Сон в берлоге или красный дождь. Картина 5

КРИК СОВЫ ИЛИ БУНТ
Драма в 3-х  действиях,  тринадцати  картинах с эпилогом.

ЧАСТЬ   ВТОРАЯ 

КАРТИНА  ПЯТАЯ. Сон  в  берлоге  или  красный  дождь.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

ХОЗЯИН
ОКУНЬ
ДРОЗД
БОСОЙ
МОЛОДОЙ
СКРИПУЧИЙ
ХРИПЛЫЙ
ФЕКЛУША

Помещение корчмы. В комнате дощатый стол, лавки. На стенах висят хомуты и другие, необходимые в хозяйстве вещи. На прогнившем полу - тряпье. В углу бочка с брагой. В ней сидит Дрозд - лечит спину. За столом сидят: Окунь, Скрипучий, Молодой.  Хриплый, Феклуша спят в углу,  лежа на полу. Хозяин ставит на стол еду.

ХОЗЯИН. Хоть  деньги  заплатите.
ОКУНЬ. Не вякай. Шевелись, да  побыстрее.
ДРОЗД. Мошну свою растормоши.
ХОЗЯИН. Такую ораву  попробуй,  накорми! Я вылечу в трубу Водянка у жены, на детях в заплатах  платье...
ДРОЗД. А в сундуках ковры.
ХОЗЯИН. Побойся  Бога, Дрозд. Какие сундуки? Одно тряпьё. Через день, другой на полку надо  зубы  класть.
ДРОЗД. Брагу ставь, - не "верещи".

ХОЗЯИН. Одно мучение, ей Богу! Драгуны как придут, так кожу лупят... Весь свет ногами вверх, и все «давай». Где взять?  Все  нынче  дорожает...
ДРОЗД. От, выдра... За  грош  скупил  в Селючеве  зерно и все скулит...

ХОЗЯИН. Ох, люди, люди... Вы что мне кумовья? Кто  будет мне платить?..
ОКУНЬ. Мы кровью платим. Проворней шевелись. Зачтём.
ХОЗЯИН. Зачтете вы... Одни убытки. Вон, бочку браги… Придётся  свиньям вылить...
ДРОЗД. Ку-ка-ре-ку! Скорее  курица  "заквохчет"  петухом!
ХОЗЯИН. Чтоб ты так жил! Зачем травить людей...

ДРОЗД. Пускай  драгун  хватает  за  живот. Те все  сожрут? (Хохочет).
ХОЗЯИН. Я честный человек...
ДРОЗД. Порядочность  твоя на морде у тебя. Петух!
ХОЗЯИН. Я просил, я умалял... Что стоило человеку обмыться  в  бане... Добро  попортил. Такая  вонь  пойдет от браги...
ОКУНЬ. Заткнись! Разуй глаза и "впяль" в себя. Смердит, валяется кругом навоз, а Дрозд сидел в берлоге столько, чтоб  ты давно издох.

К р и к     с о в ы

БОСОЙ (входит). Сова кричала с перерывом.
ОКУНЬ. Ну, слава тебе... (Молодому). Хриплого буди. (Хозяину). Что рот раскрыл? Проворней задом шевели. Человек в пути... (Босому). Уши растопырь и ноздри по ветру. Чуть  что, кричи.

БОСОЙ. Мне не впервой. (Уходит).
МОЛОДОЙ (Окуню). Ты видел  Ревака? Каков он из себя?
ОКУНЬ. Ты видел крик сокола, когда  он  рвет  добычу?
МОЛОДОЙ. Слышать приходилось...
ОКУНЬ. Я тоже слышал.
МОЛОДОЙ. Хитрец.

ОКУНЬ. Ревак - это Ревак, усёк?
МОЛОДОЙ. Хочу понять.
ОКУНЬ. Крути мозгом.

СКРИПУЧИЙ. Который час?
ДРОЗД. Час второй, как после полуночи  прею в браге.
ХРИПЛЫИ. Летит орел?
ОКУНЬ. Сова кричала дважды.

К р и к     с о в ы

ХРИПЛЫЙ. Я видел сон...
ОКУНЬ. Выкладывай.
ХРИПЛЫЙ. Как будто бы по Припяти  челны  плыли. Небо такое чистое, чистое,- ни облачка. Потом ударил гром, и на землю выпал красный дождь.

МОЛОДОЙ. Дурное предзнаменование.
СКРИПУЧИЙ. Не каркай.
ОКУНЬ. Средь бела дня?
ХРИПЛЫЙ. Ей, ей. Небо, как в день рождения Христово.
ОКУНЬ. Хреновый  сон.
ХРИПЛЫЙ (крестится). Пощадит Господь. Помолимся ему...

СКРИПУЧИЙ. Он  знак  дает. У меня  все  члены  ломит...
ДРОЗД. Эй, хозяин!
ХОЗЯИН. Чего еще? Дайте заложить свиные ноги.
ОКУНЬ. Иди сюда!

ХОЗЯИН (подходит). Ноги надо обварить...
ОКУНЬ. Свои "маслы" на  стол поставишь.
ХОЗЯИН. Вам шуточки, а мне горючая слеза ... Моя жена...
ДРОЗД. Кончай канючить!

ОКУНЬ. Хриплый видел сон...
ХОЗЯИН. Слепому остается только  видеть  сны.
ДРОЗД. Ну, ты, поосторожней! Дай огурец.

ХОЗЯИН. Нет огурцов. Желтых на дне десятка  два осталось. Для  бабы  берегу.
ДРОЗД. Дай, скупердяй!
ХОЗЯИН. Не дам. Бабу "забрюхатил", - весь  день  соленое сосет.
ДРОЗД. Ох, доберусь я до тебя...

К р и к     с о в ы

ХОЗЯИН. Видели! Брагу  жрёт, харчи берет за фигу и все грозит...
ОКУНЬ. Хриплый видел сон дурной.
ХОЗЯИН. А я при чем? Каждый видит сны.
ДРОЗД. Врёшь,  я не хрена не вижу, когда сплю.
ХОЗЯИН. Отвяжись, смола.

ДРОЗД.  Братцы, стой! Все это враки! Вчера я видел сон в берлоге!
ОКУНЬ (Дрозду). Хлебай там брагу и молчи.
ДРОЗД. Не затыкай мне глотку, Окунь. Я видел вещий сон.

ОКУНЬ. Дрозд, не шуми.
ДРОЗД. Братва, я видел огурцы!
ХОЗЯИН (неестественно смеется). Где же ты  видел  огурцы?
ДРОЗД. В погребе твоем.

ХОЗЯИН. Видели, - режет без ножа!..
ДРОЗД. Дай огурец, паскуда!
ОКУНЬ. Довольно.
ДРОЗД  (Хозяину). Я говорю, что Хриплый  видел сон дурной...
ХОЗЯИН (вздыхает). Ох, эти сны!.. У меня - что день, что ночь,- одни  кошмары.

ОКУНЬ.  Ты не юли. Если   липшее  взболтнул, так говори.
ХОЗЯИН. Вы что? За что такое наказание!
ОКУНЬ. Если ты прокукарекал, как курицу зарежу, понял?

ХОЗЯИН. Боже праведный! Мое дело торговать...
ДРОЗД. Огурцы зажал! (Окуню). Давай его зарежем, а?
ХОЗЯИН. Во имя всех святых! Пою, кормлю, ночлег даю и… на тебе!  Как тебе такое слово в рот попало?!
ОКУНЬ. Довольно.
ХОЗЯИН. Жизнь пошла... Бери детей, больную бабу, и уходи,  куда глаза глядят...

Затемнение.

Продолжение следует.


Рецензии