Зуёк

Зуёк.

                Я уже рассказывал о соседских Саньке и Кольке ( рассказы «Вороньи хитрости» и другие) любопытных  и неравнодушных к природе мальчишках, ставших со временем моими верными помощниками и разведчиками. Много времени, пропадая в лесу, на речке,
на пруду, они, встречая что-либо новое и неизвестное, обязательно приходили ко мне за «консультацией» - как любил говорить старший из них – Санька. Их острые глаза подмечали такие мелкие детали, что частенько удивляли меня уже, как я считал, искушённого во многих вопросах, связанных с природой и её обитателями.
                Вот и сегодня, прямо с речки, не заходя домой, заглянули ко мне. В руках у Кольки была литровая банка с водой, без крышки, но наполненная водорослями и ещё непонятно какими-то чёрными обломками веток.
                -- Дядя Вадим – как всегда первым начал Санька – Мы с братишкой ходили на речку, чтобы наловить пичулей для рыбалки. ( Так по-местному называются личинки ручейников). Колька поднял банку, и я понял, что в ней никакие не обломки, а домики личинок ручейников. – И на песчаной косе нашли четыре яичка. Колька сказал, что они брошенные и хотел взять, чтобы показать Вам. Но я не разрешил, потому что они лежали очень подозрительно, кончик к кончику. Правильно я сделал?
                -- Как же, правильно – передразнил его младший брат – «Пойдём соседа позовём», ага, сейчас заявимся, а там и вовсе пусто, какая-нибудь ворона склевала! И скажут, что мы болтуны-трепачи – и тут же получил подзатыльник от брата.
                -- Поступили вы правильно, ведь я же учил вас, что ничего просто так в лесу или на берегу валяться не будет. И прежде чем что-то брать, подумай, а может быть, это кому-нибудь принадлежит. У меня есть свободное время, можем пойти посмотреть или вы на рыбалку отправитесь?
                -- Нет! На рыбалку мы вечером! Пойдёмте, пожалуйста, нам очень интересно!
                -- Вот и прекрасно! Давайте банку, я её сейчас накрою крышкой с дырками и в холодок пристрою, надену сапоги и возьму бинокль, может пригодиться.
                Когда подходили к берегу речки, я предупредил ребят, что надо подойти осторожно, так, чтобы рассмотреть птицу, если она  находится около яиц. Но как мы ни старались, даже в бинокль не могли увидеть ту часть песчаной косы, на  которой были обнаружены яйца:  всё время мешали прибрежные кусты. А когда нашли подходящий просвет, я только успел заметить  тёмную спину птицы, величиной немногим более воробья, стремительно убегавшую по песку и быстро скрывшуюся за изгибом берега. Ноги у неё были довольно длинные и мелькали с немыслимой быстротой. Вышли на косу.
                -- Стойте! – вдруг крикнул младший – А то раздавите!
                Я не сразу заметил четыре яйца, лежащие на голом песке. Действительно, они лежали все вплотную, острыми концами внутрь кладки. Они были песочного цвета, с разбросанными по всей поверхности многочисленными бурыми и чёрными крапинками и точками. Я взял одно в руку, подошёл к берегу и опустил в воду. Яйцо не утонуло, оно плавало тупым концом вверх.
                -- Яйцо засижены – аккуратно вытирая его носовым платком, сказал я – Значит, кладка не покинута. Вот смотрите ребята – я поднял ещё одно яйцо – Вы говорили, что яйца лежат на голом песке, а ведь это гнездо!
                Не очень глубокая ямка в песке была выстлана мелкой галькой и обломками ракушек. Я замерил гнездо и яйца, положил их так, как они лежали ранее. – А теперь посмотрите на птичьи следы на влажном песке, ничего странного не замечаете? Ребята наклонились над следами, а Колька даже принялся водить палочкой по контуру.
                -- Вот это да! – Воскликнул Санька – у неё всего три пальца!
                -- Правильно! Это, скорее всего зуёк. Есть такой кулик. А теперь хорошо спрячемся в кусты и попробуем подождать хозяев гнезда.
                Что мы и сделали. Прошло четверть часа. Мальчишкам надоело сидеть без движения. Они начали ворочаться, крутить головами. Я предупредил ребят, что если не могут сидеть спокойно, лучше пусть идут домой, а я останусь. Парни притихли, глядя во все глаза на речку. Подождали ещё минут десять, и вот над самой водой показалась птица. Она подлетела к косе и села воду. Стоя по колено в воде покачивалась в такт волне. Пока она так стояла, удалось и мне и ребятам рассмотреть её. Как я уже заметил, величиной она была крупнее воробья, но мельче скворца. Спина и крылья серо-бурого цвета. Горло, грудь и брюшко чисто белые. Над клювом тоже небольшое белое пятно. На шее угольно-чёрный галстук. Через лоб за глаза идёт широкая чёрная полоса. Темя тёмно-серое, окаймлённое узкой белой полоской. Вокруг глаз жёлтая полоска. Ноги жёлтые.
                Птица медленно, раскачиваясь и кивая, подошла к гнезду, какое-то время смотрела на него, не шевелясь, потом перевернула яйца и уселась сверху, виляя хвостом.
                -- Ну вот следопыты (мальчишкам очень нравилось, когда я их так называю), вы познакомились с новой для вас птицей, хорошо разглядели в бинокль. Видели гнездо с кладкой. Эта птица называется малый зуёк. Есть ещё другие зуйки, но они у нас не живут. Хорошо бы понаблюдать за гнездом, да у меня времени не хватает, Может, возьмётесь?
                -- Конечно – солидно ответил Санька, а Колька сглотнул и только кивнул.
                Через шесть дней ребята прибежали запыхавшись, и постучали в окно. Я вышел
                -- Вот  -- сказал старший, показывая мне раскрытые ладони, на которых лежали располовиненные скорлупки яиц зуйка – Наверное, ворона расклевала, она постоянно там крутилась.
                Я взял скорлупки. Внутри чётко просматривались сухие обрывки кожистой оболочки – Нет парни, ворона бы их и клевать не стала, проглотила бы. Срок пришёл, птенцы вывелись.
                -- А где же они? Вчера вечером яйца на месте лежали, а сегодня с утра одни скорлупки и никаких птенцов.
                -- Ну-у-у следопыты – сказал я с укоризной – Вы же видели, как выводятся цыплята и утята. Скорлупа трескается и разваливается, из неё вылезают мокрые птенцы. Слегка обсохнув, они бегут за матерью и готовы питаться самостоятельно. Все кулики такие же: выводятся зрячие, пушистые и почти сразу вместе с матерью уходят подальше от гнезда. Поняли?
                -- Поняли!! – дружно заорали погодки, а Колька даже запрыгал на месте.
                А вы запомнили?


Рецензии
Как интересно вы рассказываете!
Наверное, здорово жить рядом с живой природой и наблюдать за птицами и зверьками.
А в городе только голуби и воробьи.
Зимой синицы, галки, сороки, вороны ещё.
А летом стрижи.
В парках есть и другие птички, например трясогузки, дрозды...
Туда же на лето и синички перебираются.
Успехов вам!
С Днём книги!!!!!!!
с уважением,

Наталия Антонова   23.04.2015 15:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья! Вы правильно понимаете!

Вадим Светашов   23.04.2015 16:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.