Ровесник Правды
(Из книги «О людях и для людей»)
«Неисповедимы пути господни…»,– гласит народная мудрость. Вряд ли кто из нас может предугадать свою судьбу. Но, тем не менее, жизненный путь наш, оказывается, не случаен. И я смотрю в открытое лицо моего сегодняшнего собеседника, в умные и внимательные его глаза, вслушиваюсь в его ясную и чёткую речь, думаю о том, как щедро одарила жизнь этого человека событиями минувшего века. Сколь было в ней всего и всякого.Здесь есть всего сполна:и радости,и печали,и трудности,и победы.
Журналистская карьера Николая Григорьевича Махаринца – просто блестяща! Это и тридцатипятилетняя работа корреспондентом ТАСС, как внутри страны, так и за рубежом, это и шестнадцатилетнее сотрудничество с газетой «Правда», это и участие в создании и работе в газета «Тульская Правда». А ведь в начале его жизненного пути ему ничто даже и не предвещало посвятить всю свою жизнь журналистике, этому столь увлекательному, но и столь же тяжкому делу.
Детство его выпало на суровые для страны годы.Подумать только!Когда началась первая мировая война – ему было всего два года,в революцию 1917 года – пять лет, а когда закончилась гражданская война – восемь,когда умер Владимир Ильич Ленин – двенадцать!Из тех давних времён и сейчас в памяти его кое-что сохранилось.
Символично и то, что год его рождения и год рождения газеты «Правда» – совпадают! Они ровесники.И работать в «Правде» ему довелось до самой старости. И всё же,интересно,– что же хранится в его давней детской памяти?
Прежде всего, оказывается, жизнь в детском доме. Отец у него умер в 1922 году. И чтобы выжить мать, у которой кроме него было ещё трое детей, была вынуждена отдать его в детский дом. И только в 1925 году, вторично выйдя замуж, смогла она вернуть его в уже новую для него семью. Где уже было кроме её троих детей, ещё и трое детей его отчима Николая.
Семья жила в небольшом селе, в семи километрах от Кривого Рога, где отчим работал на шахте. Четыре класса начальной школы Николай Григорьевич закончил в этом селе, затем ещё три – в Кривом Роге. И уже, что интересно, именно, в эти годы у него случились первые попытки писать .В том числе, и в «Пионерскую Правду». Он много читал, пробовал писать и в другие газеты. Большое влияние оказывал на него брат – секретарь сельской комсомольской ячейки. В 1928 году, будучи комсомольцем, Николай Григорьевич получил первое своё поручение быть редактором оборонной газеты «Осовиахима» – комсомольской местной стенгазеты. Это были его первые опыты в журналистике.
И вот после окончания семилетки, как и все его сверстники тех мест, он захотел учиться на проходчика в школе горно-промышленного ученичества. (То есть, в ФЗУ). И тут, при постановке на комсомольский учёт, узнав из его характеристики, что он был редактором стенной газеты, ему опять поручают быть членом редколлегии стенгазеты «Литературная газета» в этом училище.
Горно-промышленная школа была большая – здесь учились более тысячи человек. И на эту тысячу в школе имелась очень большая библиотека. Молодёжь активно читала, с увлечением, рассуждала, спорила. И всё это выливалось на страницах «Литературной газеты».
Трудно сейчас сказать: ощущал ли тогда Николай Григорьевич своё влечение к журналистике или нет? Ощутил ли он в себе какой-либо дар к этому вида творчества? Пожалуй, что нет. Его тогда занимало другое стремление – стать горным инженером. Но вышло совсем по иному – Криворожский комитет комсомола объявил мобилизацию на строительство металлургического завода. Оказался мобилизованным на эту ударную стройку и проходчик высшей квалификации Николай Махаринец. И здесь, на строительстве, тоже спросили: «Какое комсомольское поручение имел?» Так и здесь он стал сотрудником многотиражки будущего металлургического комбината под названием: «Темпы решают!»
Вот отсюда всё и пошло. Здесь он вкусил всю захватывающую силу газетной работы. А через неё – захватывающий ритм строительства, чудо общения с людьми, радость свершений и ощущения своей причастности к большому общему делу. Помогало и то, что молодой журналист был очень начитан, но более то, что он сам стремился к знаниям, не был равнодушен к происходящему, все события пропускал сквозь себя, свою душу.
Работы он не боялся. Мотался с утра до ночи по строительству, был в курсе всего и вся.И так длилось полтора года. Молодого журналиста заметили в городской газете «Красный горняк», пригласили к себе работать заместителем заведующего отделом строительства, промышленности и транспорта. Затем доверили руководить и отделом.
Проработав здесь несколько лет, Махаринец решил учиться, получить высшее образование. Отпустили. После окончания Ленинградского института журналистики получил направление работать в ТАСС: высшее образование, плюс опыт работы, плюс замечательные отзывы из газеты «Красный горняк».
Какой же была работа на новом месте? Трудной. Это был более высокий (и значительно!) уровень, чем в его городской газете. «…И ты,– говорил тогда себе Махаринец, – поскольку даёшь оценку событиям и фактам, то должен, безусловно, хорошо во всём разбираться,многое знать,уметь учиться,во всё досконально и тщательно вникать!.. И по сему твой уровень интеллекта, как никогда, должен соответствовать уровню выполняемой тобой работы…». Махаринец всегда умел и любил учиться. Работа в Челябинской области. Затем, в самом начале войны, командировка в Каунас – спецкором по Литве. Вслед за этим – эвакуация и направление 5 июля 1941 года корреспондентом ТАСС, в Сталинградскую область. Таков его предвоенный путь и в начале войны в журналистике.
То, что видел Николай Григорьевич во время войны, в самом Сталинграде и в области, вряд ли кто ныне может рассказать столь подробно. С кем ему тогда здесь только ни приходилось беседовать! С солдатами и командирами, рабочими и крестьянами, политработниками, большими и маленькими начальниками, а главное, быстро и точно сообщать в ТАСС всё, что происходило здесь, на этом огнедышащем клочке приволжской земли. Где решался весь исход самой кровавой войны, на земле, вспаханной снарядами и бомбами и к которой было приковано внимание всего мира.
И здесь он служил долго. До самого конца войны.Он видел не только само сражение за город, но и как он поднимался из руин, как оживали заводы и как трудились для победы здесь люди.
В конце войны, точнее – в начале января 1945 года, сразу же после освобождения Польши, он получает направление работать в Варшаву. Отработал здесь год. А затем вновь в Сталинград. Такая уж доля журналиста – работать там, куда тебя пошлют. В пятидесятых годах Махаринца посылают опять учиться, но уже на курсы ТАСС. А после их окончания он направляется работать в Чехословакию. Три года он отработал в этой стране, а затем вновь возвращается в Советский Союз, к детям, которые все эти три года жили и учились в интернате.
По возвращении Николай Григорьевич просился на любую работу и готов был её выполнять, в любую область, где нужно было его трудолюбивое перо. Как раз освободилось место корреспондента ТАСС по Тульской области. И с лета 1953 года по август 1975 года, он работает корреспондентом ТАСС, живёт в нашем областном центре. Многое на его глазах свершилось в области за эти двадцать два года. Росли и развивались города,в том числе и сама Тула,открывались шахты, увеличивалась производственная мощь заводов и фабрик, строилось жильё, школы, Дома культуры, больницы, выращивались богатые урожаи на селе, росло поголовье скота и птицы и многое, многое другое и чём он сообщал в ТАСС.
И всё это до сих пор живо в памяти этого человека. Всё это он видел своими глазами. И если учесть ещё и то,что даже после ухода на пенсию, он не бросил свой журналистский труд, а проработал ещё шестнадцать лет (до начала 1992 года!) внештатным корреспондентом газеты «Правда». Да и сейчас активно сотрудничает в газете «Тульская правда», где от него всегда ждут совета и помощи. То возникает невольно мысль: вот это и есть истинное призвание человека, как журналиста. Счастливой судьбы человека.
Родина по достоинству оценила его труд. Николай Григорьевич награждён орденом «Знак Почёта», медалями «За оборону Сталинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За доблестный труд.В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», «Ветеран труда», юбилейными медалями в честь 30,40 и 50-летия Великой Победы. Ему присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».
И сегодня, в канун празднования 90-летия газеты «Правда», от всей души желаем Николаю Григорьевичу, как «правдисту», быть таким же оптимистом, как всегда, не терять журналистского огня и задора, крепкого здоровья и семейного благополучия.
А.Бочаров.
2002.
Свидетельство о публикации №215041401330