Моя Москва

            
       "Москва - всем городам мать" (русск. пог.)

       Это интимное, но чем только интимным я с вами, друзья, не делилась? Не скрою и этого. У каждого – своя Москва, я вам расскажу о моей. Моя Москва молодая - ей не несколько столетий, а всего пятьдесят лет. Я увидела её впервые пятьдесят лет назад. Тогда и мне только что исполнилось двадцать...
Я заработала свой первый трудовой отпуск... Здесь, в степях за Уралом, воображение давно рисовало мне горы, море, пальмы, другие города, необыкновенных людей… Пора было их увидеть! Я купила профсоюзную путёвку  на Кавказ, по Военно-Грузинской дороге. Моя дорога лежала через Москву… Москва тоже входила в мои планы, ведь я могла поехать и другой дорогой.
       Один день в столице…  И какой день! Седьмое ноября 1967 года!.. Я же всё рассчитала! Страна широко отмечала полувековой юбилей Советской Власти! Поезд пришёл ранним утром, на Казанский вокзал..  В Москве готовятся к параду на Красной площади.  Многие станции метро и улицы перекрыты. Мне удалось добраться только до площади Маяковского.
             Здесь я и наблюдала с волнением за колоннами танков, артиллерии, эскадрильями самолётов, шеренгами военных и моряков, учащихся суворовских и иных училищ, представителями гражданских организаций.  Встроиться туда не представлялось возможным, но не могу же я уехать, не повидав Красной площади!
               Только поздно вечером попала я туда. Грохотал великолепный салют, площадь и без того была ярко освещена, высоко в небе парил дирижабль с огромным,  развевающимся на ветру, Красным Знаменем Страны Советов! Толпы москвичей, иностранцев и гостей столицы, вроде меня, фланировали по исторической брусчатке. Прямо до потемневшего неба, на котором не было видно звёзд,  вздымались былинные стены древнего Кремля.  Зато на его башнях сияли другие, рукотворные  звёзды – рубиновые!
               Вот Собор Василия Блаженного… Я кое-что  знаю про историю его строительства, я помню стихи:
                И спросил Государь:
                - А можете ль сделать пригожей,
                Благолепнее этого храма,
                Другой, говорю?
                И тряхнув головою ответили зодчие:
                - Можем, прикажи, государь! –
                И ударились в ноги царю.
                И тогда Государь приказал ослепить этих зодчих!
                Чтобы церковь… стояла одна такова,
                Чтобы в Суздальских землях, и в землях Рязанских и прочих,
                Не поставили б лучшего храма, чем Храм Покрова! (Кое-что забыла)…

                Здесь венчали царей, здесь вершилась ИСТОРИЯ!
                Вот памятник достойным гражданам страны Минину и Пожарскому…
  Я знаю и про их подвиг…
                На Лобном месте, вот здесь, рубили головы непокорным стрельцам, а позже казнили  Емельяна Пугачёва… Я  читала об этом…
                Вот Исторический музей… Сейчас  мне некогда – через три часа поезд - но потом я обязательно там побываю!
                Вот Васильевский спуск…
                Вот Москва-река...
                А это, наверное, большой Москворецкий мост...
                А вон, на той стороне, наверное, и есть знаменитый Дом на набережной!..
                Как это, я же здесь никогда не была, а,  словно, всё  давно знаю?
                И, конечно, Мавзолей…
              Потом я много раз побываю в Москве, и здесь, на Красной Площади. Увижу, как к месту последнего упокоения вождя  тянутся длинные очереди.
               И никогда в них не встану!
               Так я и не видела Ленина…
               Побывать в Москве для провинциала - праздник, зачем же его омрачать?

                А пока я первый раз – в Москве!

             Надо же! Я смотрю себе под ноги. Здесь ступали ноги всех известных мне и неизвестных исторических личностей, а теперь ступают мои! А что, разве сама я – не историческая личность? Мне всего двадцать, как знать, может, и я чем-то украшу свою Родину, свою страну?
                Было нарядно, торжественно и красиво! Толпы людей…
                Конечно, я во все глаза смотрела на иностранцев. Негры! Бывают чёрные, как уголь! Бывают коричневые! И кофейного цвета! А одеты как! Просто. Удобно. И чёрные, и белые иностранцы совсем иначе себя вели. (Раскованно. А мы ещё лет тридцать будем себя вести, словно в шеренге! Но тогда я этого не понимала. А просто и удобно одеваться до сих пор не научились.)
              Но больше всего меня поразила какая-то необыкновенная выпуклость самой площади. У меня перехватило горло: было полное ощущение, что Красная Площадь – это пуп Земли! Да я и теперь убеждена: если и есть у Земли пуп – он здесь!
               
                Прошло пятьдесят лет. Прошла большая часть жизни. Теперь, бывая в Москве проездом или по делам, я знаю, где надо непременно побывать, куда поехать, где остановиться. Есть свои любимые места.
              Я люблю побывать на Воробьёвых горах, постоять у парапета, взирая сверху на Москву, как Наполеон.  На МОЮ МОСКВУ! И хоть за пару – тройку дней удаётся увидеть  немногое и мало с кем познакомиться, впечатлений о столице хватает надолго.
               
                Снова хочется в Москву… И сегодня, 15 октября 2019 года я в очередной раз еду на вокзал, чтобы заранее взять билет до Москвы на конец ноября... Иногда Москва становилась целью поездки, а на этот раз - будет местом старта для полёта в Австралию - уже не первого!.. А вы были в Австралии? Может, полетим вместе? Вам бы не помешали новые впечатления, а мне в дороге не помешал бы добрый товарищ!..
       
      


Рецензии