Временный времени не подвластен

Весенним паводком затопило деревянный мост. Для местных жителей наступили привычные ежегодные трудности, которые они теперь будут стойко преодолевать на протяжении нескольких недель – пока не спадет вода. А если взять по всей стране, таких мостов знаете сколько? Тысячи. И год от года никого эта ситуация не удивляет. Так, привычно поругают страну и ее власть…

А знаете, где прописаны спецификации на такие мосты? Сроду не догадаетесь, если конечно не служили в саперных подразделениях советской армии. Ага, так точно – «Наставление по военно-инженерному делу для СА» издания 1984 года. Подозреваю, что есть и более ранние издания, но их давным-давно извели на бытовые нужды. Низководные автомобильные мосты с деревянной или смешанной дерево-металлической конструкцией предназначены для быстрого преодоления водных преград во время наступления либо отступления, это как повезет. Ну не рассчитаны они даже на один год эксплуатации – просто потому, что не имеют достаточной высоты для пропуска весеннего ледохода. Но вот поди ж ты: стоят местами по 40-50 лет, иногда даже без текущего ремонта.

Воистину, нет ничего более постоянного, чем временное решение. Дед как-то на вновь полученном садовом участке сколотил уродливую кособокую сараюшку – на один сезон, чтобы было куда спрятать от дождя лопаты и грабли (тогда еще с участков ничего не воровали). Было это в начале 60-х, а снесли хлипкую постройку в 2007-м. За это время появился и разрушился щитовой домик, появился основательный сарай-мастерская, вырос новый дом… а сарайчик стоял себе и падать не собирался. Его даже приспособили под туалет… разумеется, временный.

На исторической родине в деревне чуть ли не после войны устроили небольшой пруд. Плотину соорудили из бревен, хаотично наваленных друг на друга, а сверху закидали землей и песком, предполагая очень скоро поставить полноценное гидротехническое сооружение. Через эту с позволения сказать «плотину» ездили на всем, вплоть до 12-тонных самосвалов. И… погодите-ка, да – рухнула она в конце 2000-х, после особо затяжных осенних ливней. Сейчас на ее месте современная дамба с системой водосброса, но уверен – не обвались старая «запруда», никто бы и не подумал строить что-то другое.

А еще воспоминание из детства: как на автодороге республиканского значения разрушился мост. Пассажирам рейсового «Икаруса» повезло проскочить буквально за несколько секунд до падения в бездну. И ведь сколько водителей ездило по трассе каждый день, но никому в голову не приходило, что деревянный мост не самая надежная конструкция и может банально сгнить. Что и произошло.

В идеале, на месте каждого из этих «низководников», сколоченных хоть и крепко, но по проекту как бы еще не времен Первой мировой, должен давно стоять современный железобетонный мост, способный пропускать паводок мимо себя. Но… зачем, если временное решение до поры не подводит? И только ли дело в бездействии властей? Мой сосед по даче, к примеру, до сих пор носит воду для полива растений с ближайшей речки, хотя пробурить скважину или вырыть колодец собирается каждую весну. И год от года дальше этого решительного желания дело не движется. Воистину, временные решения времени не подвластны.


Рецензии