Русская рулетка Глава xxxii

Погоня
Иные так расхваливают свою страну, словно мечтают её продать. Остап Бендер вернулся в Ленинград из воюющей Карелии крайне довольным. Командировка к месту ведения боевых действий прошла успешно, о чём свидетельствовала отметка в командировочном удостоверении. Всё вокруг казалось ему красивым, особенно женщины.
- Красивой женщиной можно любоваться бесконечно, но желательно на безопасном расстоянии! - он проводил глазами очередную красотку.
Бендер как раз перебегал через чересчур загруженный транспортом Московский проспект. Посмотрел влево, машины хищно приближались, и он ускорил бег. Прямо по курсу висел злободневный призыв:
- «Курить – здоровью вредить!»
Великий комбинатор разогнался не на шутку, уже видит периферийным зрением разделительную полосу дороги. Повернул голову, чтобы посмотреть, не едут ли машины по другой полосе, и задержал взгляд на другом шедевре:
- «Трезвость – норма жизни!»
Вдруг последовал сильнейший удар справа. Искры из глаз разлетаются будто китайский фейерверк. Остап упал на асфальт как раз перед экстренно остановленной машиной. Видит лицо водителя, но никакого испуга на нём не видно.
- Ездить научись, - захотел крикнуть ему Бендер.
Однако пора вставать или хоть что-то делать. Шевелит рукой, вроде цела. Нога тоже шевелится без болевых ощущений. Становится на четвереньки и начинает собирать разбросанные по дороге вещи.
- Папка, перчатка... шапка.. . ещё перчатка! - считал он имущество. - Стоп! Я же был без шапки!
Поворачивает голову и видит мужика который так же раком собирает на дороге зажигалку и папиросы.
- Этот нехороший товарищ бежал через дорогу мне навстречу и соответственно смотрел в другую сторону! - запоздало понял Остап. - На всей скорости, не тормозя, и даже не видя друг друга, мы громко встретились на разделительной полосе!
Он встал и торопливо перешёл суматошную улицу, поминутно оглядываясь и думая:
- Если бы я был суеверным человеком, то конечно встревожился…
Бендер спешил на главпочтамт. Там его ждала последняя телеграмма от Григорьева:
- Выхожу из игры тчк Клиент выехал в Пушкин тчк.
- Жаль, что Игнат не выдержал, - расстроился великий комбинатор. - Но делать нечего – придётся брать атамана в одиночку. Тем более что он сам приехал в пригород Ленинграда. Значит, наступило время решающего разговора, здесь мы на равных…
Он знал куда приехал Серых. Тот несколько раз посещал этот секретный объект НКВД. Остап решил ехать туда на такси, побоялся новых дорожных происшествий. Водитель при выгрузке у института попросил проверить - не забыл ли чего пассажир. Бендер ответил самоуверенно:
- Да не бывает у меня такого!
Таксист засмеялся:
- Всякое бывает, у меня даже мраморную доску забывали с надписью: «Вечная память!»
Этот «почтовый ящик» на самом деле был научно-производственным
объединением, проектировавшим и производившим важную для страны продукцию оборонного значения. Поэтому даже с редакционным удостоверением его не пустили дальше проходной.
- Часто бывает так, что есть над чем задуматься, а нечем... - буркнул Остап, но скандал начинать не стал.
Его проводили к начальнику охраны, и так как тот был занят, он изучал внутреннюю жизнь строгого учреждения. Бендер находился напротив спецотдела. Там работали суровые секретчики, которые из научной библиотеки выдавали работникам «ящика» секретные материалы.
- И строго следят, - понял он следя за ними - чтобы все материалы к вечеру возвращались на место.
Здесь служили отставные сотрудники НКВД. Преданность Родине и осознание огромной ответственности за сохранность её секретов были у них на запредельной высоте, что отражалось на каменных лицах:
- На таких людях, собственно, наша Родина и держится…
Процедура выдачи секретных материалов была нудной до ужаса. Чтобы получить результаты собственных разработок, бедным конструкторам и инженерам приходилось отстаивать длинную очередь, потом долго записывать в специальной тетради фамилию и проверять целостность полученных материалов.
- Молодёжь у нас трудолюбивая, готовая к подвигу! - размышлял нудящийся Бендер. - Всё правильно!.. Душу, как и книгу, никому не отдавай – порвут.
Процедура сдачи материалов обратно была ещё ужасней. Секретчик при выполнении садистской процедуры должен был убедиться в том, что каждая страница принимаемого материала на месте. 
- Но и секретчика понять можно… - оправдывал его действия великий комбинатор. - Он не хочет отправляться в Сибирь на вечную каторгу как изменник Родины из-за того, что какой-то олух рассеянный взял и вырвал из отчёта одну страницу. А вдруг окажется на самом деле и не олухом вовсе, а натуральным шпионом!.. И передаст материалы потенциальному противнику.
Конструктора и инженеры, которые не только получали зарплату в советском КБ, но ещё и пытались что-то конструировать и разрабатывать, плохо относились к старикашкам по ту сторону зарешёченного окна.   
- Вместо того чтобы конструировать и изобретать что-то полезное и интересное, - читалось на их лицах, - приходится стоять, терять драгоценное время, а потом отбрехиваться от непонятного деда в фуражке, который орёт что его рабочее время закончилось и он не примет обратно секретный отчёт.
Книжки выдавались под пропуск, без которого выйти с территории секретного «ящика» невозможно. Не взять секретную книжку дед не имел права, но настроение портил. Один конструктор, выслушав очередную недовольную тираду деда-секретчика, заявил:
- Да что вы всё тут прячете!.. Всё, что в отчёте написано, я сам и придумал. У меня это всё равно в голове осталось. Если захочу, без ваших бумажек выдам какому-нибудь врагу.
С тяжёлым вздохом дедушка выдавил с абсолютной безысходностью:
- То-то и плохо, что у вас в голове что-то есть.
Чем там закончилось дело, великий комбинатор не узнал, его позвали к начальнику охраны. У того была круглая лысая голова и полувоенный френч.
- Что надо? - грубо спросил он.
- К вам из Москвы приехал в командировку товарищ Серых, - ответил Остап. - Я хотел бы увидится с ним.
- Не положено!.. Товарищ Серых уехал утром.
- Куда?
- Не положено разглашать!.. На аэродром.
- Куда он улетел?
- Не положено знать!.. В Амдерму.
Бендер понял, что больше из главного охранника не выжать и поехал на аэродром Пулково. Охранная система там была не такая строгая, и он сравнительно легко оказался перед дверью, на которой висела табличка:
- «Директор».
Ниже какой-то шутник повесил знак электриков с черепом и скрещенными костями на котором красными буквами было написано:
- «Не влезай, убьёт!»
Остап легкомысленно толкнул сердитую дверь и оказался в пыльном кабинете. В красном углу комнаты, там, где раньше обычно стояли образа пыльных святых, висел яркий плакат:
- «Каждая комсомолка должна овладеть боевой техникой обороны СССР!»
Под ним сидел мужчина со скошенным затылком и короткой стрижкой.
- Мне нужно знать куда вылетел товарищ Серых, - перехватил инициативу великий комбинатор, предъявляя волшебное удостоверение.
Директор оказался совсем не злым и весело ответил:
- Вот как раз приземлился самолёт товарища Верведы. Он вчера летал в Ямало-Ненецкий округ и взял Серых на борт.
Воздушный начальник вызвал техника, который провёл Бендера к приземлившемуся самолёту. Пока он расспрашивал лётчика, техник занялся обслуживанием самолёт. В их полку на самолётах были установлены пушки, для охлаждения которых в качестве антифриза заливался спирт, немного разбавленный водой. После полёта спирт сливался и употреблялся по прямому назначению.
- Не пропадать же добру! - сразу решили техники.
Начальство сей факт, естественно, не радовал, и оно издало приказ после
полёта спирт сливать в песок. Для того, чтобы варварское распоряжение было претворено в жизнь, был назначен проверяющий из числа непьющих командиров.
- Слить всё на землю! - приказал он, подойдя к самолёту вместе с ними. - До последней капли.
Откручивается горловина, заветная жидкость сливается в ведро, а потом в песок. Проверяющий спокойно уходит.
- Можно! - милостиво разрешил Верведа.
Раскапывается песок, оттуда извлекается ведро, сверху замотанное
тряпками, и спирт идёт по прямому назначению.
- Грамотно придумано! - одобрил Остап, во время вечерней дегустации.  - Это страна, где пьют на литр больше, чем вмещает кишечник и на два литра больше, чем можно вообразить.
Он так сдружился с лётчиками, что они пообещали взять его в следующий полёт. Спалось после ядрёного авиационного спирта спокойно и сладко. На рассвете они вылетели на верном транспортном ДБ-3. Летать приходилось по всей стране, но самые вкусные командировки были в Заполярье.
- Платят больше… - пояснил разговорчивый Верведа. - Халява, однако.
Поэтому с ними в кабине оказался обязательный проверяющий в очках. В кабине самолёта было откидное место под радиостанцией. Встать с сидения и не удариться головой, можно лишь пригнувшись и шагнув вперёд. Во время полёта проверяющий, сидя на этом месте, заснул.
- Нужно проучить! - тайно договорился экипаж.
Второй пилот, недолго думая, вырезал из бумаги два кружочка и залепил тому стёкла в очках. После чего врубил сирену - пожар в двигателе.
- Мёртвого поднимет… - одобрительно засмеялся Бендер.
Проверяющий открывает глаза, а перед ним белая пелена. Начинает
орать и вскакивает, бьётся головой о радиостанцию и почти без сознания
садится на место.
- Когда ты достиг превосходства в воздухе - не забудь уведомить об этом противника! - оценил великий комбинатор.
Начальник рудника по добыче плавикового шпата, куда великий комбинатор отправился после приземления, встретил его неласково. Не очень большой, круглый лоб без волос указывал на человека смелого, но, возможно, склонного ко лжи. Накануне ему пришла телеграмма из Главка:
- К вам направлена группа студентов тчк Безденежных – в пятую партию тчк.
На рудник периодически присылали для прохождения полевой практики студенты геологического факультета Новосибирского Университета.
- Был ваш Серых, - буркнул он на вопрос корреспондента, - да весь вышел!.. Собирался лететь на Чукотку.
- Наш атаман решил валить из страны с брильянтом, - догадался Остап, - перейдёт по льду Берингов пролив и ищи ветра в поле!.. Нужно срочно лететь туда, может, успею перехватить. 
Он вернулся на аэродром, чтобы с помощью Верведы договориться о попутном самолёте, а начальник рудника продолжил чесать «репу», размышляя над странным текстом телеграммы. На следующий день, действительно, приехало человек десять. Не желая выглядеть дураком перед Главком, начальник поступил просто и мудро - принимая молодое пополнение, по-отечески спрашивал:
- Деньги есть?
- Какие у студента деньги? - хором отвечали они.
В результате он всех десятерых записал в пятую партию, переукомплектовав её почти вдвое, а остальные четыре партии уехали в тундру недоукомплектованные практикантами.
- Теперь точно с должности не снимут! - радовался находчивый начальник.
Осталась неотправленной только шестая партия, которая дожидалась ещё двух студентов. Две девушки, и в самом деле, приехали на следующий день. Одна Иванова, а другая по фамилии Безденежных.

продолжение http://www.proza.ru/2015/04/12/57


Рецензии
Да находчивость для начальника это самая необходимая часть ума.

Игорь Степанов-Зорин 2   15.08.2017 20:36     Заявить о нарушении
Спасибо!

Владимир Шатов   15.08.2017 22:10   Заявить о нарушении