Эти милые мультики

Советское по форме и вполне христианское  по содержанию наше мультипликационное кино живет своей полноценной жизнью, не взирая на моды, комплексы неполноценности и прочие социально-политические кульбиты.


Сквозь цензурные рогатки, сквозь бухты идеологической колючей проволоки, сквозь пропагандистские завалы и просто самодурские придирки отечественное мультискусство, сквозь асфальт глупости чудесный цветок нашего мульткино пробивался, креп и расцветал буйно, волшебно, раскрепощенно.


Примеры? Сколько угодно!






В отличие от «Ну, погоди!» и еще боле классических советских мультиков, «Жил-был пес» пришел к зрителю через телевизор, который в СССР к тому времени уже стал цветным.

Прекрасная, мудрая и бесконечно смешная украинская сказка по мановению руки режиссера Назарова стала шедевром постклассического периода. Зрелищность обеспечили художники, работающие в стиле примитивистов Пиросмани и Анри Руссо. Гениальным музфоном подобраны украинские народные песни, которые гарантировали genius loci к совсем «москальским» диалогам Пса Буркова и Волка Джигарханяна.
Любовная смена времен года добавляет мощный гоголевский компонент к простой в общем притче о том, что деревенские собаки имели (и до сих пор имеют) интересные  отношения с «волками позорными» из окрестных мест.

Создатели фильма даже эротический момент добавили, когда сидящая за столом баба, ощутив локоть Волка на своих коленях ласково смотрит на совершенно не причастного к этим пасам  соседа-кума.

Фильм, который  можно смаковать до бесконечности.







Папа Милн, как другие посетители лондонского зоопарка, с симпатией относился к Уинни (Винни) --- медвежонку ЖЕНСКОГО пола, которого во время первой мировой войны привезли из Канады, сделали талисманом боевого воинского формирования, а когда медведица подрасла, сдали ее в зоопарк.

pooh  [pu;] --- «пу!»: уф!; тьфу! (выражает нетерпение, раздражение или презрение).

Междометие «пу!» Милн позаимствовал из прозвища ЛЕБЕДЯ, обитавшего на загородном озере. Милн, наблюдая, как его «знакомый» лебедь «сдувает» мух, комаров и прочих назойливых насекомых с клюва, дал птице прозвище «Пу», а позднее прибавил его к имени своего персонажа-мишки.









Пока из страшной и ужасной хунты Янаева и Ко. не посыпался цикорий и расклад сил был еще не известен, Влад Листьев, отвечая на вопрос репортера о самоощущении, сослался на очаровательный мультик: «Мы тут все ежики в тумане и постоянно издаем звуки: пук-пук-пук…».

«Ежик в тумане» --- притча для подростков о ночных страхах, боязни темноты, комплексах неполноценности.

Как все притчи, мультик универсален и наднационален. Легко переводится с русского на любой язык народов планеты Земля.

Фильм, конечно, не в духе соцреализма, а в экспрессионистском стиле.

Жалко не то, что Норштейн похерил эту свою творческую удачу, а то, что в преклонных годах публично помочился на Красной площади у Кремлевской стены. Сработал заразительный синдром «Восставших влагалищ».



У Бориса Заходера Винни-Пух, как у папы Милна, наивен, пустоголов, упрям, настойчив, дружелюбен, эгоистичен, бесконечно симпатичен, забавен. Главное же, что у Заходера иностранец Винни стал очень, а после фильма Зитрука --- просто русским. Это тот случай, когда талантливый пересказ получается качественнее, чем перевод.

«Винни-Пух» --- притча о детстве, в котором поразительные открытия на ровном месте делаются каждый день и  время от восхода до заката нашпиговано приключениями.

У Милна просто Piglet (Поросенок), а у нас Пятачок в исполнении божественной Ии Савиной.




Когда на «Эхе Венедиктова» и прочих болотных СМИ начинают, катаясь по полу, очередную истерику по поводу «совкового искусства», всегда вспоминается мультфильм «Варежка» о странной девочке, у которой обыкновенная вязаная варежка на прогулке по зимнему двору превращается в забавную собачку, с которой происходят разные и в конце неоптимистичные приключения. Хотя совковая мама, узнав о "горе" дочки, приносит ей в утешение соседского щенка.

Вполне аполитичная, идеологически вредная, нетипичная история о капризной девчонке рассказывается так извращенно, что за весь фильм в нем не произносится ни единого слова о Партии! Там вообще все молчат, как проклятые. Композитор написал к этому антидетскому опусу типичный сумбур вместо музыки.

 И при этом…

Мульткартина режиссера Качанова (с которого художниуи цинично срисовали образ бульдога) получила… серебряную медаль на Международном кинофестивале в Москве. Плюс первую премию на кинофестивале во французском городе Аннеси. Приз МЕФ в испанском городе Хихоне. Первую премию на Всесоюзном кинофестивале.

Кроме всенародной зрительской любви --- довольно неплохой урожай наград для 10-минутной миниатюры от специалистов дома и за рубежом.






Сказка чешского писателя Милоша Мацоурека укладывается в 1 (одну) строчку: цирковой лев Бонифаций поехал в отпуск на свою африканскую родину, но вместо отдыха вынужден был целый месяц развлекать местных ребятишек.

Хитрук облек этот скелетный сюжет в полнокровную плоть, оживил и превратил в чудесную, легкую и поэтичную, опять же, притчу о прекрасном самопожертвовании ради лучших обитателей Земли --- детей.

Конечно, великолепный сценарий с по доброму ехидной финальной фазой, придуманной на съемочной площадке: «Хорошо, что на свете есть такая хорошая вещь, как каникулы». 

Конечно, гениальная режиссерская структура --- легкая, изящная, почти левитирующая.

Конечно, рабский невидимо-видимый труд аниматоров во главе с художником Алимовым.

Конечно, гениальный звукорежиссер, как бишь его, придумавший для озвучки детей использовать голоса настоящих детей, а не взрослых дяденек и тетенек, сюсюкающих по-детски.

Но все эти прекрасные придумки и очаровательные фантазмы заключены в магическую капсулу Алексея Леонидовича Полевого. Советское кино --- поразительный феномен с СОТНЯМИ непохожих, потрясающих, уникальных голосов. ОТ Смоктуновского до Чиркова, от Даля до Высоцкого, от Шукшина до Бориса или Сергея Иванова, от Черкасова до Санаева, от Жарова до Яковлева… Целая вселенная своеобычныз голосов.  Фокусник из «Карнавальной ночи», Генерал из «Гусарской баллады» и других фильмов обладатель интересного тембра Полевой ОДИН озвучивает «Каникулы Бонифация» с таким блеском и вкусом, точно сам побывал в сказочной Африке и пережил магнитную назойливость детворы.


Рецензии