Подарок ч. 2

И вот пошла «тяжёлая артиллерия», названная автором Николаем Шуриком
.«Антология любви»
Почему  я назвала эту тему «тяжёлой артиллерией»?
О, причин больше, чем достаточно.
О любви не пишет разве что ленивый. И всё потому, что она – главный движитель жизни и она же – «вещь в себе», ибо никто толком не знает «что ОНО такое».

Любовь, любовь, веселье жизни хладной,
Любовь, любовь, мучение сердец.
Она дарит один лишь миг отрадный,
А горестям не  виден и конец.

В одно четверостишье поэт вложил столько определений этого загадочного чувства, что создаётся впечатление, что и он – «Наше ВСЁ» - не «шибко»-то знал, что "ОНО" такое, хотя писал об ощущениях любви, что:
«Одной любви музЫка уступает,
Но и любовь – мелодия».

И вот новый, современный взгляд на эту загадку: любви нет, это всё химия, всякие там гормоны и феромоны – так пишет то ли в шутку, то ли всерьёз автор, правда, не в книге, а в одной из работ, опубликованных на сайте «Проза Ру».
Но вот передо мной книга.
В разделе «Антология любви» пять «любовных» историй, написанных светлой акварелью, с чувством едва заметного юмора и с лёгкой иронией прежде всего над собой.
Первая её страница:  «Любочка», самая первая моя любовь, нам около 4 лет, не смейтесь, если вы думаете, что  в таком возрасте любви  нет, прочтите и убедитесь, что  Вы не прАвы».

 (А что, в этом возрасте уже созрели гормоны-феромоны?)

 «Антонина».
 Встреча с этой живой приветливой девушкой 18-ти  лет произошла на знойном юге около Ашхабада где-то в начале 40-х. Нашему герою вероятно не больше пяти лет. Они иногда встречались и подолгу беседовали на завалинке  Тониного дома.
«Пройдёт ещё немного времени, я подрасту, и мы будем с Тоней вместе» - так на полном серьёзе думал малыш. Он вёл себя как кавалер, как истинный рыцарь и был вполне счастлив, но… с  войны пришёл раненый, с медалями Серёжа, и судьба Тони была решена, а малыш, увидев свадьбу, превратился в соляной столб от огорчения и обиды.
Как назвать его чувства?

«Женя»
Дальний  Восток, куда перебросили на работу отца. К сестре нашего героя частенько заходит одноклассница, как говорят, самая красивая девочка в 4-ом классе. Её прихода малыш всегда ждал, «как манну небесную». И вот однажды Женя пришла в отсутствии сестры, а мама была занята на кухне. Вот это был момент волшебного счастья:  Женя читала вслух сказки, которые иногда кончались словами «рядком, да ладком, да за свадебку» - полное ощущение любовной истомы…
Женю наш герой помнил долго и уже взрослым, рассматривая фотографию 5-го класса, где учились сестра и Женя, задерживал взгляд на её красивом личике, мысленно говоря: «Ты мне так нравилась!».

Томка
Дальний Восток. Городок около Порт-Артура. База русских войск после войны с Японией. Ребятни полно. Наш герой вместе с соседней девочкой учатся в 1«Г» классе и сидят  за одной партой.
 Постепенно возникают общие игры, знакомство с игрушками противоположного пола, игра в «семью» и первые поцелуи - единственные за весь школьный период.
Развивая, разматывая сюжетную линию, автор исподволь показывает, как дети сами себя готовят к совместной жизни, воплощая в играх подсмотренный у взрослых опыт, как постепенно рождается  ощущение стеснения друг друга (взросление), пока не придут настоящие, сильные (увы, не всегда долговечные) чувства, которые, преодолев стеснение, бросят их в объятия друг друга.
 Быть может это и взыграет та самая химия  (гормоны-феромоны), рождающая страсть, которая может плавно перерасти в любовь, если сойдутся многие факторы (особенно духовного свойства), а может и навсегда развести в разные стороны.

Светланка
Замечательная, полновесная по содержанию, но всё такая же лёгкая,  с ноткой  иронии,  новеллка, в которой не только подрос ЛГ, достигнув очень опасного взрывного подросткового возраста, но, кажется, ощутимо возросло и авторское мастерство, хотя это обманчивое впечатление, ибо все пять портретов-новелл написаны примерно в одно  время, в нулевые годы, а именно  50 лет спустя! Удивительно, как автору удалось сохранить яркость и остроту воспоминаний, и ощущение, будто новеллы написаны по свежим следам событий!
Это не просто память, а память ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ  - самая сильная наша память.

Итак, подросток вновь влюбляется. Чувство это растёт,  ширится, требуя выхода во вне. И, как в старинных романах, в «море» брошена бутылка с объяснением в любви.
Ну а дальше по инерции совершаются разные подростковые глупости, необдуманно выскакивающие, «как чёртик из табакерки» и рождающие лишь отчуждение и обиды.

Трудно даже предположить, чем бы всё это закончилось (хотя вариантов в голове «танцует» множество),  но судьба развела наших подростков в разные, очень далёкие друг от друга, стороны, и остались лишь воспоминания  и чувства, вложенные  в эти короткие рифмованные строки:
Она придёт, вернётся к нам из снов,
Не важно, в декабре была, иль в мае.
На то она и первая любовь,
Что мы её так часто вспоминаем.
                Москва, июнь 2000 г.

Второй раздел книги Н.Шурика  «И  КОЕ – ЧТО  ЕЩЁ»
Начинается прекрасной зарисовкой

МОЯ ИНОСТРАНКА,

написанная на незатухающих эмоциях;  рассказ о том, как Обожание рождает мечту, Мечта – действие, и всё это «работает», держит человека во власти этих эмоций четверть века.

И вдруг…

Мечта сбывается: свидание с обожаемой Лолитой Торрес состоялось, её рука коленопреклонённым поклонником поцелована, цветы преподнесены, и стихи прочтены ей и всему в  волнении дружно поднявшемуся с мест залу.
Высшее состояние эйфории, бегство со сцены под сопровождение звучащих в душе трогательных мелодий Лолиты.
Только бы не потерять этот образ, это ощущение счастья, минуты сладостного воплощения мечты!

Тамань по-карельски
 
  Тема всё та же: чи любовь, чи химия, но привлекает некой таинственностью, звенящей в ночи девичьей песней и в целом – своей загадочностью.

Первый курс – первая девушка

И, я бы сказала, не первые любовные страдания.
Вообще, вторая часть книги («И кое-что  ещё») – по существу продолжение  «Антологии любви».
Однако же, любовь, видимо, такая «штука», что, во-первых, как и любой  другой дар, даётся не всем подряд, а во-вторых, она, как внешность, тембр голоса, строение радужки, абсолютно точного повторения не имеет.

Автор книги описал (открыл душу) как  ЭТО было у него, «проснувшегося» для любви рано и сохраняющего это чувство и по сей день.
Нечастое, но прекрасное сочетание лирики и физики!

Наш герой – абитуриент, но первым делом он в толпе заметил ЕЁ; загорелся так, что не смог по-настоящему совладать с несложным экзаменационным заданием по главному предмету – физике («3»), и только блестящие результаты по остальным дисциплинам сделали своё дело.
В знакомстве с Ней был робок, долго примеривался и…  прозевал.

Украинская сказка

Произвела на меня ощущение  d;j; vu. Нет, не сюжет. Он мне не знаком, но отдельные слова и понятия складываются во что-то уже читаемое, но едва уловимое.
БОльшая часть «Сказки» - роман в письмах, причём, пишет только женщина о своей любви. Ответов нет, но есть, слава богу, happy end.
На мой взгляд, тексты о любви от лица женщины получились бледнее, чем описание   мужской любви.
Что ж, вполне закономерно.

Самая страшная сказка

Сказка-притча с большой долей чёрного юмора  о жестоком и гневном властителе Шахрияре и прелестной Шахерезаде.
Перенесённая «машиной времени» в день сегодняшний, сказка являет собой монстра пострашнее Шахрияра, где обнажены многие самые чёрные человеческие пороки и где, в отличие от арабского варианта, добро не  побеждает зло.
Чтобы было не так больно и тоскливо, взяла с полки томик и «утонула» в пряном восточном аромате 1001 ночи.
А ещё… во мне зазвучала  дивная, полная ориентализма музыка Римского-Корсакова, упиваясь которой, мысленно насладилась танцем неповторимой красоты Илзе Лиепа и Николая Цискоридзе.
Так я ушла от страшной сказки.

Сказка о Сергее Есенине

Это лучше всего прочесть.
Рецензия здесь вообще неуместна. Обзор или пересказ – зачем!?
Лучше прочтите о случайной  (это всегда вопрос) встрече автора с с «питУхой», вероятно знакомым с С. Есениным.  Автор, правда, проверил его рассказ и нашёл некоторые несовпадения.
Да оно и не удивительно: столько лет минуло!
Прочтите!
Мне, например, при всех «за» и «против» было интересно.

Сказка обо мне

Да и не сказка это вовсе, а  ну хотя бы «сказка – быль» с детективным уклоном.
Правда, настоящей детективной закрутки не получилось, хотя материал к тому располагал, да не Шуриковский это жанр.
Зато получилось добротное повествование о настоящей мужской выдержке, смелости, уме и находчивости, о великодушном отношении к женщине и, главное, о ДОБРОТЕ И ПРОЩЕНИИ.
Этими понятиями, составляющими сущность личности автора, пожалуй, и поставим  точку в разговоре о его книге.

P.S.
На последней странице книги авторы пишут: «Особую радость мы испытаем, если Вы не сочтёте  за  труд написать своё мнение…»

Что мы и сделали как сумели.


 


Рецензии
Нелли, здравствуйте!
Я читала часть рассказов этого сборника.
Ваша оценка настолько исчерпывающа и доброжелательна, как и я бы сказала.
Ах, эта Лолита! А "Томка"!
Моё впечатление было также ярко, эмоционально, но это - профессиональный
разбор глубокий и тщательный. Могу только всем авторам, причастным к произведению, аплодировать!

Тамара Свинцова   18.04.2015 18:13     Заявить о нарушении
На эту работу идёт много позитива.
Я радуюсь тому, что удалось достойно представить книгу моих виртуальных (теперь уже не только) друзей.
Они меня скромно об этом не просили, но как приятно доставить людям радость.
Спасибо, Тамара, за Ваши тёплые слова и высокую оценку моего труда.
Всего самого доброго.
Нелли.

Нелли Мельникова   19.04.2015 07:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.