Путешествие в Китай 17. Великий среди великих

                Великий среди великих: каналы Сучжоу

Прилагательных «великий» (-ая; -ое) в названиях творений рук человеческих, вошедших во все авторитетные энциклопедические словари, не так много. В Большом энциклопедическом словаре Britannica их всего три, одна из них «Великая мечеть Исфахан». В Советском энциклопедическом словаре их тоже три, но статьи об этой мечети нет, зато есть статья «Великие мосты» - город (с 1940 г.) в Львовской области… Но в чем совпадают эти идеологически разные, но, на мой взгляд, лучшие справочные издания, так это то, что две оставшиеся статьи одинаковые.
Великая китайская стена и Великий канал. Получается, что в мировой истории лишь два ныне существующих рукотворных объекта имеют общепризнанный (общеупотребляемый) титул «Великий» и оба они - китайские. Рознятся два грандиозных творения тем, что Великая китайская стена это бесспорное в туристическом мире чудо света №1, а о Великом китайском канале за пределами КНР мало кто знает. Более того, в алфавитных указателях большинства наших путеводителей он даже отсутствует. Вопиющая несправедливость… Вот некоторые факты. Протяженность Великого канала - 1747 километров, и это - самый длинный в мире рукотворный водный путь, коим он остается много веков и, скорее всего, таковым и останется в обозримой перспективе земной цивилизации. Роль Канала в собирании китайских земель, как единого государства, неизмеримо выше, чем объединительная роль Стены. Ведь фортификационно–оборонительная роль Великой стены сомнительна, а эффективность Канала, как основного пути снабжения продовольствием (рисом) Севера - бесспорна.

А разве нельзя назвать чудом тот факт, что и сегодня, через два с лишним тысячелетия, с тех пор, когда были сданы в эксплуатацию первые отрезки канала, он по-прежнему является работающим гидротехническим сооружением. Конечно, его экономическое значение не так велико для современного Китая, как в древности. Но вдумайтесь, с тринадцатого века с севера на юг (от Пекина до Ханчжоу, а это рядом с Шанхаем) непрерывно идут суда. Небольшие, водоизмещением до 500 тонн (по некоторым данным, в настоящее время канал пропускает суда водоизмещением до 2000 тонн), но их множество. Я пересекал канал несколько раз, в различных местах, и видел нескончаемую вереницу джонок, барж, сухогрузов.
 
Долгожительство и эффективность Великого канала беспрецедентна. Особенно если вспомнить наш Беломорско-Балтийский канал, не проработавший толком ни одного дня, но роднящийся с китайским собратом великим количеством загубленных на его строительстве жизней. (Формально самой длинной в мире системой речных каналов является Волго-Балт, длиной 2300 километров и запущенный в апреле 1965 года. Напомню его направление. От Астрахани по Волге, через Самару, Нижний Новгород и Ладожское озеро к Санкт-Петербургу). Да и наш главный канал имени Москвы, позволяющий называть российскую столицу портом пяти морей, не вызывает у меня энтузиазма, так как от года к году отмечаю затухание, переходящее в замирение нашей речной навигации. А вот то, что благодаря Великому каналу неприморский Пекин – порт всех трех китайских морей - не пропагандистский слоган, а рабочая экономическая информация. Почему же Канал безропотно уступает Стене звание чуда света? Канал даже не памятник ЮНЕСКО. Думаю, из-за зрелищности. Внешней эффектности.
Наверное, можно провести аналогию, сравнив Стену с фотомоделью, а Канал - с деревенской красавицей. Последняя - пригожа, скромна, но хотя и «коня на ходу остановит», и «в горящую избу войдёт», а мужики глаз оторвать не могут от эффектного макияжа и силиконовых сисек первой. Так уж заточен глаз у мужика на женщин, а у туриста - на достопримечательности. Великая стена сама с себя, как с подиума, и свои прелести, и красоту окрестностей демонстрирует, тут слепым нужно быть, чтобы не залюбоваться.

Для Великого канала нужен особый взгляд. Канал - не объект созерцания, он условие, без которой красоты не увидать. Канал и есть канал, канава со шлюзами, вот и вся архитектура, и прокладывается он главным образом по равнинной местности, так что никаких особых видов и перспектив с него не разглядеть. Но при всем при том, эта рукотворная река шириной до трёхсот и глубиной не более трёх метров соединяет в единый водный путь бассейны множества рек и даже озер. Это и легендарная неукротимая Желтая река Хуанхэ, и бешеная «река-убийца» Хуайхэ, и кормилица, мать всех китайских рек - Янцзы. Вот на этих водных путях протяжённостью во многие тысячи километров чудес и красот - великое множество. И все они принадлежат Великому каналу. Мне случилось некоторые из них повидать.

                ***

     На мой взгляд, главным недостатком экскурсионного туризма является его фрагментарность. Когда в памяти остаются, вырванные из контекста реальной жизни города, его отдельные заслуживающий осмотра объекты. Так складывалось в Сучжоу. Вечерело, когда мы вышли за ворота Сада скромного чиновника умиротворенные, уставшие и проголодавшиеся. Разумно было бы ехать в отель, тем более что отель был хорош. Ухоженный, просторный, стильный, с рецепцией, оформленной под солидную библиотеку. А назывался как-то по-детски: «Наня» (отель Nanya 4* Адрес: 1 Yangchenghu East Road, Xiangcheng, Suzhou, Jiangsu, Китай).
Но донимала мысль. О Сучжоу у меня не сложилось ни малейшего представления. На завтра у нас опять были запланированы точечные экскурсии, уже не помню какие, а потом - переезд в Ханчжоу. Как не хороши сады Сучжоу, но они малая, хотя и прекрасная, часть города. Представить только, если единожды побывав в Санкт-Петербурге, случилось бы ограничиться одной прогулкой по Летнему саду… Сучжоу, как и Санкт-Петербург, пронизан множеством каналов. В старой части города, как в Венеции, вместо улиц - узкие каналы. При этом Сучжоу не приморский город, все каналы - рукотворные и являются сообщающимися сосудами Великого канала… Словом, по отработанной схеме мы дали денег сопровождающему нас экскурсоводу, тот поделился с водителем, и нас повезли на одну из пристаней Канала. Когда приехали, было уже темно. Мы довольно долго ждали заказанную по телефону лодку, стоя на по-китайски выгнутом каменном мосту через обводной канал.


   Сучжоу, - его историческая часть, - окружена довольно широким обводным каналом протяженностью в пятнадцать километров. По нему, плывя в одну сторону, можно снова оказаться на месте старта. У нас такое желание возникло, но быстро пропало, т.к. пришлось бы в течение полутора часов плыть в темноте, наблюдая довольно красивую, но не потрясающую и, в общем-то, однообразную панораму огней и огоньков города. Скорость судна (оно было типа небольшого речного трамвайчика) невысока, кроме того, временами начинал накрапывать дождь. Поэтому, проплыв по обводному каналу километра два, лодка свернула в один из радиальных нешироких каналов, который был явно оборудован для туристов. Невысокие строения вдоль канала имели нарядный вид и были освещены фонариками всевозможных видов и форм. Набережной вдоль берегов каналов почти не было, но дома имели причалы и обширные дебаркадеры, на которых располагались рестораны, магазинчики и всякого рода показушные сувенирные мастерские для гуляющего люда. По мере удаления от обводного канала ширина водного пути сужалось и местами разминуться со встречными лодками становилось все сложнее. Наконец, проплыв под очередным мостом, мы оказались вне подсвеченной для туристов зоне. Лодочный прожектор выхватывал из маслянистой темноты какие-то трущобные строения, когда та свернула в еще более узкий канал для того, чтобы развернуться и двигаться назад. Тут я спросил у нашего экскурсовода-переводчика:

- А есть ли иной маршрут, по которому мы можем вернуться на пристань, от которой начали?
Переводчик, недолго пообщавшись с лодочником по-китайски, ответил:
- Маршрутов много, но мы плывем по самому красивому…
- А нельзя ли, все же, проплыть немножко по каналам, где живут простые горожане?
Своё желание я подкрепил десятидолларовой купюрой, это сработало. Лодка, не разворачиваясь, двинулась в темноту нетуристических каналов.

    Увы, смотреть там было нечего, хотя бы потому, что было слишком темно. Свет почти нигде не пробивался из плотно закрытых дверей и ставен. По мере продвижения противоположные стены домов становились все ближе, и невольно возникала мысль, что будет, если появится встречная лодка. Кому и куда пятиться? От воды здесь изрядно тянуло чем-то неуловимо советским: навроде смеси еды и фекалий одновременно. Людей не было видно. Когда лодка остановилось, чтобы сделать замысловатый маневр и заплыть в еще более узкое перпендикулярное ответвление канала, в доме над нами на балкончик выбрался китайчонок лет восьми, и принялся справлять малую нужду. Я кинулся на корму, чтобы сделать эффектный нестандартный снимок «Китайский писающий мальчик». В это время лодку качнуло, вода между бортом и стеной канала, утробно чмокнув, обрызгала меня и фотоаппарат. Брызги были почему-то теплыми. Впрочем, возможно это была не вода. Снимок я сделал. Но он оказался не в фокусе… Вот пожалуй и все, что я увидел на нетуристическом участке каналов Сучжоу. Вроде и немного, но я почему-то уже почувствовал, что город - живой и теплый…


Скоро мы снова выбрались в туристический, подсвеченный, канал, и даже остановились на маленькой площади - островке, образованном близким пересечением трех каналов. Там в очаровательном интерьерном магазинчике я купил жене великолепный веер ручной работы из пластин сандалового дерева. И хотя место было явно для туристов, а значит дорогим, веер стоил раз в пять дешевле, чем его аналоги в Пекине и раз в сто – чем в антикварных лавках Москвы…


Итак, Великий канал подарил мне еще одно чудо света, потому что пролил свет за границы укоренившейся во мне ассоциации: каналы это - Венеция и Санкт-Петербург. Теперь это еще и Сучжоу. А когда этот маленький, печальный мир, зовущийся твоей земной юдолью  становится шире, многообразнее и красивее, в душе просыпается радость. Это стоит того, чтобы ехать за тридевять земель киселя хлебать, то бишь, проплыть по каналам Сучжоу.


Рецензии
Спасибо, Виктор!

Понравилось, однозначно.

Есть одно соображение. Посмотрев на карту, мы видим,
что Великий канал проложен с Севера на Юг вдоль морского побережья...
Это позволяет сделать вывод о его военном предназначении, как рокадного
пути.

С пожеланием здоровья и вдохновения,
Виктор.

Виктор Бабинцев   13.04.2015 17:17     Заявить о нарушении
Приветствую, Виктор! Военно-мобилизационное значение канала, конечно, очевидно. Где-то я читал, что в периоды безводья отдельные отрезки канала засыпали рисом и волокли суда посуху...

Барабанов Виктор   14.04.2015 08:20   Заявить о нарушении