Шаров Иван Николаевич

Родился  в  1909  году  в  городе  Армавир  Краснодарского  края  (Россия). 
В  РККА  с  мая  1932  года. 
В  звании  лейтенанта  командовал  звеном  40-й  истребительной  авиационной  эскадрильи  83-й  истребительной  авиационной  бригады  Белорусского  военного  округа.
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  ноября  1936  года  по  26  июля  1937  года  в  качестве  пилота  истребителя  И-16.
Всего  в  Испании  сбил  несколько  истребителей.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  авиации.
В  1937  году  ему  было  присвоено  воинское  звание  «капитан».
В  1938  году  командовал  эскадрильей  в  одном  из  истребительных  авиационных  полков  своего  округа.
Участвовал  в  советско-финляндской  войне  с  27  февраля  по  март  1940  года,  был  помощником  командира  15-го  истребительного  авиационного  полка.
Всего  во  время  советско-финляндской  войны  произвел  около  30  боевых  вылетов,  участвовал  в  нескольких  воздушных  боях  и  сбил  1  финский  истребитель.
Однажды,  12  марта  1940  года,  произвел  посадку  на  финской  территории  и,  подобрав  сбитого  лётчика  своего  полка  лейтенанта  Михаила  Доброва*,  благополучно  долетел  до  своего  аэродрома.** 
В  1940  году  присвоено  воинское  звание  «майор».
В  августе  1940  года  был  назначен  командиром  167-го  истребительного  авиационного  полка,  служил  в  Северо-Азиатском  военном  округе.

     «…   Майор  И.  Н.  Шаров  имеет  большой  боевой  опыт:  им  сбито  несколько  вражеских  истребителей.  Грудь  майора  украшают  два  ордена  Красного  Знамени.  Вчера  к  ним  присоединился  третий.  За  время  войны  с  белофиннами  тов.  Шаров  совершил  около  30  боевых  вылетов  и  участвовал  в  нескольких  воздушных  схватках.  В  одной  из  них,  когда  на  семерку  наших  истребителей,  сопровождавших  бомбардировщиков,  напали  11  белофинских  истребителей,  майор  сбил  вражеский  самолет.  Остальные  обратились  в  бегство,  и  мы  потерь  не  имели.
     В  другой  раз  тов.  Шаров  опустился  на  финской  территории  и  подобрал  лейтенанта  Доброва,  самолет  которого  был  сбит.  Тов.  Доброва  разыскивали  целые  сутки.  Только  к  концу  второго  дня  Шаров  обнаружил  лейтенанта  в  30  километрах  от  места,  где  лежали  остатки  его  самолета  -  Добров  шел  в  сторону  СССР.  Опустившись,  Шаров  подобрал  лейтенанта,  посадил  его  к  себе  на  плечи  и  произвел  удачный  взлет.  В  пути  сильный  ветер  положил  лейтенанта  на  фюзеляж.  Чтобы  Добров  не  упал,  майор  прижимал  локтями  его  ноги  к  спинке  сиденья.  Такое  положение  рук  не  позволило  летчику  выпустить  шасси.  Но  он  все  же  сумел  благополучно  посадить  самолет…»
     (Из  газеты  «Красная  Звезда»  20  июня  1941  года)

Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  1941  года. 
С  28  августа  1941  года  по  16  февраля  1942  года  командовал  137-й  смешанной  авиационной  дивизией,  затем  до  30  апреля  1942  года  был  заместителем  командира  136-й  смешанной  авиационной  дивизии. 
В  1942  году  присвоено  воинское  звание  «подполковник».
В  октябре  1942  года  стал  командовать  238-й  истребительной  авиационной  дивизией,  в  августе  1943  года  был  назначен  на  должность  заместителя  286-й  истребительной  авиационной  дивизии,  а  в  октябре  1943  года  -  заместителем  командира  234-й  истребительной  авиационной  дивизии. 
Воевал  на  1-м  Белорусском  фронте. 
Летал  на  истребителях  И-16,  Як-7б,  Як-3.
26  июня  1944  года  не  вернулся  с  боевого  задания  северо-западнее  города  Рогачев  Гомельской  области  (Беларусь).   

Список  известных  воздушных  побед  И.  Н.  Шарова:
00.03.1940       1       Фиат-50               Карельский  перешеек         лично

Награжден  тремя  орденами  Красного  Знамени  (02.01.1937,  04.07.1937,***  22.02.1941****). 

Примечания:
*   По  другим  данным,  он  спас  не  Доброва,  а  лейтенанта  Георгия  Ромашкова.
**   Всего  за  время  советско-финляндской  войны  наши  летчики  спасли  подобным  образом  11  экипажей  сбитых  и  совершивших  вынужденную  посадку  самолетов,  в  том  числе  7  экипажей  были  спасены  пилотами  истребителей.
***   Орден  имел  порядковый  №  36/"2".
****   Орден  имел  порядковый  №  4/"3".


Рецензии