Последние Герои Средиземья. Послесловие Автора

ПОСЛЕСЛОВИЕ АВТОРА

Вчера я случайно обнаружил, что прошло уже пятнадцать лет с того дня, когда я взялся писать этот проклятый роман. По крайней мере, первые мои заметки относятся именно к весне 2000 года. Мне показалось, что я должен объясниться и подвести кое-какие итоги.
Сейчас уже трудно припомнить, почему мне взбрела в голову идея написать продолжение «Властелина Колец», а не самостоятельное произведение (в чем многие мои друзья до сих пор меня упрекают). Возможно, причиной тому была некоторая недосказанность (на мой взгляд, естественно) произведения великого мастера. Возможно, меня возмутили попавшиеся на глаза письма самого Толкиена, в которых он отзывался о судьбе своего собственного Мира весьма пренебрежительно. Типа того, что с уходом эльфов и кончиной Государя мир Средиземья стал неинтересен, в нем исчезли чудеса и магия, а все правители, пришедшие на смену Арагорну Великому, были лишь жалкими подобиями величавым рыцарям Прошлого. Возможно… Но то, что я не пытался «примазаться» к чужой славе – это точно.
Впрочем, первоначально я не собирался писать что-то «грандиозное». Изначально предполагалась небольшая повесть, в которой трое друзей-хоббитов и собака (единственное, что осталось у меня нынче от того, давнего задума) лет через сто после Великой Победы над Врагом решили прогуляться по местам «боевой славы» своих знаменитых соплеменников. Естественно, их ждали различные приключения. А в самом конце они достигали Минас-Тирита, где их встречал сам Арагорн Великий с супругой… Некоторое время я «обсасывал» в уме эту идею, но так и не написал ни единой строчки, потому что понял – произведение сие будет лишь невразумительным подобием «Хоббита». Оно никому не будет интересным, а мне и подавно.
Тогда я решил изменить «течение событий», и направить моих «героев» из дальних стран к себе домой, в «изначальную родину». Посмотрим, дескать, что произошло с Хоббитанией за сотню лет. Идея эта показалась мне более привлекательной. Тем более что пробираться им пришлось бы по «неведомым землям»!
И тут у меня возникла Первая Проблема! Куда же мне засунуть-то хоббитов?
Я принялся за карту. Слава Богу, карта Средиземья, составленная Толкиеном, уж больно напоминала мне незавершенную карту Европы. Поэтому не составило особенных сложностей дорисовать к ней недостающие детали, с чем я увеличил размеры предполагаемого Мира в четыре раза. И выбрал место, откуда мои «герои» начнут свое путешествие. Точка казалась весьма соблазнительной (приблизительно полторы тысячи миль от изначальной Хоббитании или около трех месяцев ходьбы в ускоренном темпе).
Но тут возникла Вторая Проблема. Мне следовало объяснить, как хоббиты (существа ленивые и не склонные к переменам) могли оказаться столь далеко от своей родины.
Я начал писать Предысторию. Первоначально я не собирался включать ее в основной текст, но так уж вышло… Точка «старта» повествования отодвинулась на триста лет от начала Четвертой Эпохи, потом на пятьсот, тысячу и, наконец, остановилась на двух с половиной тысяч… В принципе, не так уж много, если следовать логике самого Толкиена.
Разобравшись с указанными проблемами, я лихо написал первые три главы и… отложил повесть в «долгий ящик». Должен сказать, что такое со мной случалось и ранее. «Последние Герои» - не единственное произведение, за которое я брался в свое время. Но у меня никогда не хватало терпения довести повествование до логического конца. А какой смысл? Ведь я и так знал, чем закончится эта кутерьма! А публиковать «неоконченные страдания» я не собирался.
Прошло года полтора, прежде чем я снова вернулся к повести. Не могу сейчас сказать, чем это было вызвано. Возможно, виной тому был Питер Джексон.
К тому времени я основательно пересмотрел свои взгляды на повествование. Во-первых, я отказался от идеи «легкого флирта» с Толкиеном. Во-вторых, я наметил другой вариант развития событий. В немалой степени тому поспособствовали «Арда на Куличиках» и Thaliorne. Не буду сейчас вдаваться в детали – врядли они кому-нибудь интересны. Замечу лишь одно: повесть уже не казалась мне такой простой, как поначалу. В моем уме она «переросла» в роман из двух полноценных книг. Впрочем, очень скоро я понял, что двух книг было бы маловато…
Продолжая писать в той же манере (с годичными перерывами), до окончания первой части Летописи Первой я добрался где-то в году 2004 - начало двухтысячных годов было у меня заполнено активной работой по месту службы, и я не мог уделять много времени повести. Мешали и другие дела…
Летопись Первую я закончил, с грехом пополам, где-то в году 2008 и ужаснулся! Всё, что я к тому времени понапридумывал в своей бездарной башке, никак не тянуло на трилогию! Книг пять, как минимум… Поэтому некоторое время я носился с идеей «сжать» повествование до разумных размеров. Но тогда мне пришлось бы выбросить из него целые главы! Я не мог с этим смириться, и потому решил так: катись всё к чёрту; я буду писать, как могу, и ничего «выбрасывать» не буду…
И еще к одному выводу я пришел в том же году: я не буду публиковать повесть, пока не напишу продолжение. Поэтому Летопись Первая, оконченная где-то в 2008 году, была мною опубликована полностью только в 2012.
К чему это я веду?
Сейчас, когда я приблизился к самой середине повествования, передо мной стал серьезный вопрос: что делать дальше? Вариантов ответа только два – продолжать писать или прекратить это глупое, никому не нужное занятие.
По этому поводу я хочу сделать два сообщения.
Сообщение первое: из двух вариантов я выбираю второй. Я мог бы аргументировать свое решение, но не вижу в этом ни малейшего смысла.
Сообщение второе: тем, немногих, почитателям моего труда я хочу рассказать, как выглядела бы повесть в окончательной редакции.
Вслед за Летописью третьей «Врата Востока» следовала бы Летопись четвертая «Проклятье Исильдура». В ней (в части первой) рассказывалось о нелегкой судьбе Фридерика, Араты и Телеха, оказавшихся в неизведанных краях далеко к востоку от Гондора.
Часть вторая повествования посвящалась Мерику, Томми и Чаче. Как они мужественно путешествовали по бескрайним пескам Юга и даже забрели в унылый Мордор. Как спасли Кольцо…
Всё это происходило бы на фоне не прекращающейся войны в Средиземье и попытках Темных Сил разыскать Кольцо.
Летопись пятая «Битва Стихий» повествует о самой свирепой войне на просторах Средиземья, по сравнению с которой меркнут старинные были. В ней сошлись все, кто смог воевать: рыцари из свободных Королевств, князья и наместники, простые люди, драконы, орлы и потомки эорлингов… А также мерзкие твари, взращенные Сауроном и Морготом. И не только ими! В последний момент к войне подключились даже валары и эльфы с дивных островов.
Летопись шестая «Последний исход» повествует о последних днях Великой Битвы, о том, как эльфы (наконец-то!) навсегда покинули этот Мир. А также о том, как Арата с помощью Мены вернул себе Престол Северного княжества. Впрочем, это не принесло радости ни ему, ни его супруге, ни хоббитам, ни прочим героям повествования… В общем, надо признаться, повесть заканчивается достаточно грустно… В стиле Толкиена, если вы понимаете, о чем я…
Что же касается Саари, Палландо и Алатара – это вопрос отдельный!
Конечно же, мой роман, как и всякое «приличное произведение в стиле фэнтези», должен иметь Приложения. И таковые есть! Ими являются карты местности, отрывки из исторических документов, а также переведенные на всеобщий язык фрагменты рукописи «Книги Асзарха» в редакции Палландо.
Вот и всё, пожалуй.

Искренне ваш, Георгий Ленючев


Рецензии