Гюнтер Грасс с нами
Сегодня мы переживаем (мы все, и в Европе, и у нас) момент расставания с иллюзиями, которые породила победа над фашизмом. Хотя вся эта «политкорректность», над которой у нас почему-то принято насмехаться, порождена опытом строительства такого послевоенного мира, который бы исключил возможность большой европейской войны, вся она — это решительное «нет» социальной практике фашизма, нацизма и прочего массовидного –изма, основанного на грубом праве сильного, на демонстративном, принципиальном попрании слабого. Но вот уже и добро утомило, и подавай-ка нам остренького!
Контур этих настроений в Европе едва наметился. У нас же гораздо все жестче теперь, ведь четверть века мы живем в состоянии брожения и разлома, в отсутствии видимых перспектив, внятной цели, в ощущении сотворенной несправедливости. Когда-то, в 90-е или начале 00-х, Борис Васильев сказал: его поколение жило в уверенности, что война будет; нынешняя молодежь живет в уверенности, что войны не будет. Но сказано это было несколько лет назад, и оценка его устарела, — увы, уже!
Молодежь у нас запоем читает сейчас Ремарка — и не потому, что беллетрист приятный, а потому что она чует его актуальность для нас. Широкому читателю да и всем нам в России еще предстоит заново открыть немецкую литературу 20 века, которая вся пронизана идеей изживания тоталитаризма. Исторические рифмы в судьбах России и Германии гораздо живей, а значит, больней и для нашего сознания не желаннее. Но мы еще не раз снимем с полки и Дёблина, и Грасса, и Хенни Янна, и Фейхтвангера.
Может быть, это самые актуальные сейчас для нас авторы.
Гюнтер Грасс — с нами.
14.04.2015
Свидетельство о публикации №215041401131