Ванечка. Из повести В лабиринтах памяти

          Как и о дяде Мише, о дяде Ване я знаю только из рассказов взрослых. Бабушка рассказывала, что он рос очень слабеньким. Где-то в подростковом возрасте у него начала «гнить кость» возле локтя (видимо, остеомиелит) и он несколько раз лежал по этой причине в больнице. Но через некоторое время после выписки процесс возобновлялся и он снова не спал, ночи напролет «нянча» руку. Кто-то из больных посоветовал ему делать на ночь компрессы с мелко нарезанным луком, слегка перетертым с сахаром. И благодаря этому «лекарству» рука окончательно выздоровела.
       Чаще всего о нем вспоминала мама. Она говорила, что Миша был взрослый, а «Ваня чего только надо мной не выкомаривал!» Однажды придумал среди бела дня показывать ей через рукав полушубка звезды в небе и приговаривал: «А ты, Нюр, подальше, подальше в рукав голову просунь, а то свет мешает». Когда Нюрины усилия не помогли увидеть обещанные звезды и она вынула голову из рукава, грянул дружный хохот – этот шутник вымазал изнури рукав полушубка сажей и превратил сестричку в негритенка. В другой раз, когда над деревней осенью пролетали журавли, он спросил, не хочет ли и она полететь с ними. «А можно?» - спросила доверчивая Нюрочка. «Да запросто!»- и принялся обвязывать  ей руки и спину гусиными крыльями. «А теперь беги на взгорок, а с него беги, что есть сил, маши крыльями и кричи «кар-кар» - сразу и полетишь!» Вся деревня потешалась над каркающим чучелом в перьях, бегущим с горки и отчаянно машущим руками.
     Он отлично учился в школе, редактировал и оформлял школьную стенгазету. Для мамы же математика была сущим мучением и она часто просила его решить задачу или примеры. И тут не обходилось без розыгрышей: «Решу, если накормишь любовинкой (мясная часть вяленого окорока)». На чердаке всегда висели окорока. Сало резать не возбранялось, а вот вяленое мясо было деликатесом и его приберегали к праздникам и на случай внезапных гостей. Стоило Нюрочке нарезать несколько кусочков, как он громко кричал: «Смотрите, смотрите, кто у нас любовину срезает!» Нюра в слезы: «Это он меня научил!»
        Когда он ушел в армию, а потом учился в школе политруков в Кутаиси, то часто писал домой письма. В них он уже называл мою маму  «по-городскому» - Аней. Их выпуск совпал с началом войны. Он сразу был направлен на передовую. Был несколько раз ранен.В одном из тяжелых боёв его израненного, без сознания, обескровленного и почти безнадежного вынесли с поля боя его солдаты.Сделав всё, что могли в армейском госпитале, его отправили в тыл, не очень надеясь на выздоровление. А он рвался назад, на фронт и на этом порыве выздоровел, пролежав в госпитале несколько месяцев.  К концу лечения он уже знал, что старший брат Миша погиб. Ему разрешили заехать домой на несколько часов повидаться с родными.Мама вспоминала: "Как сейчас вижу его спину и руки в сплошных шрамах - живого места не было. И сильно хромал, но его ранение на ноге  я не видела". Это было его последнее свидание с родными. Он обещал, что после войны поступит в академию и заберет их из деревни в город Ленинград. Не знаем, были ли у него награды. Чинов он никаких не выслужил - ушел на войну младшим лейтенантом, а погиб 17 апреля 1945 года на Одере в звании старшего лейтенанта. Он не был женат и после него не осталось детей.
        Его письма и обе похоронки бережно хранила бабушка, а потом моя мама.
Последний раз я их видела в 1974 году, когда уезжала на БАМ. В 1979 году я вызвала туда маму, т.к. нужно было открывать детский сад на трассе в посёлке Мостовом, а дети были маленькие. Мама случайно забыла их взять с собой. По возвращении мы нашли только фотографии - письма и похоронки пропали.
        Бабушка Уля, когда получила вторую похоронку, от горя не хотела жить. Вся семья по очереди ходила за ней по пятам, чтобы она с собой чего-нибудь не сделала. Эта рана не зажила у неё до самой смерти. Особенно страшно она плакала 9 Мая в День Победы. И мы вместе с ней. Я до сих пор не могу без слез смотреть на участвующих в параде ветеранов. Почему среди нет ни дяди Миши, ни дяди Вани?
         Теперь часто можно слышать: «Все коммуняки  стремились в партию ради карьеры! Политруки прятались за спины солдат!» Чудовищная ложь!  Именно политруки поднимали солдат в атаку и шли впереди!  Если бы это было не так, не был бы весь изранен и до сих пор бы жил наш дорогой Ванечка. И я вступала в партию, которой служил  до последнего вздоха мой дорогой и любимый дядя Ваня, хоть я его ни разу живым не видела.               

     ПИСЬМА С ФРОНТА
                Моему дяде Ване – погиб 17.04.1945г.
               
                Привилегия коммуниста...
                Дав команду: «За мной! Вперед!»
                Первым бросить на бруствер тело
                И последним уйти в санвзвод.»
                Юлия Друнина               
 

               
В 20 лет он писал:
« Я уже лейтенант. Ждите осенью в отпуск»,
Но обрушился враг вероломно и вдруг,
И вручил военком предписание – пропуск
На войну:«Званье с честью неси, политрук!"


Прилетел из боев фронтовой треугольник:
«Отбиваем атаки, но уж близок  наш час:
Мы  фашистскую нечисть к Берлину погоним,
Жизнь положим за Родины счастье, за вас!»

С первых залпов войны он в солдатских окопах
Не скрывался за спины, в атаке – всегда впереди
И хирург медсанбата  не раз его «штопал»,
Извлекая осколки  из спины и груди.

В 43-ем писал: «Гоним немцев на Запад,
Не даем передышки и себя не щадим.
Каждый бой близит наши победные залпы…
Допишу после боя, сейчас вновь в атаку идти"

Его вынесли с боя и отправили в тыл безнадежным,
Но не дался «костлявой», вернулся на фронт,
В дом родной завернув и из сумки дорожной
Вынув весь свой НЗ - офицерский паёк.

Написал в 45-м: « Мы уже под Берлином!
Вот фашистов добьем - будем счастливо жить…»
Но на Одере чуждом вражья  пуля догонит
И не даст 20 дней до Победы дожить.
    На сайте «память» я нашла выдержку из преставления его  к ордену Отечественной войны 2 степени от 29.05.45г.:
 «В боях за овладение городом Берлином тов. Чумин показал себя мужественным, отважным, распорядительным командиром. Руководя штурмовой группой…в уличных боях города Берлин, очищал от гитлеровцев один дом за другим. В одном из домов, окружив засевших гитлеровцев, забросал их гранатами, уничтожив при этом 8 немецких солдат и пленил 15, из них 3 офицера. В этом бою был тяжело ранен.» 
     Чумин Иван Михайлович, 1917 г.р, Брянская обл, Брянский р-н, п/о Глинищево, п. Роща,.,гв. ст. лейтенант63гв.сп 23 гв сд, умерт от ран17.04.45г. в госпитале ОМБС гв.сд Германия, Лосев,
Западнее 1 км Ноймюль, могила №5.
                ЦАМО, фонд33, опись 686196, единица хранения 6329
               
               


Рецензии
Спасибо за память, за Вашу жизненную позицию.
С уважением, Владимир.

Владимир Цвиркун   09.04.2018 09:32     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, за прочтение и добрый отклик.
Добра и мира Вашему дому.

Елена Вознесенская   10.04.2018 01:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.