Праздник Пасха

 Пасха (евр. песах - переходить) – высочайший и древнейший христианский праздник - Воскресенье Христово. Своими корнями уходит к ветхозаветной (иудейской) Пасхе, которая праздновалась в честь исхода евреев из Египта, произошедшего весной в полнолуние 14-го числа месяца авива, или нисана. Нисан соответствует второй половине марта, первой половине апреля по григорианскому календарю. Так как Христос воскрес во время празднования ветхозаветной Пасхи, то христиане Малой Азии переняли название иудейского праздника. Уже во II-м веке праздник Пасхи принимает характер ежегодного во всех христианских церквях. Но вскоре возник спор о дате его празднования между церквями Малой Азии и Римом. Первые строго держались обычая праздновать Пасху 14-го нисана, тогда как на Западе сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после Пасхи иудейской. Конец этому спору положил, созванный византийским императором Константином Великим в 325 году Первый Вселенский Собор епископов в городе Никее в Малой Азии (сейчас турецкий город Изник). Было решено праздновать христианскую Пасху строго после иудейской Пасхи и всегда в воскресенье. Днём Пасхи было выбрано ближайшее воскресенье после первого полнолуния, которое, следовало после дня весеннего равноденствия. А для того, чтобы Пасха праздновалась везде одновременно, патриарх Александрийский должен был определять дату праздника и сообщать её остальным общинам. Но эта традиция вскоре прервалась. Восточная церковь пользовалась александрийской пасхалией – таблицей для вычисления даты Пасхи, в Риме была разработана собственная пасхалия, отличная от александрийской. И только в VI-м веке на основе александрийской пасхалии были объединены восточный и западный методы расчёта римским монахом Дионисием Малым, известным также тем, что он предложил летоисчисление от Рождества Христова. Таблицы Дионисия Малого, сохранив название александрийской пасхалии, начиная с VIII-го века, стали всеобщими и использовались во всём христианском мире до XVI-го века. В основе александрийской пасхалии Дионисия Малого лежит великий индиктион – период времени, равный 532-м годам юлианского календаря, называемый также великим пасхальным кругом. Цифра 532 получается в результате умножения периода в 28 лет на период в 19 лет. 28 лет –это солнечный цикл, или круг Солнца. Он не связан напрямую с астрономическими явлениями и является чисто календарным. По истечении одного солнечного цикла в следующем цикле распределение дней недели по числам месяцев повторяется. 19 лет – это лунный цикл, или круг Луны. В отличие от круга Солнца, круг Луны напрямую связан с астрономическим явлением – лунными фазами. Чередование лунных фаз, составленное для определённого 19-летия, в точности повторяется в последующих 19-летиях. Эту закономерность определил ещё в 433 году до н.э. греческий астроном Метон, положив его в основу лунно-солнечного календаря. Лунный цикл поэтому называется также метоновым циклом.  А  уже по истечении великого индиктиона все месяцы, числа, дни а также фазы луны будут следовать в таком же порядке, в каком они следовали в предыдущий 532-летний период. Соответственно все даты, связанные с празднованием Пасхи по юлианскому календарю, повторяются в том же порядке, что и в предыдущий индиктион. Пасха 2015 года празднуется в ту же дату, что и Пасха 1483 года (2015-532=1483).  Счёт великих индиктионов идёт от сотворения мира (от 5508 года до н.э.). Сейчас протекает 15-й индиктион. Он начался в 1941-м году.
 Шли годы. Постепенно стала накапливаться временная погрешность юлианского календаря (одни сутки каждые 128 лет), в результате которой стало заметно, что календарная дата весеннего равноденствия уже не совпадает с реальной датой этого астрономического явления. К концу XVI-го века со времён Никейского Собора эта ошибка стала составлять 10 дней. Соответственно и дата празднования Пасхи передвинулась далее вперёд – от весны к лету. Кроме того юлианский лунный цикл отставал от астрономического лунного цикла на одни сутки каждые 310 лет (сегодня эта разница составляет 5 дней). Чтобы исправить ошибку, римский папа Григорий XIII в 1582 году провёл календарную реформу на основе  проекта нового календаря, разработанного итальянским математиком и врачом Алоизием Лилием. Целью реформы стало уточнение даты празднования Пасхи. Согласно реформе, календарные даты сдвигались на 10 дней вперёд, начиная с октября 1582года, в котором сразу же после 4-го числа последовало не 5-е, как обычно, а 15-е. Таким образом, весеннее равноденствие было возвращено  на его прежнее место – то есть на 21 марта. Календарь стал более точным (погрешность в одни сутки стала накапливаться уже через 3280 лет). Была также введена новая пасхалия, названная григорианской. Пасха разделилась на Пасху католическую и Пасху православную. В григорианской пасхалии солнечный цикл стал составлять 400 лет, была введена поправка, чтобы компенсировать невязку лунного цикла. В результате этих изменений католическая Пасха получилась нецикличной  в отличие от православной, но стала более точной в привязке к астрономическим явлениям. Однако стремление к точности оказалось неоправданным в свете евангельских событий, так как в григорианском календаре христианская Пасха иногда приходится вместе с еврейской или даже раньше её. Согласно канонам православной церкви это является недопустимым. Пасха должна всегда приходиться после иудейской Пасхи.
 На сегодняшний день для православной и католической церквей остаются незыбленными правила Никейского Собора, определяющие дату празднования Пасхи – Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия. Но расчёт по разным пасхалиям – григорианской и александрийской приводит к тому, что, как правило, католическая Пасха не совпадает с православной. Казалось бы - достаточно прибавить ко дню католической Пасхи 13 дней (расхождение между юлианским и григорианским календарями в ХХI веке)  и получится дата православной Пасхи, но требование праздновать Пасху в воскресенье говорит о том, что эта разница должна быть кратна семи дням. Католическая Пасха может опережать православную  на одну, четыре и пять недель. Разницы в две и три недели не бывает.  Но бывает так, что обе Пасхи совпадают.  Сложность вычисления обусловлена попыткой совместить независимые астрономические циклы (обращение Земли вокруг Солнца и обращение Луны вокруг Земли) и установленный день празднования – воскресенье.  День весеннего равноденствия для расчета даты Пасхи, установленный Никейским Собором (21 марта) является неизменным для обеих церквей, несмотря на то, что может не совпадать с астрономическим. Например, астрономический день весеннего равноденствия 2015 года наступил 20 марта. В александрийской пасхалии день весеннего равноденствия – это чисто церковная дата, так как он наступает 3 апреля по новому стилю и никогда не совпадает с днём астрономическим. Так же и церковное полнолуние по юлианскому календарю отстаёт от астрономического на 5 дней. Если полнолуние выпадает на интервал от 22 марта до 28 марта по новому стилю, то оно является пасхальным в григорианской пасхалии и католическая Пасха празднуется в ближайшее воскресенье. Соответствующее ему александрийское полнолуние будет в интервале от 27 марта до 2 апреля, то есть до 3 апреля по новому стилю (21 марта по старому стилю) и пасхальным считаться не может, так как наступает до дня весеннего равноденствия по старому стилю, что противоречит правилам  Никейского Собора, и в качестве пасхального выбирается «полнолуние» 30-ю днями позже. Этим объясняется разница между датами католической и православной Пасхи в 4 и 5 недель.
 Чтобы рассчитать дату православной Пасхи не обязательно углубляться в александрийскую пасхалию. Можно воспользоваться методикой, разработанной в ХIX веке немецким математиком, физиком и астрономом Карлом Фридрихом Гауссом. Для этого остаток от деления числа года на 19 обозначим буквой а, остаток от деления числа года на 4 обозначим буквой b, остаток от деления числа года на 7 обозначим буквой с, остаток отделения (19а+15) на 30 обозначим буквой d, остаток от деления (2b+4c+6d+6) на 7 обозначим буквой е. Тогда, если (d+e) меньше 9, то Пасха будет [22+(d+e)]марта, если (d+e) будет больше 9, то Пасха будет [(d+e) – 9] апреля. Эта методика определяет дату православной Пасхи по старому стилю. Гаусс также разработал методику расчёта католической Пасхи, но можно воспользоваться совсем простым алгоритмом – учитывая стремление григорианской реформы к точности, можно с большой вероятностью предположить, что католическая Пасха наступит в первое воскресенье после первого астрономического полнолуния , наступившего после 21 марта. Например, первое астрономическое полнолуние, наступившее после 21 марта в 2015 году было в субботу 4 апреля,  значит, католическая Пасха наступила в воскресенье 5 апреля.
 Дата Пасхи может попадать в 35-дневный период от 22 марта до 25 апреля по старому стилю, что соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по новому стилю. Поэтому Пасха является праздником переходящим.

 Источники:
1. Климишин И.А. Календарь и хронология, Москва «Наука»1990г.
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пасха
3. www.wonderfulnature.ru/statji/Easter_history.php

Фото из интернета
 
 


Рецензии