Шаров Иван Николаевич
В РККА с мая 1932 года.
В звании лейтенанта командовал звеном 40-й истребительной авиационной эскадрильи 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с ноября 1936 года по 26 июля 1937 года в качестве пилота истребителя И-16.
Всего в Испании сбил несколько истребителей.
После возвращения из Испании продолжал служить в авиации.
В 1937 году ему было присвоено воинское звание «капитан».
В 1938 году командовал эскадрильей в одном из истребительных авиационных полков своего округа.
Участвовал в советско-финляндской войне с 27 февраля по март 1940 года, был помощником командира 15-го истребительного авиационного полка.
Всего во время советско-финляндской войны произвел около 30 боевых вылетов, участвовал в нескольких воздушных боях и сбил 1 финский истребитель.
Однажды, 12 марта 1940 года, произвел посадку на финской территории и, подобрав сбитого лётчика своего полка лейтенанта Михаила Доброва*, благополучно долетел до своего аэродрома.**
В 1940 году присвоено воинское звание «майор».
В августе 1940 года был назначен командиром 167-го истребительного авиационного полка, служил в Северо-Азиатском военном округе.
«… Майор И. Н. Шаров имеет большой боевой опыт: им сбито несколько вражеских истребителей. Грудь майора украшают два ордена Красного Знамени. Вчера к ним присоединился третий. За время войны с белофиннами тов. Шаров совершил около 30 боевых вылетов и участвовал в нескольких воздушных схватках. В одной из них, когда на семерку наших истребителей, сопровождавших бомбардировщиков, напали 11 белофинских истребителей, майор сбил вражеский самолет. Остальные обратились в бегство, и мы потерь не имели.
В другой раз тов. Шаров опустился на финской территории и подобрал лейтенанта Доброва, самолет которого был сбит. Тов. Доброва разыскивали целые сутки. Только к концу второго дня Шаров обнаружил лейтенанта в 30 километрах от места, где лежали остатки его самолета - Добров шел в сторону СССР. Опустившись, Шаров подобрал лейтенанта, посадил его к себе на плечи и произвел удачный взлет. В пути сильный ветер положил лейтенанта на фюзеляж. Чтобы Добров не упал, майор прижимал локтями его ноги к спинке сиденья. Такое положение рук не позволило летчику выпустить шасси. Но он все же сумел благополучно посадить самолет…»
(Из газеты «Красная Звезда» 20 июня 1941 года)
Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года.
С 28 августа 1941 года по 16 февраля 1942 года командовал 137-й смешанной авиационной дивизией, затем до 30 апреля 1942 года был заместителем командира 136-й смешанной авиационной дивизии.
В 1942 году присвоено воинское звание «подполковник».
В октябре 1942 года стал командовать 238-й истребительной авиационной дивизией, в августе 1943 года был назначен на должность заместителя 286-й истребительной авиационной дивизии, а в октябре 1943 года - заместителем командира 234-й истребительной авиационной дивизии.
Воевал на 1-м Белорусском фронте.
Летал на истребителях И-16, Як-7б, Як-3.
26 июня 1944 года не вернулся с боевого задания северо-западнее города Рогачев Гомельской области (Беларусь).
Список известных воздушных побед И. Н. Шарова:
00.03.1940 1 Фиат-50 Карельский перешеек лично
Награжден тремя орденами Красного Знамени (02.01.1937, 04.07.1937,*** 22.02.1941****).
Примечания:
* По другим данным, он спас не Доброва, а лейтенанта Георгия Ромашкова.
** Всего за время советско-финляндской войны наши летчики спасли подобным образом 11 экипажей сбитых и совершивших вынужденную посадку самолетов, в том числе 7 экипажей были спасены пилотами истребителей.
*** Орден имел порядковый № 36/"2".
**** Орден имел порядковый № 4/"3".
Свидетельство о публикации №215041200425