Сайт КИК СССР

1.2. Сайт КИК СССР и отцы-инициаторы данных текстов.

Несколько лет назад я случайно наткнулся в сети на сайт КИК СССР. Поразился нескольким обстоятельствам.
 Во-первых, его независимости от официальных инстанций.
 Во-вторых, масштабам проведенной (и проводимой) работы по сбору и систематизации приведенной информации.
 В-третьих, демократичности: организаторы принимали любые материалы (все мнения имеют право на жизнь), касательно подробностей службы и работы на НИПах и в Центре.
 В-четвертых, большинство поставщиков материалов из категории мелких винтиков (в первую очередь из солдат срочной службы) осознавали важность и нужность своей работы в выполнении космических программ.
 Естественно, я познакомился (по телефону) с создателем и администратором сайта Александром Ивановичем Немой и выразил ему свой большой решпект по поводу проведенной и проводимой работой.
 Просматривая периодически содержание сайта, и это в-пятых, увидел что он живет активной жизнью и пользуется возрастающей популярностью у большинства винтиков разного масштаба. Идет постоянное пополнение и уточнение имеющихся материалов (даже автору было позволено внести ряд материалов в историю 2 Центра).
Интересно, что в этот процесс начинают включатся ныне здравствующие (дай им Бог подольше здравствовать) ветераны, рядом с которыми автор просто мужчина средних лет. Так я с большим интересом прочитал ряд уточнений, касающихся траекторных измерений орбит первых трех спутников, сделанных непосредственными участниками событий (Шаклеин В.И., Паращенко Р.П.) по сравнению с изложением в классическом труде «История КИК…» бывшего нашего зама по НИР Я.Я. Сиробабы. Сей труд конечно все представлял так, как это было достигнуто только спустя полтора года. Или действительные подробности полета Гагарина с подробным перечнем всех возникших критических ситуаций. Ведь правдивое изложение-это залог преодоления проблем в будущем, а вот вранье (оно, к сожалению временами появляется и сейчас) заставляет вспомнить небезызвестные грабли.
 И вот на фоне этих отрадных явлений нахожу на нашем сайте многостраничное сочинение неких Колпакова и Кретова под названием «Комиссары космоса». Не могу сказать, что там искажены факты из истории КИК и освоения космоса, они достаточно подробно переписаны авторами из других известных источников. Однако, каждое событие или комплекс событий сопровождается изрядным перечнем политработников, степень участия которых выражается скорее в их присутствии, чем в участии в указанных событиях. В общем, читателю внушается мысль, что, если бы не эти персоналии, то развитие КИК и освоение космоса никогда бы не продвинулось в правильном направлении.
 Кстати, в коротких воспоминаниях солдат и офицеров, реально участвовавших в управлении КА на НИПах, частенько встречаются неодобрительные замечания о роли замполитов, которые зачастую проведение своих мероприятий считали важнее проведения спецработ. И ни разу не встречал каких-нибудь похвал в адрес «комиссаров космоса». Заметим, что существует известная присказка о том, что комиссар говорил: «Делай как я», а замполит говорит: «Делай, как я сказал». В нашем случае политработник даже сказать ничего не может, так как надо хотя бы что-то понимать в обсуждаемом вопросе.
 В общем, если раньше у меня было не вполне оформившееся желание кое-что написать и отразить наиболее интересное, то после более детального знакомства с содержанием сайта КИК СССР и особенно после прочтения указанного выше опуса это желание укрепилось, особенно в части освещения роли замполитов.
 К отцам-инициаторам можно отнести довольно многих моих знакомых, однако, доминирующее значение имеют два человека: Владислав Станиславович Блюм и Владимир Николаевич Алексеев; остальные только поощрительно говаривали: «Давай, давай».
 Володя Блюм (так его называют близкие друзья)  является моим товарищем с начала 80 г.г. (О нем пойдет речь дальше в разделе 8). Он обладает большим обаянием и несомненным литературным даром, мне это было видно с самого начала нашего знакомства. И вот два года назад он не просто подал идею начать записывать некоторые мои байки и даже оформить их в нечто связное, а просто стал настойчиво требовать садиться и работать. В ход шли самые разнообразные аргументы, подчас противоречивого характера. И обращение к моему честолюбию, и обвинение в беспросветной лени, и напоминание о том, что годы летят, а склероз крепчает и похвалы моим сомнительным литературным талантам. В конце концов это начало давать свои результаты: мои сомнения почти рассеялись и я начал постукивать по клавиатуре одним пальцем.
 Другой отец-инициатор Володя Алексеев (мы с ним немного пересекались по работе, но в гораздо в большей степени совместно пытались с переменным успехом заниматься уже на гражданке мелким бизнесом) ни к чему меня особо не призывал, но действовал своим личным примером. Обладая также литературными, в частности поэтическими талантами, он постоянно выдавал (и выдает) на гора очень добротную лирическую продукцию, которая изрядно трогает мою не сильно романтическую душу. Но особенно он меня поразил тем, что будучи не самым знаменитым альпинистом нашей Родины, осуществил свою давнюю и невысказанную мечту,-поднялся на Килиманджаро. Я понимаю, что эта вершина не из самых трудных (тем не менее высочайшая в Африке и ей даже Федор Конюхов не побрезговал, когда осуществлял свою программу подъема на высочайшие вершины всех континентов). Однако, без всякой специальной подготовки и сопровождения, приехав как турист, присоединится к случайной группе и достичь своей цели-это дорогого стоит. У меня есть подозрения, что также без всякой помпы Володя съездит в Гималаи и поднимется на Эверест (от чего я его всячески отвращаю, так как каждый десятый восходитель осталась там).
 Вот эта конкретность (меньше слов, больше дела) меня окончательно толкнула на скользкий путь мемуаристики.


Рецензии