Как помочь бабе Ене...

Соседка наша тётя Еня держала корову. В хозяйстве были ещё только куры, да и всё. На корову надо было накосить. А кому? Дети выросли и уже уехали из дома. Она приглашала иногда соседей помочь. Сушила сено одна. А когда уж надо было метать, приходила и серьёзно просила:
     - Сёдни надо стог ставить, одной не справиться. Дайте хоть ребят ваших, пусь помогут.Стог не велик, дак поди и Нинуха постоит на нём с граблями. Будет за стожар держаться, не упадёт.
Согласились родители, меня, младшую,  отправили к соседке.
   Как уж мы укладывали сено... Она подавала вилами  ко мне наверх, говорила, чего дальше делать. Я обхватила стожар одной рукой, боялась упасть. Ходила вокруг него, обминала сено. А тётя Еня подсказывала:
   - Ты, девка, смотри, чтоб под ногами ям не было. Вот нОшу сена подаю, так ты его загреби под ноги и топай хорошенько.
  - А эту ношу оставим на кромке. Надо стог- то красивый сделать. Осторожно, смотри. Я подаю, так ты этой ношей зажми кромку, которую раньше положили. А теперь опять к себе под ноги двигай и топай. Надо, чтоб сено плотно лежало.
   Ходили мы ходили с бабой Еней вокруг стога. Что-то получилось.
-Теперь, чтоб ветром сено не сорвало, держи ветки.
Она подала мне две большие связанные ивовые ветки и я их положила около стожара крест накрест. Бабушка Еня похвалила:
- Ну и ладно. Теперь ветер не сдует сено. А дождик пройдёт, так уляжется наше сено плотнее. Вот и дело сделано. Можешь слезать.
         Лестница была приготовлена. Бабушка Еня держала её и велела мне спускаться. Вот я уже и внизу. Приняла меня баба Еня, обняла, по плечам погладила, потом  говорит:
  - Давай присядем.
Сидим на лугу, на стог свой смотрим. Нам понравился. Баба Еня угостила меня ягодами крыжовника, что близко, в огороде  росли. А потом достаёт пакет.
  - Слушай.
     В газете что-то завёрнуто. Открывает, а там красивый, красивый материал. На фоне ярко-зелёной  фланелевой  ткани как будто  разбросаны красные в крапинку, ягоды земляники. Мне так понравилось!
  - Это тебе за работу. Пусть мать сошьёт платье. Помогла, молодец. Поди-ко, ещё попрошу.
   Какая счастливая я шла домой!
 Освободились от серьёзных летних дел и мама мне сшила красивое тёплое платье.
   Таким был мой первый заработок!
                ***
Я ещё не хожу в школу. Дома остаюсь одна, если родители ушли на работу. Не расстраиваюсь,знаю, что днём  зайдёт проведать баба Еня. Обрядив всё в своём доме,она приходит ко мне.
 -Чего, милая? Давай, будем  вышивать. Посмотри, что я принесла!

  Бабушка Еня раскрывает коробку. А там!!! Цветные нитки, заплетены в косички. Здесь же сложенные аккуратно листочки бумаги. Разворачиваем один из них.

  Ах, какая красивая картинка! На картинке нарисован спящий зайчик. Около кровати башмачки на коврике. Со стороны изголовья тумбочка. На ней яркий букет полевых цветов.

  Я с радостью согласилась учиться вышивать. Вышивала крестиками под контролем бабы Ени, а потом и гладью. Картина у меня получилась. Баба Еня подсказала:
  - Давай, теперь вверху рисунка вышьем твоё имя, а я помогу тебе, обработаю крючком кромочки.
   Мы с бабой Еней справились с работой. Наверху над кроваткой зайчика было вышито: Нина-6 лет.

   Сюжет сохранился и примерно в это же время в раннем детстве его вышила моя дочь. Зайчик в кроватке и намного позже охранял сон и покой, теперь моего внука.

   Когда вышивала своё имя, буквы я уже знала. Бабушка Еня, как придёт к нам, попросит между делом письмо написать кому - то из детей. Помню, как она медленно диктовала, а я каждое услышанное слово записывала. Интересно, если бы сохранились письма в семейных архивах! Насколько любопытно  было бы пересмотреть те листочки сейчас, что писала шестилетняя девчушка под диктовку неграмотной бабушки. Помню, как я задавала ей вопросы:
  - Баба Еня, а как здесь писать?
  Она отвечала одно и то же:
  - Милая, так я не знаю. Уж как напишешь.
 
    Начала учиться в школе, вопросов бабушка Еня слышала от меня уже меньше.  Я справлялась с ошибками самостоятельно, как могла.
 
   Спустя много лет, когда мой внук Матвей,уже школьник, приходил в гости, я рассказывала ему про своих милых, добрых бабушек, тепло которых согревало меня в детстве.
 
                ***



    Рассказала я ВАМ о солдатской вдове, Лапичевой Евгении. Муж погиб в начале войны. Она одна подняла, вырастила шестерых детей: двоих сыновей и четырёх дочерей. Младшего родила в сорок первом, перед войной. Как все дети были красивы! А их мать, как бы тяжело ни было, на судьбу никогда не жаловалась.
   Светлая ей память...
 /фото из интернета, спасибо автору/


Рецензии
Светлый рассказ. У нас не было бабушек, так тоже солдатские вдовы учили первым азам жизни.Спасибо им и тебе за рассказ! Всех благ!

Валентина Григорьева 4   14.10.2023 05:48     Заявить о нарушении
За тёплое внимание спасибо, Валентина!
За встречу каждую и искренность благодарю,

Нина Радостная   19.10.2023 18:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 78 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.