Редактор

01.04.15

В разгар рабочего дня он позвонил на мобильный. Представился по фамилии, имени и отчеству. И титула прибавил. То-то, то-то, что-то про союз писателей. Я не запомнила, да и не поняла, честно говоря. Потом уточнил мои ФИО и сказал название книги. Моей. О, так это что-то с этим связанное?!

Не отрываясь от рабочих дел, я задала вопрос, а что собственно нужно? (Писала, печатала, продавала, получила отзывы и забыла. Что еще?) Он стал вдаваться в подробности (ох уж эти литераторы), опять через какие-то организации, потом, что моя книга участвует в выставке, потом про какие-то конкурсы, и то, что он важный. Что важный – это я точно поняла. Спрашивал, где я печатаюсь и есть ли у меня награды. Вот чудак. Тут я свой вопрос четко поняла. Попыталась задать, но он сказал, что сначала его надо выслушать. И дальше продолжает. Совершенно не ясно к чему множество подробностей, только что-то про то, что надо что-то где-то напечатать. И он может ввести меня в какое-то, на его вкус, ценное сообщество. А есть ли у вас очерки? Новеллы? Я делами рабочими занимаюсь, люди идут, выдача, подписи, как обычно, и методично все отрицаю. Нет, новелл нет, наград нет, в обществах и состою и т.д. В общем, когда он выдохся, я спросила – нужно ли мне за его предложение платить? Он ответил: «Конечно, нет». И что-то опять про союзы. Тогда я согласилась. Не до конца поняв из тирады на что.

В принципе, публичные рассказы из книги можно выслать, а там уже дальше можно будет говорить, если будет о чем. Я сказала:
- Ну, хорошо. Я вышлю вам сейчас несколько рассказов. Если кому-то понравится, я буду рада.
- Татьяна, это мне надо понравиться, - вязко и тщательно разделяя слова, подчеркнул собеседник.
- О, Вам! Думаю, что понравлюсь вам с полу-взгляда, - перевела я все на личное….
Он продиктовал почту и простился.

Сквозь лихорадку рабочего дня я стала копаться в группе, посвященной книге, чтоб выслать ему все необходимое. Неделя предстояла загруженная полностью, до конца, чтоб это уже не висело в списке дел. Сестра, торт, и первая неделя каталога..., деньги купить и т.д., и т.д.
В общем, перекопировав нужное, быстренько письмо наваяла.

«Привожу ссылки, на отдельные рассказы (семь штук), которые вошли в роман. Предлагаю выбрать на свой вкус.
Первоначально писались именно эти рассказы, впоследствии они объединились романтическим сюжетом, и получилось большое произведение. Но сами рассказы тоже участвовали в цепочки событий, о чем подробно написано в книге.

1. Сальса. Знакомство. http://www.proza.ru/2014/10/14/1771
2. Женский праздник Хэллоуин. http://www.proza.ru/2014/10/14/1778
3. Платье для танцев? Свободу сальсе и тканям!   вряд ли подойдет... http://www.proza.ru/2014/10/14/1790
4. Сальса - первый танец. http://www.proza.ru/2014/10/14/1799 
5. Будьте внимательны - сальса! для девушек. http://www.proza.ru/2014/10/14/1809
6. Три дня из жизни медсестры. http://www.proza.ru/2014/10/14/1814
7. Гастроли в Одессу. http://www.proza.ru/2014/10/14/1825
Весь перечень: http://www.proza.ru/avtor/salsaroman
Есть еще один рассказ, по истечении года танцев, если будет надо - предоставлю.
Спасибо за внимание!»

Через время вспомнила, что у меня еще на обложке хорошо написано. А то он наверняка не знает, как социальные танцы работают. А если этого не понимать изначально, то в рассказах главное не уловить. И отослала еще это:

«Еще вот текст с обложки, коротко о сути "социальных" танцев.

Сальса…. Как это работает?
Как любой парный социальный танец, она держится на сплаве импровизации и интуиции. Как? Последовательно и просто.
Сначала разучиваются короткие движения в паре. Танцевальный опыт не нужен вообще, так как основа предельно проста. Не важно, кто партнер, он не должен быть постоянным. Фокус – выучить коротюсенькую последовательность, как взаимодействуют 2 человека на раз-два-три-четыре. Это последовательность – как буква. И таких букв со временем вы заучиваете все больше и больше.
И наступает танец…. Оба знают только «буквы». Партнер выкладывает их, как душе угодно, а партнерша угадывает и подыгрывает. Прогнозировать сочетание невозможно, даже партнер знает только следующее движение, но не через одно! Партнерше же надо постоянно чувствовать. Поэтому она находишься в состоянии ожидания, абсолютного внимания и в то же время расслабляется, потому что иначе вчувствоваться в партнера невозможно. И бесконечное наслаждение охватывает обоих, когда они понимают друг друга без слов, в вихре темпа мелодии…, и мир вокруг растворяется…!
Он, она и музыка…. Следующий танец не похож на предыдущий, потому что новый партнер, новые ощущения, новая музыка.., и так до конца вечеринки!
Социальные танцы – это уникальный опыт, изумительный отдых и возможность ощутить миллионы граней себя и мира вокруг.
Я обожаю сальсу именно за это. И начинаю понемногу знакомится с бразильским зуком. И знаю, что придет время и для аргентинского танго, свинга, хастла …. И еще каких-то других, но таких необыкновенных и мистически-завораживающих социальных танцев!
Слушайте себя, импровизируйте, живите!

Искренне ваша, Татьяна Ржевская.»
 
Через пару дней, добравшись до почты, я нашла одобрительное письмо:

«Татьяна, вы молодец, вне всякого сомнения, обладаете оригинальным  даром собственного стиля и в ладу с поэтикой прозы,  русским языком. Танцуйте далее и художественно убедительнее. Я буду рекомендовать для публикации в журнале николаевских писательских организаций "Соборная улица" (он есть в общественных библиотеках) ваши рассказы Знакомство, Женский праздник, Сальса - первый танец, Три дня из жизни «медсестры». Вот эти бы слова с обложки (восторг от танца) в текст рассказа... Возможно, я использую их в представлении автора читателям.  Пришлите, пожалуйста, ваше фото и краткую справку о себе: когда и где родились, что окончили, профессия, где состоялся литературный дебют, печатались ли в коллективных сборниках, литературные награды. При встрече обменяемся книжками. Пожалуй, вас не знают в местной литературной среде. Это так? Е.М.»

Текст мне понравился и заинтриговал. А познакомившись с Евгением Гордеевичем Мирошниченко в википедии я прям, ну не знаю…. Симпатичный мужчина с ясными глазами 76 лет, таких я уважаю и обожаю.., литературный критик, историк литературы, журналист, член-кореспондент…, и дальше через запятую все в таком духе…. Ну, короче, ясно стало, хороший я писатель. Не только мне так кажется, и моим друзьям. Ах, как это здорово, совершенно неожиданно встречать единомышленников! Ну, хорошо, дальше-с….
Уже, конечно, с большим теплом я отписалась:

«Спасибо, мне очень приятно, нет, меня не знают в литературной среде, и ваше резюме - первое из профессиональной среды, которое я только получала. Рада, что все хорошо с объективной точки зрения.
Если нужно скомпоновать - то это сделать могу просто. Только дайте четкое задание.
О себе чуть позже, если можно, то в пятницу.
Спасибо!»

В ответе я еще раз убедилась, что встретила человека, прекрасно читающего как строки, так и между. И очень точно улавливающего суть.

«Татьяна, литература - не женщина, она увлекает надолго! Эти ваши афоризмы, я их насобирал целую кучу. А, между прочим, они прекрасно служат:  и в характеристике изображаемого героя, и самого автора-повествователя...
Мне нужна обложка вашей книги, пришлите ее отдельным файлом, нужна и сама книга, намерен написать рецензию, представить вас читателям. Вы говорили о пятнице, хорошо бы встретиться в этот день, хотя бы в б-ке Кропивницкого. Найдете время, позвоните мне, пожалуйста. Е.М»

04.04.15

Я с радостью отправила ему все требуемые материалы и встретилась на выходных.
Встреча вышла занимательной. Еще бы…

Начало, после приветствий и комплиментов выглядело так:
- Вы вторглись в литературу….
Он сказал это очень серьезно…. Я блаженствовала. Какой веселый, приятный мужчина, совершенно ясного сознания, с абсолютно белыми волосами, и так уверен, что я вторглась…. Хорошо, хоть не беспардонно, а то бы стало даже неудобно…. В общем, количеством развлекательных впечатлений, встреча себя уже оправдала.
Он говорил много разного, постоянно подкрепляя свои доводы цитатами Толстого, Тургенева, Бунина и еще многих. А я – ну, что я? У меня кроме ощущений более предметного ничего не нашлось, тем более, что читала я исключительно Толстого, из всей перечисленной компании.
Сначала было что-то про какие-то конкурсы, потом про возможность печать книги за бюджетные деньги. Меня смешила его серьезность, а его моя реакция на такие предложения.
Беседу в полном виде передать невозможно, в силу слабости моей литературной эрудиции, но моменты.., ах, эти прекрасные моменты!

* Он задал ряд вопросов в критическом тоне:
- Во-первых, кому вы пишете? Зачем? Это надо хорошо понимать, -  давая понять, что у меня этого нет (!), и далее обращение к классикам, минут на пять.
Я выкладку выслушала, дивясь такому подробному экскурсу в жизнь писателей, и ответила:
- Ну как же, у меня в предисловии так и написано, давайте прям сейчас прочитаем, вот: «Эта книга предназначена…»
Он согласился, что годиться.

*- Вы много внимания уделяете совершенно не тому(!), ведь материала по танцам бесконечное множество. Я нашел, его масса! В чем тогда ваша уникальность?
И опять про уникальность по отдельности для примера пары-тройки классиков. Было интересно слушать. И одновременно я искала ответ на вопрос в себе, и в том, что написано в книге, и нашла:
- Возможно, я не уникальна. Единственное, что я могу предложить – свои переживания. Даже если они не уникальны, я не могу от них отказаться. Что есть – то есть. А о другом писать не интересно.
- О переживаниях..? Нет, о переживаниях – это как раз то, что важно. Редкий автор умеет говорить о непосредственно своих переживаниях….

*- Но опять же – почему танцы? Ведь читателей, ищущих танцы, сколько их? А что нужно людям, вы думали? Вот о чем вы пишете?
Мда.., я предполагала, у меня все со смыслом. Наверное, этого смысла не достаточно…. Я попробовала предложить только то, что уже было:
- Танцы – это фон. Смысл то весь в романе. Подождите…, прям в аннотации вот написано, давайте прочтем: ««Нет повода не восхищаться…» - сальса-роман исполненный в стиле комедийного триллера.
Молодая, одинокая, облекшаяся в модную самодостаточность женщина, не верящая в любовь, неожиданно знакомиться с явлением социальных танцев. И в размеренной и рассчитанной жизни все переворачивается вверх дном и летит ко всем чертям, в водоворот танцевальных эмоций и объятий. Из которых, со временем, не смотря на сопротивление, вырастает что-то более глубокое и настоящее, ее любовь.» Такая история…. В принципе, обычный роман, разве нет?
- Роман…, ах да…! Ну, совсем другое дело! Да, да, очень интересно!
- Фух…

*- Но нужна драма, смерть, катарсис…(опять выкладка минут на пять, я и не знала, что эти, точнее некоторые писатели, так мучились).
- Слушайте, давайте без драм!
- Нет, это невозможно, ведь даже у вашего любимого Толстого…, - еще ряд блестящих примеров.
- Я согласна, есть место и драмам. Но я пишу только о том, что пережила сама, пока смертей не было.
- Но вы же писатель! Вообразите, опишите…
- Э, нет. Фантазии это не мое.
Он рассмеялся, не поверив, и снова за свое:
- Но вы же писатель…

*В продолжение моих отказов от придумываний.
- Но как это…, ведь у вас есть дар.
- Да, согласна.
Такое легкое согласие его смутило. Он смотрел внимательно и долго. Пока я не нашлась:
- Дар – это всего лишь дар. Это не личное достижение. Или заслуга. Потому он так и называется. Кому, как не вам, знать это лучше всех?
- Ну, конечно, конечно, - ему стало как-то попроще.
- Я могу хорошо излагать, с этим я согласна. Придумывать – это, наверное, что-то другое.
- Но ведь грех, закапывать талант….
- Ну, к чему же закапывать? Я им, видите, пользуюсь….

* Он не раз возвращался к теме воображения, хотя я отказывалась. А он настаивал:
- Любой писатель использует воображение, ведь без этого невозможно, - и традиционно доказательные хрестоматийные примеры.
В конце концов, я согласилась, и с примерами, и с ним:
- Вы знаете, я, наверное, не писатель.
- Да как же вы не писатель?
- Если отталкиваться от придумывания сюжета – нет, я точно не писатель.
- …? Но почему?
- Мне кажется, что в обычной жизни столько всего…, как бы… интересного.., сильного, наполненного.., что любая фантазия бледна и бесплодна на этом фоне. Где-то так. Жизнь предлагает прекрасные сюжеты. Остается только записывать….
Он внимательно смотрел, и внутренне соглашался со мной. Слова нашлись чуть позже:
- Ну…, конечно…, если автор умеет это видеть…. и передать…. Да, это всегда интересно… и особенно.

*- Ведь творчество – это муки!
Если я верно помню тут было что-то про Тургенева.
- Нет, мучаюсь я в других местах.
- Погодите.., ведь все авторы об этом говорят. Они сидят, думают, создают….
- Не, у меня по-другому. Села, записала. Я вам говорю – может я не писатель?

*Со временем, в конце концов, сформировалось предположение, что книгу мою он и глазом не видел. В смысле текст. Потому я сказала:
- Вы знаете, думаю, на страницах этой книги вы найдете если не все, то многие ответы по обсуждаемой теме. Вы вообще ее не читали?
- Нет.
- А…, ну, теперь понятно. Ах, так это вы все о рассказах говорили? Точнее, вы только их читали? Ну, что ж, тогда понятен смысл ваших замечаний. Для рассказов – это совершенно справедливо. Ведь они вырваны из контекста, я же вам писала….
- Ну, согласен, конечно, я прочту.

Он изложил, какие рассказы ему нужны и куда, я усвоила.
И на закуску, он снова поднял тему, как это важно печататься. Или писаться. Вот Бунин (оказывается) считал, что это способ остаться в жизни после смерти. И еще что-то на эту тему. И еще. Я подумала, что, может Бунин боялся смерти…. И сказала, что очевидно, это действительно хороший вариант для тех, кто боится не оставить после себя ничего. Он сказал:
- Но как же? Это же смысл жизни! Ты умираешь, но остаешься жить! Тебя читают поколения!
- Ну.., согласна, если хочешь жить после смерти, то все складно.
Он ответил паузой. Потом улыбкой. И мы попрощались.

На мой взгляд, встреча выдалась примечательная. Остается только благодарить жизнь. И записывать, записывать...:)


Рецензии