Московская принцесса

               
               "Москва людей не боится" (русск. пог.)

               Я ехала в первый трудовой отпуск по своей первой туристической путёвке на Кавказ.  Предстояло познакомиться с Военно-Грузинской дорогой. В Москве - пересадка. Целый день буду ждать свой поезд, который уходил глубокой ночью. И какой день - 7 ноября 1967 года! Мне только что исполнилось двадцать лет... Да, друзья, было и мне когда-то двадцать лет...
              День первого знакомства с Москвой оказался очень насыщенным. После парада в честь пятидесятилетия Октябрьской Революции, который я имела возможность наблюдать на площади Маяковского, я наткнулась на театральную кассу. Билеты были только в знаменитый Театр Кукол Образцова, на  спектакль «И-го-го». А мне было всё равно – куда идти, я же ещё ни-че-го не видела в своей жизни! Или очень мало. Купила. Однако до вечера было далеко, а я уже устала.  И чулок спустился - тогда же колготок ещё не было.
              Я огляделась. Женская парикмахерская.  Зашла. Поправила чулок. Присела. Посижу, - думаю, - отдохну. Осмотрелась. Вдруг… входит Мальвина. Настоящая Мальвина из сказки про Буратино, принцесса, – девушка с голубыми волосами! Я потеряла дар речи. Красивая, и… с голубыми волосами! Разве такие  бывают? Я лично не видела, не знала, и даже не предполагала, что могут быть! (Когда ещё дойдёт до нас эта мода!)
              Я  деревня - деревней, а, видно, и тогда  умела познакомиться с заинтересовавшим меня человеком. Мальвина оказалась Виолеттой. Звучало нисколько не хуже. Узнав, что я проездом в Москве, пригласила к себе в гости. Весёлая, приветливая, доверчивая, открытая всему миру и людям! Она была младше меня года на три. Я не отказалась. Тем более, что жила девушка  недалеко.
             Зашли в их скромную квартиру. Накрыт праздничный стол, за ним – родители Виолетты. Они радушно меня поприветствовали, пригласили садиться. Отец девушки оказался генералом! Очень простым и вежливым генералом, Николаем Тимофеевичем Милаевым. (Только сейчас пришло на ум – не из тех ли Милаевых, с которыми якшалась Света, дочь Сталина? Отчество и фамилия сходятся.) Мать Ольга Борисовна тоже была  приветлива и проста - такие они, оказывается, москвичи.
                В квартире обстановка меня сразу поразила своей непритязательностью, зато стол ломился от деликатесов, и вино тоже было очень дорогое. Видно, у москвичей не обстановка в приоритете! Я что-то поела, ответила на вопросы хозяев, рассказала, куда еду. Они немного рассказали о своей семье потомственных военных, давших стране много славных имён…
            - Ох, моя судьба - стать генеральшей и воспитать генерала! -  пошутила Виолетта. Затем она сказала, что её ждут в компании, и взяла меня с собой. Я не представляла – куда, тем не менее, пошла. Интересно, как живут люди в столице? Мы пришли к кому-то в гости. Там собирались молодые люди, и я  некоторое время присутствовала из любопытства. Что меня в очередной раз поразило, это то, что я… не понимала, о чём говорят вокруг.
                Хоть  и смущалась, но не так уж неразвита была. Я много читала, и была понемногу осведомлена обо всём. А тут я ВООБЩЕ не понимала слов. Люди говорили на русском языке, а я НИЧЕГО не понимала! Наверное, это был молодёжный слэнг.  Потом, они знали, о чём говорили, и с ходу понимали друг друга. Решив, что я здесь лишняя, поблагодарила Виолетту, записала  её домашний адрес, и мы простились. Вышла я с облегчением, и заторопилась в театр. Скоро было начало. Вечерний спектакль для взрослых. Было интересно,  показался даже сам Сергей Владимирович Образцов! Запомнилась выставка кукол в фойе – какие выразительные! Но тема театра – отдельная. Я – о своих новых знакомствах в Москве в тот день.
               В театре я  разговорилась с парнем двадцати семи лет, Александром Чернышовым. То ли я показалась ему интересной, как собеседница, то ли сама по себе, как девушка. Мне-то он показался старым, хоть и умным. После спектакля Саша  проводил меня на вокзал, взял башкирский адрес, где я отрабатывала после техникума.  Он будет писать мне несколько лет. Оказалось, Александр - специалист в военной промышленности, пытался меня заинтересовать своими успехами в карьере, а затем получением квартиры в столице, ну и, конечно, своим интеллектом.  Приглашал в гости, и замуж звал – в Москву! Я признавала его достоинства, но сердце моё молчало...
               Оно запело, когда, в 23 года, я завербовалась на рыбную путину на Камчатку, и увидела молодого (на четыре с половиной года младше меня) моряка Юрия Матвеева, кока на сухогрузе «Брянск»! Он был из пьющей семьи и сам был знаком с алкоголем с семи лет, не прочитал ни одной книжки, получал в месяц мизерные 73 рубля, имел в наличии одни брюки, и те были заштопаны на колене. Ах, как он пел на палубе, когда мы шли из Находки на Камчатку по Охотскому морю:
                - Море вернулось с говором чаек,
                Песней прибоя рассвет пробудив,
                Море возьми меня в дальние дали,
                Парусом алым вместе с собой!.. - А вместе с ним пело моё сердце! Вокруг вздымались огромные океанские волны, киты пускали свои фонтаны, а дельфины шустро выскакивали из воды целыми стаями! Я вышла за молодого моряка, и привезла на родину, в Казахстан.
                Вскоре родила первую девочку. Моего молодого мужа призвали в армию. Нам с дочкой было трудно, но мы ждали. После муж вернулся, не переставал всю жизнь поклоняться Бахусу, таскаться за всеми встречными юбками, получать маленькие деньги, не имел никаких принципов и больше не пел мне песен, зато сердце моё пело! Я любила своего мужа... Поэтому мы прожили почти сорок лет, пока я не отпустила его… к другой женщине, которая его и погубила...
                После моего замужества переписка с Александром Чернышовым, проживавшим по адресу Москва, ул. Щепкина 27-3, прервалась. Через много лет я попытаюсь его найти, чтобы узнать, как у него сложилась судьба. Но дом его снесли, а на его месте построили Дом-музей Васнецова, что ли... В справочных перестали давать адреса... Не знаю, как его найти, помогите. День рождения 14 ноября 1940 года.
                Виолетте я тоже посылала открытки и письма на адрес Тверская-Ямская, дом 32/31 кв. 21, но ответа не получала. Потом окажется, что таких улиц  в Москве четыре, и надо было писать 1-ая Тверская-Ямская.
                Я сентиментальна, и стараюсь не терять людей из вида. Однажды, будучи в Москве, всё же нашла нужный адрес Виолетты – дом тоже был снесён, теперь там стоит голландское посольство. В справочном киоске тогда мне дали новый её адрес: метро «Речной вокзал», ул. Фестивальная, 69-4, кв.431.
              Нашла, поднялась. Сердце хотело выскочить из груди! Я волновалась. Неужели увижу сейчас ту  весёлую, доверчивую, открытую людям девушку, с  таким горячим, отзывчивым сердцем!  Нет, конечно, она уже зрелая, красивая женщина с волосами другого цвета, но – ОНА! ТА! Прошло столько лет,  с тех пор я много раз бывала в Москве, но так больше НИ С КЕМ И НЕ ПОЗНАКОМИЛАСЬ! НИ С ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ! НЕСМОТРЯ НА ВСЕ ПОПЫТКИ! Оказалось, у москвичей холодные сердца! Кроме тех, двоих, подаренных мне судьбой 7 ноября 1967 года!
                Я звонила, стучала в дверь – мне не открывали ВООБЩЕ! День, потраченный на то, чтобы найти Виолетту, клонился к вечеру. Так бездарно потрачен день в Москве? Я не могла этого допустить! Я стучала! За дверью явственно шла какая-то жизнь.
                Поняв, что от меня просто не отделаться,  открыла какая-то седая нетрезвая старуха в замусоленном халате.  Вышла в коридор и тщательно прикрыла за собой дверь - оттуда доносились пьяные голоса.
                - Ну, чего вам?
                - Мне Виолетту Николаевну Попову (новая фамилия моей знакомой)!   
                - Ну, это я. Чего надо? 
                Я оторопела. Не верила:
                - Вы???
                - Я.
                - Помните, когда-то давно вы меня пригласили домой, познакомили с мамой, папой?
                - Они давно умерли, – женщина повернулась и хотела уйти.
                - А как ваша жизнь сложилась? Счастливо? Где ваш генерал? Я приехала издалека, искала вас по старому адресу, с трудом нашла здесь. Поговорите со мной, пять минут всего! - умоляла я её.
                Пять минут было много. Она уложилась в пол-минуты:
                - Ну, я вышла замуж. Генерала мне не досталось, муж был водителем троллейбуса. Родилась дочь, выросла. Поехала со своим молодым человеком на машине отдыхать на Чёрное море, и в дороге разбилась, оба разбились. Муж ушёл, теперь у меня никого нет…
                И принцесса, обманутая жизнью, захлопнула  перед моим носом дверь, не заинтересовавшись ни моей жизнью, ни моей реакцией, ни моими соболезнованиями… Ещё одна цветущая генетическая ветвь усохла…
      
               

               
..


Рецензии