Мариано Фортуни. Испанская свадьба

Мариано Фортуни. Испанская свадьба,1870г

      Хотелось  бы познакомить вас с одним интересным испанским художником Мариано Фортуни. Совершенно забытый сейчас мастер, разве что имя часто встречается в письмах современников, особенно русских живописцев.
 
    И. Репин не уставал им восхищаться. «Всесторонний талант в выполнении... Он... увлекается работой, за ней он торжествует, она для него праздник» — это строки В. Поленова. Праздничность живописи Фортуни подчеркивали П. Чистяков, И. Остроухов. Юные В. Серов и М. Врубель подражали какое-то время испанскому мастеру.
      А. Головин со знанием дела писал: «Фортуни достигал изумительных красочных эффектов, получал такую яркость и свежесть красок, какой не удавалось получить никому...»

      Мариано Фортуни родился в испанском городке Реусе в 1838 году, скончался в Риме в 1874 году. Он прожил всего 36 лет. Родился в бедности, рисовать учился сам, по природной склонности.

        Палитру и кисти получил из рук местного любителя художеств, удивленного рисунками мальчика. Когда Фортуни исполнилось четырнадцать лет, дед взял его с собой в Барселону. Он мастерил для продажи фигурки из воска, внук их наряжал, раскрашивал. Наверное, тогда подростку была привита любовь к ремеслу.

      В 1857 году, блестяще окончив Академию, Фортуни получает возможность на два года отправиться в Рим для дальнейшего образования, но судьба распорядилась так, что почти всю свою жизнь художник провел в Италии и лишь время от времени приезжал то в Испанию, то в Париж.

             В 1859 году, когда Испания начала войну с марокканцами, Фортуни получил от городского совета Барселоны предложение отправиться с войсками в Африку и собрать там материал для написания батального полотна о победе испанского оружия.

             В 1870 году была создана одна из наиболее известных картин Фортуни "Испанская свадьба",которую вы видите на иллюстрации.

     Судя по костюмам, действие происходит в конце XVIII века в ризнице одной из церквей — просторной комнате, стены которой обтянуты тисненой кожей с поблекшей позолотой и украшены зеркалами в резных рамах. Здесь подписывается брачный контракт — господин средних лет с приметами бывшего щеголя женится на молоденькой, но, очевидно, небогатой девушке.

            Он склонился над столом, по-балетному поставив ноги, и прикладывает свою подпись там, где ему показывает одетый в черное каноник. Подобный сюжет можно было бы истолковать в драматических или сатирических тонах.

       Но не таков Фортуни: при всей точности обрисовки типажей действующих лиц главное внимание он обращает на колористическое богатство сочетаний костюмов молодой пары, родственников, свидетелей и подруг, особенно выделяя изящное белое платье новобрачной — предмет ее гордости.

         Справа на первом плане на скамье вдоль стены сидит тореро со своей дамой. Они не принимают участия в происходящем, а просто ждут своей очереди. Их сопровождают несколько кавалеров из свиты тореро в ярких национальных костюмах.

         В той праздничности, которую вносят в картину разноцветные шелка, цветы и веера испанок, их грациозные, горделивые позы, чувствуется влияние и даже, может быть, созвучие с некоторыми полотнами Гойи. "Испанская свадьба" имела необычайно громкий, даже для Фортуни, успех, говорили даже о новой эре в области жанра.

   А работал Фортуни быстро. Стремился достичь свободы живописной манеры, виртуозности, чистоты и прозрачности цвета.Фортуни был магом эффекта.
         Занимательный, необычный сюжет, беглая манера письма, сочные краски — все это позволяло достичь цели: заинтриговать, увлечь зрителя.
 
      За короткую жизнь  слава Фортуни успела достигнуть необыкновенных размеров — за любую его работу, от небольшой акварели или рисунка пером до сравнительно крупной картины, коллекционеры были готовы платить по нескольку тысяч франков.

        Превыше всего он ценил в живописи внешний блеск. Произведения мастера скорее поражают, чем трогают. Он схватывал остро, мгновенно, но неглубоко. И все же приравнять картины Фортуни к пустому, холодному искусству нельзя.Они яркие,красочные и притягивают взгляд.

         Последние годы жизни художник много путешествует. Едет на родину, в Севилью и Гранаду, возвращается в Рим. Картины ценятся теперь высоко, и он получает возможность погрузиться в коллекционирование.

            Принимает решение больше не писать на заказ, изображать лишь то, что кажется важным ему самому. Уезжает в Неаполь, снимает виллу на берегу моря. Там, как и всюду, вокруг Фортуни образуется кружок единомышленников— местных живописцев. Мастер пишет этюды, делает наброски, которым уже не суждено претвориться в законченные произведения.
 
        Неожиданно в ноябре 1874 года заболевает лихорадкой — болезнью, которая, по его выражению, преследует художников, работающих на открытом воздухе в окрестностях Рима,— и скоропостижно умирает.

         Еще при жизни художника его искрометное искусство привлекло внимание таких русских коллекционеров, как С. М. Третьяков и Д. П. Боткин. Сейчас купленные ими картины хранятся в музеях Москвы и Ленинграда. Это свидетельство некогда большой  славы мастера. Славы, так быстро канувшей в лету..

Текст с другими работами художника.
http://maxpark.com/community/6782/content/3005050


Рецензии
К похвалам наших художников в адрес Фортуни можно только присоединиться. Почему гениальные люди живут так мало? Такое великолепное месиво красок можно рассматривать бесконечно, даже не вникая что там хотел сказать автор. Значительные полотна его были, конечно, еще впереди, но и то, что успел сделать, стоит много. Поставить кого-то рядом по тем временам прямо затруднительно.

Александр Пастернак   24.06.2015 21:25     Заявить о нарушении
Интересный художник.Я долго рассматривала Испанскую свадьбу в деталях. Какие изумительные краски. Поражает умение построить композицию.Нужно прекрасно знать обряды и традиции.Мне очень понравилось,как красочно он изобразил наряды женщин,а позы,жесты!Не зря картина имела такой успех.Хотелось бы посмотреть оригиналы его работ.

Алина Алексеева-Маркезин   24.06.2015 22:02   Заявить о нарушении
У настоящего мастера всегда все интересно, ново и необычно. Можно сказать что Фортуни намного обогнал время, в котором жил. Он даже сейчас смотрится современно

Александр Пастернак   24.06.2015 22:21   Заявить о нарушении
Это верно.Хотя тематика его работ порой очень оригинальна.Но яркость красок всегда присутствует.

Алина Алексеева-Маркезин   24.06.2015 22:25   Заявить о нарушении