Рецензия на прозу Р. Тагаева

Литературная подборка начинающего прозаика Руслана
Тагаева выдаёт в нём человека наблюдательного, думающего
и анализирующего. Это похвально, но для литературного
творчества, к сожалению, недостаточно. Первое, над чем
желательно поработать Руслану,– это стиль. Чтобы текст был
удобочитаемым и, соответственно, хорошо понимаемым,
необходимо разгрузить предложения, выполоть лишние,
«мусорные» слова, а именно: местоимения «свой», «он», «я» и
их вариации. Пример переизбытка местоимений: «видя основные
его недостатки, не могут ему на них указать», «Я знал, что
хирург принимает в девятом кабинете, подумав об этом, я тут
же вспомнил и о магии цифр и чисел: не будучи нумерологом, я
каждый раз забывал, что значит цифра девять, иногда я
встречаю её в своей жизни, и она бывает для меня или роковой,
или приносящей удачу, вообще она мне нравилась и, наверное,
поэтому мне пригрезилась удача» и т.п.

Второе, на что следует обратить внимание Руслану Тагаеву,
это собственный лексический багаж. Писателю важно иметь
богатый словарный запас, уметь пользоваться синонимами, чтобы
избегать многократных и неоправданных повторов. Для
вычленения проблемных зон можно использовать «скелет»
предложений:

«…с определённым человеком, видя основные его
недостатки, не могут ему на них указать. … Такой человек – …
обладает недостатками, которые направлены только в одну
сторону … нет никакого направления этих недостатков
…эти недостатки проявлялись в нормальной степени,
принятой людьми как бы по умолчанию, а именно: «…у нас есть
свои недостатки, но для нормального функционирования в
обществе – … маскируем свои недостатки…
…человека на основании его недостатков и ставит ему оценку
«нормально», если эти недостатки проявляются в определённых
ситуациях таким образом, что проблемы, непосредственно
возникающие из-за этих недостатков, такой человек вполне
…могло такому человеку мешать жить, отсутствует.
…он не способен из-за своих недостатков решать проблемы,
вызванные этими недостатками и, как уже говорилось…»
Самоповторы – третий бич Руслана Тагаева. Чрезмерно
усложнённые фразы, с бесконечными местоимениями и
множеством одинаковых слов запутывают смысл окончательно,
когда появляются отсылки назад, вроде: «как уже говорилось».
Если о чём-то уже сказано пятью строками ранее, для чего
напоминать об этом снова и снова?

Из четырёх опубликованных работ Р.Тагаева рассказ «Боль-
ница» наиболее близок к художественной прозе; это рассказ-
наблюдение, почти бессюжетный, но ценность его в том, что в
рамках небольшого текста автор попытался показать читателю
разные характеры, создать индивидуальные образы и задать
вектор для вероятного конфликта героев.

Три других текста – это очерки, эссе, попытки философских
рассуждений. В таких работах главное – мысль; кружева слов
мешают пониманию смысла, поэтому фразы должны быть
короткие, ёмкие, точные.
Желаю Руслану найти свою нишу в мире литературы и
совершенствоваться в выбранном жанре.

Антонина Чернякова

© Copyright: Антонина Чернякова, 2015
Свидетельство о публикации №215041201044


Рецензии