C 22:00 до 01:00 на сайте ведутся технические работы, все тексты доступны для чтения, новые публикации временно не осуществляются

Интеллектуальное шарлатанство

Интеллектуальное шарлатанство.

 © Нетта  Юткевич.

История авангарда это тема,  которую, просто, невозможно изложить в небольшой статье.  Дело не только в художниках и движениях,  возникавших, как грибы после дождя, но и в социально-историческом климате поглотившим   Европу вначале 20-ого столетия..

Эта статья  является лаконичными  комментариями к завещанию Пабло Пикассо, к его признаниям и откровениям в конце жизни.

Здесь упоминаются имена самых выдающихся художников авангарда их идеи и идеалы, а также стили, основоположниками, которых они являются.

Если вы действительно хотели бы глубже понять современное искусство, было бы целесообразно ознакомиться с  хотя бы минимальной информацией о Матиссе, Браке, Малевиче, Кандинском, Джаспере Джонсе,  Джоне Поллоке и других, корифеях создавших облик изобразительного искусства  с вами времени.

Вам необходимо иметь понятие о  Дадаизме, который отрицал  все, что только возможно – гармонию, идеалы, здравый смысл. Один из скандальных представителей  дадаизма    является Марсель Дюшамп.

Невозможно обойтись без знакомства с концепциями поп-арта и гениальных высказываний его основоположника - Энди Вархола об искусстве.  Согласно Вархолу   «искусство – это умение делать деньги» - дословная  цитата из его книги: «Философия искусства».

Без манифеста Казимира Малевича, где изложены основы супрематизма, вы никогда не поймёте  художественную ценность его шедевра «Чёрный квадрат».

Ознакомившись с этими материалами,  в музей можете не ходить.  Писсуар Дюшампа ничем не отличается  от всех  остальных писсуаров. Если вы не знаете, как он выглядит, загляните в любой мужской туалет, и вы сможете полюбоваться элегантностью и глубоким  смыслом этого предмета.
«Чёрный квадрат» он  и есть квадрат.  Геометрическая фигура, где все стороны и углы равны. Очень легко скопировать его, или создать шедевр самостоятельно… 





               
Что значит интеллектуальное шарлатанство?



Выражение «интеллектуальное шарлатанство»  принадлежит перу великого и неподражаемого Пабло Пикассо самого.   Он употребляет его в свои записках, часть наследия, оставленное Пикассо потомкам. (Кстати, обычного, банального завещания, как делить его миллиардное состояние между детьми и внуками, он не оставил.) Мало кто знает, что Пикассо записывал свои мысли, иногда на полях  эскизов. В возрасте 35-и лет он пробовал себя в поэзии и даже на время оставил живопись.  Он сочинял драматические произведения,  в основном – порнографические. 
В течение всей жизни он писал  статьи на тему искусства, издал книгу, если я не ошибаюсь – «Искусство живописи».
 Я не читала ни одного из его произведений, но знакома с мнениями  критиков  и биографов по поводу этих работ. Поэзия  Пикассо  была настолько бездарна, что писательница-модернистка - Гертруда Стайн попросила свою подругу  не льстить художнику по привычке. Сама она высказала  художнику то, что  действительно думала о его поэзии. После чего с попытками сочинять стихи было закончено.

 «С того момента, что искусство перестало быть творчеством избранных умов, художник свободен  использовать свой талант, как ему заблагорассудится, и  вволю заниматься трюкачеством в стиле  интеллектуального шарлатанства».
И кто мог знать это лучше него?  Он является одним из основоположников этого явления, которое  во многом определяет суть живописи 20-ого века.
Интеллектуальное шарлатанство  уходит своими корнями в кубизм. Кубизм породил интеллектуальное шарлатанство.
Направления и стили, которые существовали в живописи до кубизма, не пытались преподнести  зрителю высокопарную идею, зашифрованную в рисунке на холсте.
Эдуард  Моне не утверждал, что его пруды, поросшие кувшинками, иллюстрируют законы гравитации Ньютона. Поль Гоген не прикрывал гаитянками с фруктами  постулаты  Сенеки. И цветущие  ирисы  Гогена не претендуют  на знание смысла жизни.
Импрессионисты и постимпрессионисты, включая Матиса предлагали публике кувшинки, ирисы; танцовщиц;  женщин, принимающих солнечные ванны;  пары, прогуливающиеся в парке  за то, чем они действительно были: кувшинками, балеринами, парами и т.д.  Не было претензий в объектах, написанных на холсте на нечто, на холсте отсутствующего.
Кубизм был первым. Кубизм заявил, что действительность, разбитая на геометрические фигуры, подчёркивающие углы объектов изображает по новому структура мира, не линейной и трёхмерной, а четырёхмерной. Кстати, четвёртым измерением увлекались философы и математики  ещё до того, что Эйнштейн опубликовал теорию относительности. 
Жорж Гордиев, Пётр Успенский и другие подходили к этому вопросу с философской точки зрения.
Тем не менее, ни Брак, ни Пикассо не представляли себе какие великие идеи оказались скрытыми в новой манере живописи, ими придуманными.

Пикассо был известен своей страстью к розыгрышам. Однажды Пикассо и его друг Аполлинер  организовали шуточный банкет в часть Генри Руссо. Его короновали как короля Монмартра и провозгласили
 «лучшим среди живущих художников».

Генри Руссо прекрасно понимал, что принимает участие в фарсе и, что над ним, просто,  насмехаются. Он чувствовал себя униженным, но у него не хватало  смелости возражать настоящим королям Монмартра – Пикассо, Бретону, Аполлинеру, Браку и другим. Он краснел и молча, повиновался прихотям своих более удачливых собратьев.
Но мир не знал, что это просто насмешка. Мир принял банкет за действительность. С тех пор Генри Руссо прославился, как великий художник, основатель Французского на;ва.

Существуют сведения, что сначала Брак, а потом присоединившийся к нему Пикассо придумали очередной розыгрыш. Они начали рисовать в странной манере, заостряя всевозможные округлости и изгибы в предмете. Они, просто, хотели позабавить своих друзей и не отнеслись серьёзно к своим экспериментам.

Но их американские друзья и богатые покровители рассмотрели в этом нечто другое  - «a stroke of genius». Новая манера письма  получила название «кубизм». Этот термин изобрёл Матисс.
-Вам удалось создать  четвёртое измерение! – воскликнул восхищенный Лео Стейн, один из коллекционеров работ Пикассо. (Я уже упоминала выше что понятие «четвёртое измерение, не столько был связан с теориями Эйнштейна, сколько с модными и непонятными концепциями в философии.)  Вторым коллекционером была сестра Лео Гертруда Стайн. Без патронажа этих богатых, скучающих американцев, тративших своё состояние и время в Париже,  неизвестно или Пикассо получил бы столь широкое признание.
Утрата была бы неимоверной.

Тем не менее, кубизм не порвал с традиционной живописью. Ничего не изменилось в тематике. Художники, писавшие  в стиле кубизма, изображали характерные для натюрмортов предметы, как это делалось в последние 300 лет. Кубизм не предлагал ничего нового в  технике   письма. Те же мазки кисточкой, которыми пользовались и раньше. Цветовая палитра осталась довольно традиционной.
Кубизм полностью подчинялся законам композиции, разработанными в прошлых веках. Картины, написанные в стиле кубизма были приятными визуально и привлекали внимание публики.

Вместе с тем, с кубизмом началась новая эра в живописи. Кубизм с лёгкостью трансформирует  привычные формы, ломая и изгибая округлые линии предметов. Обработка формы предмета, его контуров называется стилизацией. Этим художественным приёмом специально или невзначай пользовались со времён наскальных рисунков. В наше время ярким примером стилизации является утолщения человеческого тела Ботеро или удлинённые лица Модильяни. Классический пример стилизации, уходящий далеко в прошлое, это лица святых в византийской иконографии.
Кубизм  «узаконил» этот приём. Большое влияние оказали африканские маски на манеру стилизации Пикассо. Это особенно ярко выражено в знаменитой картине Пикассо «Авиньонские девицы» - Les Demoiselles d’Avignon
Великий  новатор свободно   использует готовые, существующие предметы такие, как ткани, обои, печатный текст для создания коллажей в сочетании с обычным рисунком или живописью. Это породило особый приём, под названием «ready made”, (сделано из готовых предметов).
По сегодняшний день этот метод широко используется в изобразительном искусстве. Всемирно известный Дамиен Хирст выставляет разлагающиеся тушки зверей в стеклянных саркофагах на обозрение  шокированной публики.

Но самое большое достижение  кубизма в том, что кубизм выходит за рамки холста, цель которой показать.  Кубизм изображает идею, что является главным новшеством, своего рода  революцией в изобразительном искусстве

Кубизм оперирует  понятиями четвертого измерения, пространства-времени, не имея   особого понятия, что это значит.  Это звучит загадочно, мистично и недоступно простому обывателю, не то, что какой-то натюрморт или пейзаж.
 Не только Пикассо и Брак повелись на четвёртом измерении. Это идея легла в основу супрематизма Малевича и его гениальной работы «Чёрный квадрат».  (Ценность этого произведения – вопрос спорный.  С точки зрения традиционной живописи это просто «ништо». С точки зрения идей авангарда это одно из самых интересных работ).
Что же касается кубизма, то этот стиль   становится популярен, Пикассо известным и богатым.

С этого времени публика встречает с обожанием и преклонением всё, что Пикассо делает.

«Я лично кормил этих ребят (псевдо интеллектуалов, нуворишей, возомнивших себя знатоками искусства), всем чем они хотели и удовлетворял критиков любой сумасшедшей идеей, которая мелькала у меня в мозгу. Чем меньше они  понимали, что я им навешивал на уши, тем больше они преклонялись передо мной» - исповедуется Пикассо.

Верно, это отсутствие смысла, прикрывающегося умными фразами становится тенденцией, главным критерием большинства движений в авангарде: в дадаизме и фавизме, футуризме и абстракционизме, в сюрреализме и экспрессионизме.

Акцент переместился на идею, независимо от того насколько бессмысленной она была. Чем бессмысленней, шокирующей, неадекватной, парадоксальной тем ценнее являлась художественная концепция.   Новый подход подверг трансформации суть визуального искусства.
«Сегодня, как вы знаете, я всемирно известен и сказочно богат. Но наедине с самим собой когда, мне не хватает  уверенности  считать себя  художником в общепринятом понятии этого слова, художником равноценным старым мастерам таким, какими  были Джиотто, Тициан, Рембрандт, Гойя.
Я же шут, урод, развлекающий публику.
Мне удалось уловить веяние  времени и под него подстроиться.  Я эксплуатировал  глупость  моих современников и манипулировал  мнением публики как мне этого хотелось.» -  пишет Пикассо о себе.
Но это не правда. Клоуном он не был. Он был величайшим художником и  блестящим  мистификатором, именно в силу своей гениальности.  Достаточно  было бы его работ розового и голубого периода,  чтобы причислить его к великим  мастерам, к  Веласкесу и Гойе, которых он так почитал. Да, и его последующие эксперименты, новаторские идеи были не менее ценны.

Его влияние на искусство 20-века является чем-то беспрецедентным. Он учредил критерии восприятия изобразительного искусства. Он был истинным пионером в своей области, мастером, приложивший руку к каждому движению в живописи и скульптуре 20-ого века. Он их вдохновил.

«На кануне своего 50-тилетия маленький испанец из Малаги превратился в прототип современного художника, как   личность  общественного значения. Ни у одного художника до Пикассо не было  массовой  аудитории  при жизни.  Аудитория Пикассо состоявшая из людей, которые только  слышали о нём,  видели репродукции его работ,  насчитывается тысячами, если не миллионами.
Его произведения всегда были и будут  предметом бесконечных анализов, обсуждений, восхищения и возмущения, преклонения  и почитания.» пишет  о нём известный искусствовед
Роберт Хюгс.

Лично у меня есть собственный критик  - мой 8-ми летний внук, который расхаживает с книгой репродукций Пикассо по квартире, как Буратино с азбукой. 
Ему не нравится ранний Пикассо,  но очень нравятся работы более позднего периода. Ребёнок объясняет это так, что сначала Пикассо писал как все, и всё как в жизни, а вот потом он начал творить. Он начал создавать лица и тела человеческие по другому.   Это интересно, – говорит мой внук, - я тоже так буду рисовать.
Вот ещё один, вдохновлённый Пикассо. Мальчик  даже не догадывается, что он  - Пикассо  определил критерии в оценке  живописи и скульптуры на будущие года.
Пикассо   узаконил вседозволенность, провокацию общественных норм и некое сумасшествие и автора и его работы.
Он вдохновил  Дюшампа выставить писсуар, как фонтан, и итальянского художника Пьеро Манцони нагадить в консервную банку.
Манцони предложил публики собственные испражнения, закатанные в консервную банку. У его отца был консервный завод. Его идея была необычайно проста, если публика хочет искусство – дерьмо, то почему не предложить сразу, просто, дерьмо. Он наполнил банку 30-тью граммами дерьма и предложил свое произведение по цене аналогичной 30 граммам золота.
 (Кстати, несколько лет назад, банки просветили и никаких испражнений  там не оказалось. Просто, какой-то белый порошок. Вспыхнули дебаты. Считать ли испражнения художника в банке шедевром, или  нет, поскольку натурального продукта там  не оказалось. Порешили, что важна идея, а не конкретное содержимое. Банки с «не дерьмом»  остались в музеях.)

Анальные игры, которые были классифицированы, как “transgressive art”, процветают и по сегодняшний день. В конце 90-ых художница по имени Крис Офили выставила в Бруклинском музее, в Нью Йорке, работу, сделанную  из испражнений слона, которая называлась «Святая Дева Мария».
Многие жители большого города, включая самого мера  Джулиани, возмутились и требовали, чтобы работу выбросили из вернисажа. Она оскорбляла религиозные чувства верующих и неверующих.  Но победила свобода слова.
Трансгрессивное искусство это пока эпилог, давайте вернёмся к прологу.

  Говорить  об интеллектуальном шарлатанстве не упоминая имени Гийома Аполлинера это несправедливо по отношению к  истории искусства вообще, и к живописи, в частности. В те годы, в период становления авангарда ничего не происходило без вмешательства Аполлинера, его напутствия и оценки.

Кем был Гийом Аполлинер? “Сын польской эмигранты  и итальянского офицера сохранял в секрете свой происхождение» - написано в энциклопедии  Британика. 
На самом деле, личность его отца неизвестна. Много пикантных подробностей биографии Аполлинера, в том числе  отца-аристократа, изобрёл сам Пикассо.
Вне зависимости от происхождения, Аполлинер был человеком образованным. Он занимался поэзией, литературой, драматургией. Тем не менее, великим поэтом он не был, Он писал заурядные пьесы и вульгарные эротические романы.
Но он обладал исключительным даром,  особой манерой мышления - увидеть  то, что никто до него не видел, истолковать произведение искусства в абсолютно новом свете.

Он дал путёвку в жизнь дадаизму и придумал термин сюрреализм для нового движения,  а также разработал его эстетическое кредо.

Аполлинер мог убедить публику в том , что любые бредовые идеи его друзей художников гениальны, достойны восхищении я и преклонения перед уникальным даром данного художника. 
Он просвещает, он пропагандирует. Он служит интерпретатором,  и разъясняет идеи своих друзей-художников.
Это ему принадлежит тезис элитарности авангарда.
Тех, кто с ним не соглашался, он провозглашал консерваторами, реакционерами,  или же просто не умными субъектами, которым не подвластен смысл  современного искусства.

Назвать его критиком или искусствоведом  это значит унизить Аполлинера.  Он нечто большее. Он пророк от искусства.

Если можно кого-то обвинить (или поблагодарить), в интеллектуальном шарлатанстве, то это, прежде всего Аполлинера.  К сожалению, он умер  от  испанского гриппа в 1918 году. И кто знает, что мир потерял в связи с его преждевременной кончиной?

Интеллектуальное шарлатанство  это явление, когда нечто выдаётся за то, чем оно не является.

Интеллектуальное шарлатанство  это свободная интерпретация объектов, цветовых пятен и форм на холсте или любой другой поверхности.

Интеллектуальное шарлатанство    это философия, в которой постулаты и их толкования  когнетивно не связаны.

Интеллектуальное шарлатанство   это сочетание слов латинских по происхождению, редко употребляемых в повседневном лексиконе.  Эти латинские термины выстроены во фразы, лишённые смысла. Подобные выражения создают у зрителя, читателя, чувство неполноценности, набивая цену заметкам этих критиков.

В наше время нет необходимости составлять подобные фразы. Я уже упоминала в одной из  своих статей про “Instant Phrase Generator”,
 (мгновенный генератор фраз.)  Он может делать это вместо вас. Если вы зайдёте на страницу Генератора. Вам нужно написать пятизначное число, например: 36479. Вы получите фразу вроде:
 Это следует добавить  к  суб-аква  качествам  фигуративного наратива линейно-пространственного матрикса, который кажется  тревожным в свете достоверности этой работы.

Номерr 54308  приводит готовую к употреблению фразу, которая является цитатой из журнала «Art Speak»:
Несмотря на то что я не художник, мне кажется, что  восстанавливающее  качество пространственных отношений граничит с кодификацией структуры критического мышления.»
Если вам встречаются слова не существующие ни в одном языке известных на земном шаре, это только лучше.
Кстати, почти все «перлы», которые выдаёт генератор взяты со слов  разных искусствоведов, напечатанных в престижной  мировой прессе.

Наверное, моя статья создаёт впечатление отрицания Модернизма. Не скрою,что кроме иронической улыбки, многие произведения  не вызывают во мне других эмоций. И не только сами работы, а  те великие концепции которые они пытаются изображать. Например: великий американский художник Джаспер Джонс заявляет, что мир состоит из треугольников, квадратов и кругов, и что он старается  передать в своей живописи. Не скрою, что подобная мысль является как говорят по-английски “insult to my intelligence” – оскорбление моему интеллекту.
Но  существуют и другие художники,  работы которых выворачивают душу наизнанку.
 Такие, как тот же Пикассо и его «Девочка на шаре», которую я увидела впервые в лет 15 в Пушкинском музее в Москве.   Кажется я сама застыла, только не на шаре, а в пространстве, загипнотизированная  на всю жизнь. Возможно, это решило мою участь и мой выбор живописи в качестве   профессии. Хотя живопись не стала основной статьёй  моих доходов,  так что считать это профессией не могу. Живопись по сути своей не профессия. Это некое ментальное состояние, для которого у меня нет термина. Может быть это, просто, потребность, как дышать, есть, пить и т.д. Может повлияли  «Тайная вечеря»  Дали или  «Собака» Джакометти.  Художников, чьи работы меня завораживают, пленят, а именно так я реагирую на живопись, много. Короткий список следует  конце:




Интеллектуальное шарлатанство как   социальный институт.

Почему произведения  интеллектуального  шарлатанства  занимают почётные места в лучших   музеях мира?
Почему их изучают в университетах, где они поставляют тематику для бесчисленных докторатов?
Почему солидные  журналы посвящают  этим произведениям статьи именитых искусствоведов
Почему торговые дома зарабатывают капиталы на продаже этих работ? И кто платит миллионы?
У меня ответа нет. Наверняка потребуется группа   учёных, социологов,  психологов, чтобы как-то вникнуть в этот феномен.

Я только могу  рассказать сказку. Нет, не  собственную притчу, а известное произведение  Ганса Кристиана Андерсена – «Голый король».

В одном королевстве жил король. Больше все на свете он любил наряды, и выряжаться перед своими подданными.
Однажды в королевство забрели два афериста. Они представились портными и распустили слух, что они самые лучшие портные на свете. Король велел позвать их к нему на аудиенцию.
Портные подтвердили, что могут создать для короля не просто шикарный наряд. Он будет настолько изыскан и утончён, что только умные люди смогут понять и оценить его красоту. Глупцам его прелесть будет неподвластна.
Король прельстился. Он велел выделить портным зал под мастерскую и обеспечить всем необходимым для работы. А также питание и проживание в королевском замке. Самые редкостные  и дорогие ткани
Были предоставлены в пользование новоявленным портным.
Так прошел месяц. Портные даже не пригласили короля на примерку.
Король послал своего главного советника посмотреть, как продвигается работа.
Тот ничего не увидел, портные развлекались в мастерской и больше ничего не делали. Но он не хотел прослыть глупцом, он помнил, что только умные люди могут увидеть наряд.
Королю он доложил, что работа спорится и костюм получается необыкновенной красоты.
Так прошёл ещё месяц. Король послал премьер министра. Но и тот доложил то же самое, что и первый советник.
Время шло. Все кого посылал король проверить работу портных возвращались с тем же ответом – наряд неподражаем. 
Прошёл год. Портные поняли, что дальше тянуть нельзя и объявили, что костюм закончен.
 Народ собрался на главной площади. Сошлись все жители королевства.
Король предстал перед ними на балконе дворца.
Явились «портные» с пустыми руками. Сначала они раздели короля догола. Потом стали разыгрывать пантомиму как они наряжают и обувают короля.
И король предстал перед своим народом, в чём мать родила. Люди застыли в изумление. И только маленький мальчик, который ничего не знал об условиях необыкновенного наряда, видимого только самым умным людям в королевстве, закричал:
-Король ведь гол!
Так что, дамы и господа, король гол!

 



Но если после всего прочитанного вы всё же отправитесь по музеям, то обязательно посмотрите работы этих художников 20-ого века:


Генри Матис.
Пабло Пикассо.
Густав Клим.
Сальвадор Дали.
Рене Магрит.
Макс Эрнст.
Тамара де Лемпицка
Джорджия  О'Киф.
Амадео Модильяни.
Джорджио де Чероки.
Эгон Чиле.
Марк Шагал. 
Эдвард Мунк.
Альберто Джакометти.
Генри Мур.
Диего Ривера.
Фрида Кало.
Николай Рерих
Павел Филонов.
Кузьма Петров Водкин.
Фернандо Ботеро.
Давид Гокни.
Эдвард Гуппер.
Грант Вуд.
Давид Сале.
Одд Нердрум.

Это короткий  список художников  модернистов,  которым не попадают под определение «интеллектуальное шарлатанство». Наоборот… Пусть простят меня художники имена которых я не упомянула.

Я уверенна, что в каждой стране, в каждом уголке мира сего вы найдёте  мастера, который сочетает в своих работах виртуозность техники с интеллектуальным мистицизмом;  творца  труды, которого обогащают нашу цивилизацию духовными ценностями, как ни тривиально это звучит.
Добавьте его имя к этому списку. 


Рецензии