Самая читающая страна

             
Интересно  устроен  человек. Иногда он чувствует себя наиболее комфортно в самых неожиданных обстоятельствах. Например, я не люблю читать дома, где для этого есть все необходимые  условия – удобное кресло, тишина, хорошее освещение, приличная библиотека. И, наоборот, с удовольствием читаю в вагоне метро, когда трясет, свет недостаточно яркий, над головой висит чья-то сумка,  по коленям бьёт чей-то кейс, а вокруг идут чьи-то посторонние разговоры. Хотя это можно вполне объяснить многолетней привычкой, которая выработалась за годы жизни  в большом городе, когда на работу приходилось ездить с одного конца Москвы на другой, например, со станции Щелковской  до Полежаевской,   или от  метро Ул. Подбельского  на севере Москвы до станции метро Каширская и т.д. 

Большим счастьем считается найти интересную работу по специальности и с хорошей оплатой  вблизи от дома. Но это редко кому удаётся. Поэтому большинство москвичей живут в одном районе города, а ездят на работу в противоположный. Если бы не такой современный вид транспорта, как метро, Москва распалась бы на несколько крупных, несвязанных между собой городских центров. Но возможности для эффективного поиска работы при этом сильно бы сократились.  Поэтому большинство москвичей значительную часть своего времени проводят в дороге, которая занимает час-полтора   в одном направлениии столько же в обратном, и это время было бы безумно жаль терять по-пустому.  Его приходится заполнять чаще всего чтением утренних газет или какой-нибудь интересной книги или журнала. Именно по этой причине у иностранцев, посещающих Москву, сложилось впечатление о нас, как о самом читающем народе в мире. Интересно, что сейчас, когда я нахожусь на заслуженном отдыхе, я не смогла избавиться от этой пагубной привычки, и хотя езжу в метро гораздо реже, чем раньше, попадая в вагон метро, я, по-прежнему, охотно читаю, а сейчас ещё  люблю  сочинять стихи в метро, хотя записывать их приходится на самых неподходящих  клочках бумаги,  которую удаётся найти в женской сумке. Очень редко в ней оказывается небольшой специальный блокнотик, который я догадалась взять с собой.

Оглядываясь назад, я могу мысленно согласиться с тем, что в советское  время наш народ, действительно, был самым читающим в мире. Я вспомнила сейчас ажиотаж, который возникал каждые полгода, когда начиналась подписка на газеты и журналы. Несмотря на довольно скромные зарплаты и пенсии, каждая уважающая себя семья старалась, как говорится,  «не ударить в грязь лицом» и выписать нужное каждому члену семьи печатное издание.  Я попробую перечислить всё, что выписывалось в средней по достатку семье: для главы семьи одна из центральных газет «Известия» или «Правда» , для подрастающего поколения   «Пионерская правда» или «Комсомольская  правда»,  журналы «Весёлые картинки» или «Мурзилка» для маленьких детей, журнал «Работница» или «Крестьянка» для женщин, а газета «Советский спорт» для мужчин. Кроме того, москвичи любили выписывать или покупать газету «Вечерняя Москва» и «Московский комсомолец». 

Для агитаторов и политработников  разрешалось выписать газету «Аргументы и факты» и «За рубежом».  В числе любимых в стране, особенно в среде интеллигенции, были «Литературная газета» - главный редактор Александр Чаковский, а также толстые журналы «Новый мир» - Сергей Залыгин, «Иностранная литература» - Алексей Словесный,  «Юность» -  Андрей Дементьев, «Огонёк» - Виталий Коротич, «Знамя»- Григорий Бакланов, «Дружба народов» - Сергей Баруздин,  «Смена»- Альберт Лиханов, подписка на которые проводилась с большими ограничениями  и часто разыгрывалась в учреждениях. В этих журналах печатались замечательные писатели – Борис Васильев, Чингиз Айтматов,   Анатолий Алексин, Владимир Войнович, Анатолий Рыбаков, поэты Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина  и др.

Как врач-онколог  по специальности,  я выписывала ещё «Медицинскую газету» и профильный журнал «Вопросы онкологии». Как видно из приведённого, далеко ещё не полного перечня, советские люди были образованными и культурными людьми. При этом, справедливости ради следует подчеркнуть, что всё это не только выписывалось, но  читалось и довольно подробно обсуждалось. Люди обменивались толстыми литературными журналами, так как не все имели возможность подписаться  на них, и нередко беседы начинались с  привычного вопроса: « А вы читали в журнале «Новый мир» («Юность» или «Иностранная литература») Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» и «Тяжёлый песок», Александра Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича» и «Раковый корпус», Валентина Распутина «Живи и помни»,  Ирины Грековой «Кафедра», Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки», Бориса Васильева «А зори здесь тихие», Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», Виля Липатова «Деревенский детектив» и т.д. Журнал «Иностранная литература» знакомил нас с зарубежными известными писателями. Многое из перечисленного выше читалось в вагонах метро и подмосковных электричек в целях экономии времени и скрашивания  долгой дороги на работу и обратно.  Кроме того, каждая семья ещё пыталась собрать у себя дома более или менее достойную библиотеку художественной литературы, для чего собирались и сдавались тонны и тонны бумажной макулатуры по всей стране, что помогало сберегать природные лесные ресурсы.

Когда началась перестройка, переход к рыночной экономике и связанные с этим кризис, девальвация рубля, развал экономики, то  прежде всего люди перестали выписывать газеты и журналы,  как это было раньше в советский период,  и нагляднее всего кризис был виден по состоянию почтовых ящиков, которые располагаются обычно  в коридорах  на втором этаже  в многоквартирных домах. Почтовые ящики  висели  пустые, развороченные, со сломанными замками, на полу под ними валялись обрывки рекламы.  Когда я шла на работу или возвращалась домой, то от вида этой горестной картины в груди сжималось  сердце. Я бы хотела сфотографировать эту печальную картину для того, чтобы зафиксировать её для истории, но, к сожалению, так и не сделала этого.

Выписывать что-либо домой в это время было бы напрасно, так немногочисленные выписанные газеты воровались из почтовых ящиков.  Когда трудное время начала девяностых годов миновало, жизнь в стране стала понемногу налаживаться, правда в метро уже было мало читающих людей, молодёжь слушала музыку, или штудировала самоучители и словари  иностранных языков, в основном, английского  языка. Если раньше в советское время знание иностранных языков пригождалось в жизни очень немногим, то теперь, когда мир раскрылся перед нами, молодёжь стала понимать, что владение  иностранными языками  поможет в карьере, и отношение к изучению иностранных языков изменилось в лучшую сторону.

Изменилась периодическая печать, появились  новые газетные издания, жёлтая пресса и гламурные толстые журналы, в которых много красивых цветных фотографий и мало интересного и полезного текста. Исчезли Советский Союз,  пионерская и комсомольская организация,  но от старого мира остались известные бренды МК - «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Советский спорт». Вместо классических литературных  произведений стали выпускаться  (и раскупаться)  книги новых популярных авторов, в основном, любовного и детективного жанра. Таковы мало понятные гримасы рыночной экономики и её влияние на нравственное и культурное состояние нашей нации. В вагонах метро опять стали появляться читающие москвичи.Ежегодно  в Москве на ВВЦ проводятся книжные выставки-ярмарки, на которых  многочисленные издательства России  представляют свою книжную продукцию. Отрадно видеть, что эти выставки активно посещаются как специалистами, так и любителями чтения, это внушает надежду на то, что любовь к книге в нашем просвещённом народе никогда не исчезнет.
Фото автора: вечер поэзии в Писательской лавке на Кузнецком мосту


Рецензии