Домбайский бокс

             Домбайский бокс
 
Во все времена спорт шёл в ногу с молодыми людьми. Каждый человек выбирал свой вид спорта: от лёгкой атлетики до тяжёлой со всеми вытекающими последствиями. Движение – это жизнь, и пусть только немногим удаётся стать чемпионами мира, выигрывают все и все получают заряд энергии на всю оставшуюся жизнь. Кроме болельщиков.

 В моем поколении 60-х и 70-х существовало множество кружков и спортивных секций при школах, Дворцах Культуры и заводских стадионах. Мой средний брат, Александр, занимался греблей на каноэ, старший, Валерий, играл в футбол за юношескую команду «Крылья Советов», и я тоже, не лыком шитый, ходил и присматривался, где и как можно приобрести силушку богатырскую.

Мой одноклассник – Вовка Ильин (ныне Владимир Петрович – учитель школы 123) – затащил меня в секцию спортивной гимнастики во Дворец Кирова, за что я ему до сих пор благодарен, и уже через год мы начали приносить в школу свои плоды – грамоты и дипломы с районных и городских школьных соревнований. Слава кружила голову, но всё равно чего-то не хватало. Хотелось большего – света, тепла, воздуха, а закрытое помещение, пускай даже это Дворец, сковывал полёт души в замкнутом пространстве. Выход был быстро найден, и я переметнулся к среднему брату в секцию гребли на байдарках.

Мечта сбылась на живописных просторах реки Самара в пришвартованном на вечную стоянку корабле «Михаил Лермонтов».
Он был базой для всех спортсменов. Здесь переодевались и сушились после неудачных купаний такие, как я – начинающие и подающие надежду в большой спорт гребцы.
Байдарка идёт по воде ровно и быстро, оставляя за собой равнобедренный треугольник волн. Вокруг первозданная природа с тихими заводями, в которой вместо чертей сидят рыбаки и матерятся на чём свет стоит в нашу сторону. Но это не омрачает хорошего настроения, наоборот, придаёт сил и уверенности перед решающим рывком.

Лето быстро кончается, и реки, в конце концов, замерзают. Куда деваться бедному школьнику? Конечно, в спортзал. А здесь опять зелёные мрачные стены, бег с тяжёлыми мячами и занятия до изнеможения в замкнутом пространстве.

Многие наши мальчишки добились высоких результатов. Владимир Головкин стал мастером спорта по гребле на каноэ, а Сергей Черкасов немного не дотянул до него. Я же, серая лошадка, как ни старался, плёлся в хвосте, и даже намотанные на кулак сопли, по совету старших товарищей, не помогали добиваться высоких результатов.

Душа требовала полёта, и когда старший брат вышел из юношеского возраста, а во взрослый состав футбольного клуба не попал, он записался в альпинистскую секцию «Зенит», и я понял: это то, что мне надо. Страха от высоты не было вообще. Он появился к 50 годам, когда в большом цеху сваривал под потолком с кран балки ливневые стоки. Страховки не было никакой, а внизу стояли станки, на которые приземляться было неловко. Но где наша не пропадала: коленки трясутся, а руки делают.

Интерес всегда перебарывает страх, поэтому мы в молодые годы были смелые, как танки. Пока я рос, братишка успел съездить два раза на Кавказ и в Фаны на зимние восхождения, и я с завистью примерял его пиджак со значком «Альпинист СССР».

 Из этих и других поездок он всегда привозил новые песни, которые быстро запоминались в наших светлых ещё головах.
Вечерами у костра они исполнялись под гитару, мальчишки и девчонки подхватывали, и песня рекой текла под звёздным небом, раскладывалась на голоса, объединяя вокруг себя слушателей и исполнителей.

В нашем городе любят бардовскую песню. Фестиваль имени Валерия Грушина собирает каждый год в первый выходной день июля десятки тысяч любителей бардовской песни со всей страны, и ничто не может сравниться с этим праздником Песни под открытым небом со сцены–гитары, плавающей на озере.

Старший брат поначалу не брал меня с собой, но боязнь, что я в 16 лет могу свихнуться с правильного пути и моё нытьё сделали своё дело. Я стал посещать тренировки и занятия, на которых грамотные и видавшие виды инструктора рассказывали об альпинистах самые невероятные истории, учили всему, что необходимо в горах, а тревожные известия о погибших товарищах заставляли серьёзно относиться ко всем мелочам.

Коллектив в основном состоял из ребят, отслуживших в армии. Были и такие, за плечами которых стояли десятки вершин Кавказа, Памира, Тянь-Шаня прошедших по самым сложным маршрутам. Всех объединяло одно – любовь к горам.
Владимир Высоцкий одной строчкой в песне сказал то, о чём можно говорить часами: «Лучше гор могут быть только горы …»

Были у нас и девчонки, которые то появлялись, то исчезали навсегда. В то юношеское время я относился к ним с недоверием.
Они охмуряли самых лучших парней и выдёргивали с корнем из наших рядов без стыда и совести. Слабая половина пола в этом вопросе проявляла такую силу, что сначала мой брат, а потом и я сам попали на эту удочку. Для спорта это были невосполнимые потери.

1 мая 1971 года в Жигулёвских горах на горе «Верблюд» проходили соревнования по скалолазанию. Зрелище захватывающее и интересное, а участие в нём подстёгивало каждого из нас вырваться вперёд и занять первое место.
Но не только соревнованиями запомнился этот день. Утро началось с демонстрации. Разношёрстная толпа шла мимо трибуны, громко сказано. Постаментом служил большой камень, на котором располагалось жюри, оценивая костюм каждого участника этой массовки. Каких только не было клоунов: наряжались кто во что горазд, а фантазии у наших ребят – воз и маленькая тележка.

Из всей анархической группы выделялся наш соотечественник – Александр Минаев. Мужчина крепкого телосложения в шкуре оленя, прикрывающей голое тело, с большой дубиной в руках. Он прошёл с высоко поднятой головой мимо трибуны, как символ мезозойской культуры, показывая всем наше недалёкое прошлое.

Отечественные сандалии фабрики «Скороход» на ногах говорили сами за себя: «Ничто человеческое нам не чуждо». В это время по всей нашей стране на главных площадях городов шли демонстрации, и я на минуту представил какой бы был переполох если бы нашу толпу перенести с берега Волги в колонны под красные стяги.

После демонстрации начались соревнования, а на удалённой от посторонних глаз площадке, был организован домбайский бокс, название, которого взято с места первого проведения боёв в Домбае на Кавказе.

Фишка была в том, что на ринге нужно было сражаться не кулаками, а мешками от палаток, набитыми тряпками. Задача усложнялась тем, что бой проходил с завязанными глазами. Управление бойцами велось двумя верёвками, привязанными к поясу, и молодые крепкие ребята направляли участников друг на друга.

Гонг судьи по большой кастрюле означал начало боя, и двое новичков начинали биться не на жизнь, а на смерть, с шумом рассекая мешком воздух перед собой.  В это время судья, уже известный вам Александр Минаев, берёт в руки такой же мешок и под крики болельщиков начинает дубасить свои жертвы. Боль и обида подстёгивают боксёров к отважным действиям, и судья под аплодисменты зрителей тоже получает удары, но уже от двоих участников боя, не без помощи направляющих за верёвки помощников.

Я уже говорил, что на ринге выступают только новички, потому что второй раз ни одного нормального человека не заставишь выйти на бой с завязанными глазами.

Рассказывая эти истории вам, я делаю большую ошибку. На дворе апрель, а вдруг вы бросите свои дела и приедете на майские праздники к нам, в Самару, в Жигулёвские горы? Нам будет трудно провести вас по всем аттракционам и одурачить по полной программе, но голь на выдумки хитра, а посему вас ждут «ужасные» опасности и «страшные» приключения.

        Апрель 2015 г.

 На фото из интернета гора Верблюд.


Рецензии
Познавательно, но не смешно. Если ты относишь свой рассказ к юмористическому жанру, то он должен вызвать улыбку, как минимум.

Алекс Архипов   06.04.2020 17:23     Заявить о нарушении
Вы до сих пор ещё на ринге. Выйдите и займите место среди зрителей. Когда вернётесь домой, проверьте рюкзак на наличие чужого бюстгальтера или увесистого камня. Если и после этого улыбка не посетит ваше лицо, то свежий горный воздух, молодые мальчишки и девчонки Вам противопоказаны.

Владимир Фомин 4   06.04.2020 19:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.