(Неожиданно Катя прекращает сборы, как будто что-то вспомнила. Хранитель играет свою мелодию.) Эклеры… Эклеры… Мы сегодня уже ели эклеры в кафе… То есть… Кафе…
Андрей. В кафе мы были на твой день рождения. А сегодня… (шутливо с ревностью) может ты с кем другим там была?! (К экрану.) Да штрафной надо! Куда судьи смотрят!..
Катя. Кафе… Суд… Развод…
Андрей (К экрану.) Ну-ну-ну…А теперь бей. Ну!
Катя (себе). Страшный сон, сон про будущее… Или… Стоп… Развод?... Развод из-за какой то Марины… Марина!
Андрей (К экрану.) Ну, чего ты ждешь, бей! Ай… Совсем играть разучились! Козлы!
Катя. Андрюша, а ты с Мариной никогда раньше не встречался?
Андрей. С твоей сушилкой-веялкой? Ты же меня с ней еще не познакомила.
Катя. Еще не познакомила… Ну да…
Андрей. Ну да бей же! Ну, давай! Ну… Ну… Го-о-о-л!!! Катька! Гол!!! (хватает Катю, кружит по комнате, потом снова бросается к экрану)
Катя. Ну да… Еще не познакомила…
Андрей. И как ты можешь не болеть за наших, Катюха. Слушай, принеси ещё пива, в холодильнике…
Хранитель бросает Кате банку пива.
Катя. А если я их не познакомлю…
Хранитель молча отходит к своему инструменту.
Марина. Марина. Марина.
Андрей. А ты чего ещё не в кондитерской? Дуй за эклерами. А то придет твоя Марина, а угощать нечем.
Катя. Так ты же меня за пивом послал. Я сейчас, уже иду…
Берёт телефон, выходит из комнаты.
Катя (в трубку тихо ). Марина? Мариночка, плохо слышно. Ты  где? У метро? (Переходит на шёпот.) Тут кое-что изменилось. Нет-нет, денег дам, как обещала. Но к нам не надо… Давай встретимся на автобусной остановке, я сейчас подойду… Потом объясню… Да, случилось… Ничего страшного, но… Потом все объясню… Да. До встречи. Пока.
Андрей (к экрану). Все-таки умеют играть, когда хотят. (Замечает Катю.) Ты еще здесь? Слушай, а твоя Марина футбол любит?
Катя. Не знаю, кажется, нет. 
Андрей. Мне побриться или так сойдёт?
Катя. Сиди спокойно, не придет Марина.
Андрей. У-у… А что так? Я настроился на интригующее знакомство.
Катя. А она… Она… Ей только что сделал предложение один банкир из Занзибара. И они срочно вылетают за благословением его родителей.
Андрей. Куда вылетают?
Катя. В Занзибар, конечно.
Андрей. Ку-да?
Катя. Но за пирожными я схожу. Не лишать же тебя сладкого из-за очередной Маринкиной свадьбы. (Катя целует мужа, уходит.)
Андрей. Занзибар… Ну бабы дают!

Сцена 8

Хранитель передвигает экран, делает из него часть интерьера кафе.
Хранитель. Ну да, вы уже догадались, эффект бабочки. Об этом многие знают, но считают это либо чистой теорией, либо фантастикой. Но что такое фантастика? Жюль Верн придумал свой «Наутилус», когда подводных лодок не было и в помине. Что такое фантазия вообще? А?.. Ах, простите, опять я морочу посетителей теорией, Никакой теории, всё-всё…

Сцена 9.

Снова в кафе в день развода. Андрей пьет кофе, курит. Катя как будто очнулась. Все как будто также,  как в сцене 3, и все же не так.
Андрей. Хочешь что-нибудь еще?
Катя. Нет, спасибо. То есть да. Хочу. Водки.
Андрей. Ого. Похоже, мы отмечаем развод по полной программе.
Катя. Мы отмечаем… развод? Значит, все-таки… А я то, дура…
С упрёком смотрит на Хранителя, который занимается своими делами.
Андрей. Что с тобой?
Катя. Так, сон приснился, про наше прошлое… Будто я отменила знакомство… Глупости…
Андрей. Ты плохо себя чувствуешь?
Катя. Так ты закажешь мне водки?
Андрей (официанту). Две водки. По 100 грам. (Кате.) Я позвоню?
Катя. Почему ты спрашиваешь? Конечно, звони.
Андрей (набирает номер на мобильном). Ну что у тебя там?.. Угу…Угу… Ладно, расслабься. Не торопись. Я жду со всеми удобствами. Да, в кафе возле суда. Буду ждать, сколько надо. И ты не волнуйся… Все, Танюша. Целую. Пока.
Катя. Танюша… (Проливает принесенный официантом заказ. Пауза.) Как Танюша?
Андрей (официанту). Повторите. Мы оплатим
Катя. Извини…
Андрей. Ерунда.
Катя. Это, конечно, не мое дело, но ты сейчас разговаривал с…
Андрей. Ну да, с Татьяной.
Катя. Татьяной?
Андрей. С Таней.
Катя. Не понимаю…
Андрей. Мы должны были встретиться… А что так смотришь?
Катя. Как?
Андрей. Как будто мои отношения с Таней для тебя новость…
Катя. А Марина?
Андрей. Какая Марина?
Катя. Ну, та, которая когда-то со мной вместе работала, а потом… Из-за которой…
Андрей. Катерина, это просто смешно. Час назад ты еще была моей женой, во всяком случае, официальной, но при этом не устраивала мне допросов.
Катя. Я, наверное, перенервничала… Прости… Но я была уверена, что твоя невеста… Марина. То есть мне,  должно быть, приснилось, что ее зовут Марина….
Андрей. Да почему Марина?
Катя. Не знаю… Действительно, почему…
Андрей. И почему сразу «невеста»?.. С Таней мы ещё ничего окончательно не решили.
Катя. А куда же делать Марина?
Андрей (пытается снять напряжение). А хочешь, потанцуем?
Катя. Потанцуем?
Андрей (смеется). Кроме Татьяны у меня действительно были другие женщины, но и среди них не было ни одной Марины. А если ты отказываешься танцевать, я приглашу вон ту блондинку в розовой кофточке. И если вдруг она окажется Мариной, то твой сон в руку.
Катя. Я вовсе не отказываюсь танцевать.
Андрей. То-то же.
Они выходят из-за столика, начинают медленно танцевать.
Катя. Спасибо тебе.
Андрей. За что?
Катя. За то, что ты меня сюда привел.
Андрей. Это ты меня сюда затащила.
Катя. Я?.. Ах да, забыла.
Андрей. Кстати, мы с тобой раньше здесь никогда не бывали?
Катя. Я же тебе сразу…  (провокационно) Впрочем, не знаю… Может быть.
Андрей. Странное чувство чего-то неуловимо знакомого.
Катя. С другими женщинами ты тоже здесь бывал?.
Андрей. Ещё нет, но, пожалуй, стоит, тут очень мило…
Катя (себе). И все таки … Почему? Почему я стала… неинтересна?

Сцена 10.

Затемнение. Танцевальная музыка переходит в звуки радиоприемника. Хранитель в образе Человека, собирающегося в отпуск. Он вешает на стену календарь и приносит большой дорожный чемодан.
Хранитель. В быту простой дорожный чемодан запросто может оказаться фильтром пространственно-временных искажений. Вы же замечали, как по-другому течёт время, когда вы уезжаете из дома. И это отнюдь не иллюзия, оно действительно течёт в разных местах по разному, и для разных людей по разному. Какой-то учёный идиот однажды заявил, что время – величина объективная, и все ему поверили. А теперь расхлёбывают. Человечество вообще имеет дурацкую привычку верить каждому заявлению, сделанному с умным видом.

Сцена 11.

Некоторое время назад. Андрей собирает чемодан. Видно, что делает он это давно и не очень успешно. Катя приходит с сумками. Всем своим видом она показывает, что, принесла приятную новость, которой не терпится поделиться. Андрей несколько раз проходит туда-сюда, наконец, замечает жену.
Андрей. А где мои плавки?
Катя. Что?
Андрей. Плавки. Купаться…
Катя. В шкафу.
Андрей. Я искал.
Катя. Вторая полка снизу, в левом углу.
Андрей. Сейчас посмотрю. (Уходит, возвращается с плавками.) Точно, в левом.
Катя. Я должна тебе сообщить, что я только что…
Андрей. А где крем для загара?
Катя. В ванной. (Андрей уходит, возвращается с кремом.) Ты что-то хотела мне сказать.
 Катя. Почему ты не спрашиваешь, чем закончились переговоры?
Андрей (не прерывая сборы). Чем закончились переговоры?
Катя (торжественно). Я – отказалась!
Андрей. Почему?.. А где мои темные очки?
Катя. В секретере. Ну, как почему?..
Андрей. Ага, в секретере… Здесь старые. А где новые, те, что ты мне подарила…
Катя (вдруг кричит). Ну, прекрати свои сборы хоть на пять минут. Я ведь сделала это ради тебя. Ради нас. Ради Женечки.
Андрей. Не кричи, пожалуйста, мне надо сосредоточиться, а то что-нибудь забуду.
Катя. Но я говорю про очень важные вещи!
Андрей. А вот они, очки, нашел. А где маска для подводного плавания?
Катя. Женечка часто болеет. Ему нельзя ходить в детский сад. И ты любишь, чтобы в доме всегда было что-нибудь вкусненькое…
Андрей. Ну, хорошо. Если ты так решила, я очень рад. Если ты будешь дома, – это будет здорово (чмокает жену в щёку). А где все-таки маска для подводного плавания?
Катя (автоматически). На антресолях.
Андрей. И как ты все это помнишь? (Уходит искать.)
Катя. Я думала, ты оценишь мою жертву.
Андрей (ищет маску). Маска, маска, не прячься. Катя сказала, что ты здесь, значит, ты должна быть здесь. Катя у нас все знает.
Катя. Я думала, что мы это как-то отметим. Купим бутылку вина, твоих любимых пирожных…
Андрей (продолжая поиски). Эклеров.
Катя. Угу. Шоколадных… Шоколадных эклеров… (Вдруг как будто что-то произошло, Катя оглядывается, не совсем понимая, где она. Ходит по комнате, трогая вещи. Смотрит на себя в зеркало.) Эклеры… Кафе… Суд… Развод… Это что, опять сон? Или…
Андрей (возвращается с маской). Нашел! Нашел. И именно там, где ты сказала. Ты у нас просто чудо! А вот фотоаппарат я попробую найти сам.
Катя. Андрюша, а какой сегодня год?
Андрей. Календарь на стене.
Катя долго смотрит на календарь. Осматривает сумки, с которыми пришла в начале сцены. Снова разглядывает себя в зеркало.
Голос Андрея. Катя! Где у нас фотоаппарат?
Катя. Допустим, что это не сон. Не просто сон… И я могу… Ведь он говорит… нет, ещё не говорит, но будет говорить, что я стала ему неинтересна, вся в бытовых проблемах, что ему скучно… А ведь все еще может быть иначе… Я сейчас поеду в офис и все переиграю. Скажу, что все поняла, что такими предложениями не бросаются, что готова…
Андрей. Ну где фотоаппарат, Кать?
Катя. Женечка привыкнет к детскому саду. Сначала будет болеть и плакать. Плакать и болеть. А потом…
Андрей. Ну, я без тебя не найду, Кать?
Катя. А потом Женечка привыкнет. Зато папа его не бросит. Наверное… (Стараясь не шуметь, выходит из квартиры.)
Андрей. Ну, Катя, где фотоаппарат, Кать?

Сцена 12.

Затемнение. Музыка современного кафе. В темноте голос Андрея: «Катя! Что с тобой, Кать? Тебе плохо, Катя? Да помогите же, кто-нибудь!» Световой луч высвечивает Хранителя-Официанта, спешащего на помощь. 
Хранитель. Довольно часто эти переходы организм переносит не очень хорошо, и тогда случается что-то типа обморока. Вообще, когда человек без сознания, под наркозом, или спит, не важно, он мотыляется по временам, но не замечает. Вещие сны?.. Да, разумеется из той же оперы…
Голос Андрея. «Да помогите же, наконец!»

Сцена 13.

Снова в день развода. Андрей и Официант поднимают упавшую Катю, помогают ей сесть. Катя приходит в себя. Это почти то же кафе, что в предыдущих сценах, и снова в нем произошли неуловимые изменения. Столь же неуловимые на первый взгляд изменения произошли и в Андрее, и в Кате.
Андрей. Тебе лучше? Ты меня напугала.
Катя. Извини. Наверное, лишнего выпила.
Андрей. Надо было сразу заказать побольше закуски. Официант…
Катя настороженно осматривается вокруг, пытаясь связать прошлое с настоящим. Звонит мобильный. Она не реагирует.
Андрей. Это твой.
Катя. Да? Мой? А, ну да… (Достает из сумочки телефон.) Але… У меня все чудесно.
Андрей заказывает официанту закуску.
Да подожди ты , прекрати панику, всё нормально… Мы в ресторане… Отмечаем. Что? (Андрею.) А что мы отмечаем?
Андрей. Ты и вправду лишнего выпила…
Катя. Я серьезно не помню…
Андрей. Наш с тобой развод.
Катя. Всё-таки развод… Ты уверен?
Андрей. Абсолютно.
Катя (в телефон). Развод. Что?… Нет, ты с ума сошла, Маринка, угомонись, ни к каким мальчикам я не поеду… Да, немного «под шафе». Пока.
Андрей. Это та самая Марина, с которой ты меня так и не познакомила?
Катя. Как ты много потерял! Фантастическая мадам!
Андрей. Ну, с фантастикой в моей жизни и так выше крыши.
Официант приносит закуски
Катя. С утра ничего не ела! (Набрасывается на еду.)
Андрей. Я закажу еще водки?
Катя. Ты хочешь напиться?
Андрей. Почему-то как-то не по себе…
Катя. Это как-то связано с сегодняшним событием?
Андрей. Думаю, да.
Катя. Тогда это пустяки. Скоро пройдет.
Андрей. Ты так говоришь, как будто разводишься каждый день.
Катя (вдруг смеется). Слушай, а мы с тобой уже ели эклеры?
Андрей. Мы с них начали. Но, если хочешь, можем заказать еще.
Катя. А давай сыграем в одну игру. Вот салфетка. Я рву ее пополам. Каждый на своей половине пишет, что надо было сделать в прошлом, чтобы сегодняшний день… прошёл совсем не так
Андрей. Что ты имеешь в виду?
Катя. А потом я с этими салфетками отправляюсь в прошлое и навожу там небольшую ревизию.
Андрей. Фантазёрка… Если бы всё было так просто…
Катя. А вдруг получится?
Андрей. Ты так говоришь, как будто сожалеешь, что мы развелись.
Катя. Я… А… А помнишь, что ты написал мне на такой салфетке десять лет назад?
Андрей. Конечно, помню.
Катя. Не может быть!..
Андрей. Сейчас, сейчас…
Катя. А вот и не помнишь!
Андрей. Я написал… свой домашний адрес, а дальше….
Катя. Не помнишь! Не помнишь!
Андрей. А дальше…. Сейчас: «Оболтуса, который тебе это пишет, зовут Андрей. И, кажется, он влюблен по уши…»
Катя (удивленно). Да, именно так, слово в слово.
Андрей. Еще бы мне не помнить, ты эту салфетку на каждом празднике зачитывала, как заклинание.
Катя. Когда ты это писал, много лет назад, ты ведь не думал, что я в тот же вечер действительно к тебе приду, после восьми вечера, с вещами.
Андрей. Конечно, не думал. (Пауза) Я это знал наверняка.
Катя. Самоуверенный идиот. Он – знал наверняка…
Андрей. Только не знал, что это кончится разводом.
Хранитель возле стойки бара играет свою мелодию.
Катя. М-да… Разводом… Как бы я хотела, чтобы сегодняшний день прошёл совсем по другому!

Сцена 14.

Затемнение. Вдалеке звучит иностранная речь. Хранитель проходит в образе  служителя отеля, стучит в дверь номера, что-то спрашивает. Голос Андрея: «Спасибо. Не надо»
Хранитель. Менять прошлое не так уж и сложно, но сделать это так, чтобы добиться нужного результат в настоящем… Это серьёзное дело, этому надо учиться. Если вы берёте в руки скрипку, вы же не думаете, что заиграете, как только смычок коснётся струн? А эта Катя…  удивительно, как она получает всё новые шансы, обычно один, редко два. Повторный шанс – это… должно быть она действительно очень сильно его любит. Когда романтически настроенные писатели патетически утверждают, что любовь сильнее времени, они не так уж сильно ошибаются…
Голос Андрея. Екатерины Вадимовны нет. Она на конференции.

Сцена 15.

Номер в отеле. Катя у зеркала, наводит марафет. Андрей в кресле, отвечает на телефонные звонки. Оба совсем немного моложе, чем в день развода. На каждый звонок Катя делает знаки, что она не может ответить.
Катя. Еще два дня – и я свободна. Мы будем купаться, загорать, ходить по барам.
Телефонный звонок.
Андрей. Ало… Екатерина Вадимовна уже ушла… Должно быть, вечером. Поздно… Пожалуйста. (Кладет трубку.)
Катя. Со мной все ясно, я на работе. А ты что все сидишь  в номере? Ты можешь предаваться всем наслаждениям уже сейчас.
Андрей. А кто будет отвечать на твои звонки?
Катя. А никто. Программа симпозиума согласованна, так что все эти звонки – или формальности, или журналисты…
Андрей. А если из Москвы?
Катя. О, да… Да-да-да. Москва – это святое.
Телефонный звонок.
Андрей. Алло… Нет. Ее уже нет. Да, Вам не повезло. Попробуйте позвонить из Москвы, повезет больше. Я кто?.. Секретарь. Да, секретарь с юмором. Причем, юмор – бесплатно, рекламная акция… В российской делегации это в порядке вещей. Не знали? Теперь будете знать. Всего доброго.
Катя (давится от смеха). Какой же ты у меня классный!
Андрей. Какой? Эконом-класса или бинес?
Катя (закончила наводить красоту, одевается). Ты у меня самый суперский муж на всем белом свете.
Андрей. А на черном? (Звонит телефон.) Алло… Катя, Москва на проводе.
Катя (хватает трубку). Да. Слушаю очень внимательно… Лучше запишу. (Андрей находит и дает ей блокнот и ручку.) Да, уже записываю… Все. И условия, и цифры… Да, пишу. (Пока Катя говорит, Андрей медленно выходит из номера. Она сидит спиной к дверям и не видит.) Да. Да. Все поняла. Да. Это меняет ситуацию. И, мягко говоря, не в нашу пользу. В целом решаемо. Буду думать. До свидания. (Кладет трубку. Пауза.) Андрюша, видимо, мне придется поработать  не два, а три-четыре дня, но у нас еще останется время… (Замечает, что его нет.) Андрей? Андрей?!

Неожиданно будто что-то вспомнив, озирается. Кричит: Андре-ей!!! Входит Андрей с блюдом пирожных, похожих на эклеры.
Катя. Господи! Я почему-то так испугалась!
Андрей. В этих дурацких буфетах нет нормальных эклеров. Только вот эти глупости с белковым наполнителем.
Катя. Эклеры…
Андрей. Ну, разве это эклеры?
Катя. Эклеры. Кафе. Суд. Развод. Вспомнила…
Андрей. Кофе будешь?
Катя. Кофе… да, наверное… Андрюшка, скажи, а ты всем доволен?
Андрей. Да разве можно быть довольным этими псевдоеэклерами!
Катя. Я не об этом, я о нашей жизни вообще.
Андрей. Я не понимаю, у нас всё хорошо, всё, как ты хотела.
Катя. Как я? А – как ты?
Телефонный звонок.
Андрей. Ало… Нет, её нет. Говорит её секретарь. Что передать, я запишу.
Катя.  Слушай, а давай… Давай прямо сейчас рванем в Москву!
Андрей. Тебя вызывают?
Катя. Наоборот, задерживают здесь. Но мы сами.
Андрей. Зачем?
Катя. Вернемся в Москву, возьмем Женьку из лагеря и завалимся к Смирновым на дачу, на шашлыки…
Андрей. Ты сошла с ума.
Катя. Я не шучу.
Андрей. А твоя работа?
Катя. А-а… Гори она синим пламенем.
Андрей. Ты что, серьезно?
Катя. Прямо сейчас иди за билетами, а я сбегаю… Нет, даже не так! (Она вдохновляется авантюрой все больше.) Я никого не буду предупреждать! Совсем! Я сейчас сама пойду за билетами. А ты пойдешь купаться… На прощание с этим непутевым раем, где нет нормальных эклеров.
Андрей. Тебя уволят.
Катя. Но здесь нет шоколадных эклеров.
Андрей. Будет большой скандал.
Катя. Но здесь нет твоих любимых шоколадных эклеров!
Андрей. Будет о-о-очень бо-о-ольшой скандал.
Катя. Но эклеров-то нет…
Андрей. Будет прямо-таки международный скандал.
Катя. А мы хотим эклеров!!!

Сцена 16.

Затемнение. Музыка в современном кафе. Хранитель-Официант принимает заказы среди зрительного зала, говорит с «посетителям» кафе, обращаясь к разным зрителям.
Хранитель. Самое главное, это точно определить, что ты хочешь. Правило номер два: нужно точно сформулировать заказ.  Если ты скажешь хочу выпить, тебе принесут спиртное, а ты имел в виду апельсиновый сок. Но ты перепутал по-пить и вы-пить… Всего один маленький слог «по» и «вы», а в результате получаешь совсем не то, что тебе надо.  Сначала она захотела, чтобы он не любил Марину, пожалуйста, Марина исчезла с горизонта! Потом она решила, что нужно быть для него интересной. И всё получилось, однако, на самом деле она хотела не этого… Но когда ей дали третий шанс она и вовсе запуталась в своих желаниях – «чтобы этот день прошёл по другому» - более запутанной формулировки даже представить себе сложно. По другому…

Сцена 17.

Хранитель Официант доходит до столика Андрея и Кати.
Официант. К сожалению, шоколадных эклеров нет.
Андрей. То есть как это нет… Мы сегодня их уже ели. Здесь, у вас.
Официант. Не знаю… сегодня их не было… Ну, возможно, они закончились.
Андрей.  Испеките еще. Закажите, чтобы привезли… Сделайте что-нибудь!
Официант. Хорошо. Если вы не торопитесь…
Андрей. Мы не торопимся.
Официант уходит.
Катя. Что-нибудь пить…
Андрей (наливает ей сок). Безобразие! У них кончились эклеры…
Катя. Я очень устала…
Андрей. Что с тобой?
Катя. Я очень, очень устала…
Андрей. Тебя отвезти домой?
Катя. Ты на машине?
Андрей. Ты забыла, я свою продал. Я отвезу тебя на твоей. Просто сяду за руль, если тебе нехорошо.
Катя. На моей? Ах, ну да, конечно. На моей. А Татьяна?  Вы договорились…
Андрей. Какая Татьяна?
Катя. Ну, та женщина…. Может быть, на этот раз ее зовут Ирина или Лариса…
Андрей. Я не понимаю, о ком ты. Тебе, похоже, и вправду плохо, ты очень бледна.
Катя. Только не смейся, у меня что-то с памятью… Скажи, мы с тобой сегодня… (Пауза, Андрей не понимает.) Мы сегодня здесь потому что…
Андрей. Потому что.
Катя. Значит, все-таки «да»?
Андрей. Что «да»?
Катя. Мы отмечаем…
Андрей. Да. Отмечаем!
Катя. Что мы отмечаем?!
Андрей. Но ты сама предложила…
Катя. Ты повезешь меня домой на моей машине, это будет наш общий дом?
Андрей. Это не смешно.
Катя (почти в истерике). Так «да» или «нет»? «Да» или «нет»? Мы сегодня утром развелись?
Андрей. Сегодня утром… Нет.
Катя. Нет?!
Андрей. Нет, то есть, мы, конечно, развелись. Но…
Катя. Все-таки развелись, значит, все напрасно.
Андрей. Но не сегодня утром, а ровно год назад. Уже год.
Катя. Что?!. Год назад… А-а-а..
Андрей. Тихо! Тихо… На нас смотрят.
Катя. А что было в течение этого года?
Андрей. Пожалуйста, Катюша, успокойся. Сейчас я отвезу тебя домой…
Катя (стараясь говорить спокойно). Что было ровно год назад сразу после развода?
Андрей. Ты должна была встретиться со своим Игорем. Но он застрял в пробке. И я пытался пригласить тебя в кафе, но ты отказалась. Мы ждали у входа, потом приехал Игорь.
Катя. Игорь?..
Андрей. Это ведь не просто кафе. Это то самое кафе, где мы с тобой впервые встретились. И я хотел..
Катя. Значит, я отказалась?..
Андрей. А я захожу сюда довольно часто.
Катя. Хорошо. А дальше, что было дальше? Ну, тогда, год назад.
Андрей. Вы с Игорем уехали.
Катя. Игорь, опять Игорь…
Андрей. Твоя подруга Марина намекнула, что, в последнее время вы не особо ладите.
Катя. Ладно, с Игорем потом разберусь, а дальше?
Андрей. Что дальше? Я не знаю. Вчера ты мне позвонила и предложила отметить годовщину развода… Как у тебя дрожат руки…
Катя. Подожди, подожди… А кто был инициатором развода? Тогда, год назад.
Андрей. Как кто? Ты, конечно.
Пауза.
Катя. Знаешь… Мне сейчас нужно побыть одной. Не сердись…
Андрей. Ты хочешь, чтобы я ушел?
Катя. Да.
Андрей. Но ты в таком состоянии…
Катя. Мне уже лучше.
Андрей. Но…
Катя. Я прошу тебя.
Андрей. Можно, я тебе позвоню? Узнаю, как ты себя чувствуешь…
Катя. Конечно, звони. Звони, когда захочешь.
Андрей. Спасибо. (Чего-то ждет.) Ты не дала мне номер телефона…
Катя. Да?  У тебя его нет? Извини… у меня нет с собой визитки… (Пишет номер на салфетке.)
Андрей. А салфетка точно такая, как та… Я всегда смеялся над твоей сентиментальностью, ты так хранила тот клочок бумаги…
Катя. Но это было единственное твоё письменное признание
Андрей. Вчера, когда ты позвонила и предложила встретиться… Вот… ту салфетку я не нашёл, но написал новую. Это… забавно, при нынешних технологиях, переписываться на столовых салфетках. (Достает из портмоне сложенный клочок бумаги.) В обмен на номер телефона… Да, и еще вот деньги за ужин. (Кладет на стол деньги и клочок  из портмоне, забирает салфетку с номером, уходит.)

Сцена 18.

Некоторое время Катя сидит одна в оцепенении. Рассматривает окружающий мир и себя, как будто все это видит впервые.
У Кати звонит телефон.
Катя. Ало… Игорь?.. Какой Игорь?.. Ах, да… Я перезвоню позже.
Берет оставленную Андреем записку, разворачивает, читает,
Катя. «… и кажется, он влюблен по уши.» …не придумал ничего нового… Надо же, а почерк прежний… (Улыбается.) А меня зовут Катя. И я, кажется тоже… по уши… как тогда…
Подходит Хранитель-Официант. Ставит на стол блюдо с эклерами. Катя с недоумением смотрит на него.
Хранитель-Официант. Вы заказывали эклеры.
Катя. Я?..
Хранитель-Официант. У меня Ваш заказ записан…
Катя. Ах, да-да. Все в порядке… Спасибо. Знаете, однажды, много лет назад, я зашла в это кафе,
Хранитель-Официант. В тот день шёл дождь, потому что вы забыли зонт.
Катя. Да, точно. А у вас в тот день других пирожных не было, мне пришлось взять шоколадный эклер… И с тех пор… Просто я люблю мужчину, который любит эти самые эклеры,  а я их терпеть не могу, ненавижу, не перевариваю!!! Кстати, Игорь тоже терпеть не может эклеры… Игорь, я вспомнила… надо же… И что теперь с ним делать?
Хранитель-Официант. Если не получается изменить прошлое, то может, попробовать изменить настоящее?
Хранитель отходит к стойке, берёт свой инструмент. Начинает играть.
Катя (будто вспоминая давно забытый урок). Главное, точно знать, чего хочешь и правильно сформулировать…
Хранитель. На самом деле менять настоящее ничуть не проще, чем прошлое. А люди, почему то считают, что это как раз обычное дело. Но с настоящим повторных шансов не дают…
Катя. Сколько у вас еще есть эклеров?
Хранитель-Официант. Что? А… пирожных? А сколько надо?
Катя. Все, что у вас есть, пошлите вот по этому адресу  (Пишет адрес на салфетке.) Прямо сейчас. Пожалуйста. Я заплачу.
Хранитель откладывает скрипку, уносит эклеры и салфетку с адресом. Впрочем, подождите!
Хранитель. Вы передумали?
Катя. Нет, но… чуть позже. А сейчас… Давайте потанцуем!
Хранитель. Потанцуем?
Катя. Ну да. Просто потанцуем!  (Начинает танцевать. Вовлекает Хранителя в танец. Звонит телефон. Она не берёт трубку.)
Я перезвоню.
Хранитель и Катя танцуют. Снова звонит телефон.  Она даже не смотрит.
Я перезвоню!
Входит Андрей.
Андрей. Я звонил, хотел узнать, как ты себя чувствуешь, но ты не брала трубку, я подумал, вдруг нужна моя помощь…

Звонит телефон.


Рецензии
а что именно не понимают здесь мужчины?

Наталия Кина   14.04.2015 12:16     Заявить о нарушении
Вот и я удивляюсь, мне всё кажется прозрачно. А я от многих слышала, что не понятно, а почему вдруг отношения героев меняются

Алёна Чубарова   22.04.2015 22:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.